Пенсионное обеспечение и пенсионная реформа в Российской Федерации (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    6

1.1. Общая характеристика пенсионного обеспечения и пенсионной реформы    6

1.2. Реформирование пенсионной системы на современном этапе    15

2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ    22

2.1. Оценка проблем демографического старения населения России    22

2.2. Инвестирование пенсионных накоплений в системе    29

обязательного пенсионного страхования    29

2.3. Меры по снижению дефицита пенсионной системы    46

3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ    РЕШЕНИЯ    50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    59

ПРИЛОЖЕНИЯ    63

 

Введение


Конституция Российской Федерации провозглашает государство Российскую Федерацию, правовым и социальным государством. Граждане Российской Федерации на основании ст. 39 Конституции Российской Федерации [1] имеют гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае наступления болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, государство Российская Федерация закрепляет за собой «алиментарное» обязательство по содержанию гражданина, при наступлении у последнего определенных условий социальной незащищенности, выплаты ему компенсации утраченного заработка в случае наступления старости, утраты определенной степени трудоспособности при конституционно закрепленном статьей Конституции Российской Федерации праве данного человека и гражданина Российской Федерации на достойный уровень жизни.

Государственное социальное обеспечение является формой распределения материальных благ между такими социально незащищенными членами общества как, граждане, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, граждане, утратившие кормильца, безработные граждане, и другие категории граждан Российской Федерации, нуждающиеся в оказании социальной помощи государства для удовлетворения личных жизненно важных физических, интеллектуальных, социальных потребностей в целях охраны здоровья, поддержания уровня жизнедеятельности не только с учетом вклада каждого в общественное производство, но ив зависимости от социальных жизненных обстоятельств каждого субъекта [22, c.17].

Таким образом, социальное обеспечение является особым социальным институтом государства и гарантирует каждому члену общества не только достойное развитие, но и сохранение и предоставление источника средств к существованию при наступлении определенных социальных рисков.

В результате проведения пенсионной реформы ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения Российской Федерации стали социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемые, в основном, за счет налогов. Суть пенсионной реформы состояла в том, что часть уплачиваемого работодателем единого социального налога (ЕСН) шла в Пенсионный фонд РФ. Пенсия гражданина Российской Федерации стала формироваться как базовая, страховая и накопительная части.

В то же время, система пенсионного обеспечения в Российской Федерации испытывает серьезные проблемы. В частности, государство ежегодно дотирует огромный дефицит Пенсионного фонда РФ. В этой связи в последнее время все чаще звучат разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста.

В условиях глобальной проблемы падения рождаемости и общего старения населения повышение пенсионного возраста актуально для всего мира. Этот шаг в последние десятилетия регулярно обсуждается на законодательном и общественном уровне в большинстве стран [37, c.10].

Однако продвижение в этом направлении осуществляется медленно и осторожно. Достижение желаемых целей при проведении очередных изменений возраста выхода на пенсию зависит от множества факторов, и не в последнюю очередь - от того, насколько адекватно государство представляет себе его краткосрочные и долгосрочные экономические и социальные последствия.

Учитывая вышеизложенное, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является система управления социальной сферой в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает система пенсионного обеспечения и пенсионная реформа в Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении пенсионного обеспечения и пенсионной реформы в контексте управления социальной сферой в Российской Федерации.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы пенсионного обеспечения и пенсионной реформы в Российской федерации;

- провести анализ пенсионного обеспечения и результатов пенсионной реформы в России;

- исследовать проблемы пенсионного обеспечения и предложить пути их решения.

Теоретическую и методологическую базу составили труды таких авторов как Брызгалин А.В., Головкин А.Н., Грудцына Л.Ю., Макаров А.В., Донин Ю., Черняева Д.В., нормативно-законодательные акты и статистические данные по исследуемой проблематике.

 

1. Теоретические основы пенсионного обеспечения и пенсионной реформы в Российской федерации

1.1. Общая характеристика пенсионного обеспечения и пенсионной реформы

Законодательная база социального обеспечения Российской Федерации многообразна, в настоящее время нормативно закреплено и урегулировано право граждан на предоставление им пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсий, также пенсий за выслугу лет, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, различные виды пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов – пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации, а также различные другие виды пособий и компенсационных выплат и более ста видов различных льгот и услуг [22, c.19].

Начиная с 1990 года, в федеральном законодательстве социального обеспечения Российской Федерации нашли правовое закрепление такие основополагающие положения социального обеспечения Российской Федерации, как: всеобщность, доступность, адресность, множественность видов социального обеспечения, провозглашено применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения при соизмеримости размеров выплат социального обеспечения с прожиточным минимумом, установленным государством [10, c.22].

Осуществление принципа всеобщности социального обеспечения возможно путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг, появления новых видов социального обеспечения при возникновении новых социальных рисков, например, выплата социальных пенсий, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.

Государство использует комплексные меры социальной защиты населения путем установления фиксированного размера социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета, демократизации условий назначения и получения социальных выплат, предоставление возможности судебной защиты прав субъекта правоотношений социального обеспечения.

Принцип адресности предусматривает получение пособий и компенсационных выплат, дополнительных льгот, бесплатных услуг, специальных выплат в зависимости от уровня материальной обеспеченности или иных критериев социальной незащищенности определенных категорий граждан, например, только для малообеспеченных, либо многодетных граждан, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцев и вынужденных переселенцев.

Адресность социального обеспечения предполагает также применение социально-оправданных критериев дифференциации специфики отдельных видов общественно-полезной деятельности социальных групп и слоев населения, например, при установлении мер социальной защиты военнослужащих, работников органов внутренних дел, государственных служащих, сотрудников налоговой полиции, судей и других категорий граждан [22, c.20].

Важной положительной чертой российского законодательства социального обеспечения является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. В то время, как каждый гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

К примеру, если пенсионер является инвалидом Великой Отечественной войны, или признан ребенком блокадного Ленинграда, то данный гражданин, как пенсионер, имеет право на выплату двух видов пенсий: по старости и по инвалидности, помимо этого он также вправе получать различные пособия на детей, льготное лекарственное обеспечение, бесплатную государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и так далее.

При этом указанные категории граждан, будучи здоровыми и трудоспособными, честно трудились и отдали на благо государства большую часть своей жизни и здоровья, родили и воспитали детей, занимались общественно-полезной деятельностью [21, c.231].

Законодательная база социального обеспечения в Российской Федерации крайне многообразна, постоянно развивается и дополняется.

Однако многообразие форм права социального обеспечения, развитые социальные, демократические принципы отрасли, к сожалению, перекрываются отсутствием достойного уровня социального обеспечения граждан, не только попавших в тяжелую жизненную ситуацию, но и пенсионеров и инвалидов, для которых пенсия является единственным источником средств существования и компенсацией утраченного заработка в связи с наступившими рисками.

Что связано со следующими объективными причинами социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе.

Формирование средств пенсионного обеспечения в течение многих лет производилось за счет средств государственного бюджета, формировалось из налоговых отчислений граждан Российской Федерации. То есть для пенсионного содержания одного пенсионера в стране должны работать в системе общественного производства несколько трудоспособных граждан [22, c.22].

По данным М.Е. Фрадкова для содержания одного гражданина пенсионного возраста необходим труд 7-8 трудоспособных граждан, в то время как в настоящее время на одного пенсионера приходится около 1,5 человек работающих. При этом в стране в настоящее время крайне высока смертность трудоспособного населения, также рост числа инвалидов от различных причин.

Выступая Совете законодателей В.В. Путин отметил, что «в России на тысячу работающих приходится сегодня 276 детей и 323 пенсионера. Посчитайте, кто работает!».

А. Очирова на заседании Общественной палаты Российской Федерации отметила, что «Ежегодно умирает примерно 900 тыс. россиян, при этом четверо из пяти умерших - мужчины. Ситуация перестала быть просто критической: каждый год мы недосчитываемся или Карелии, или Псковской области. Это очень серьезно!» [36, c.13].

По мнению членов Общественной палаты Российской Федерации, в России отсутствуют социальные стандарты жизни, анализ причин преждевременной смерти россиян. Отмечено, что за последние несколько лет по управляемым внешним причинам преждевременно умерло около 4 млн чел., как правило, репродуктивного и трудоспособного возраста.

По уровню смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний Российская Федерация превышает аналогичные показатели Евросоюза, как минимум, в 4,5 раза. Общий уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин превосходит показатели развитых стран в 2,5 раза, развивающихся стран в 1,5 раза.

Таким образом, поскольку работающих граждан трудоспособного возраста в Российской Федерации с каждым годом становится все меньше, а пенсионеров - все больше, специалисты подсчитали, что, через 15-20 лет работающее население не сможет обеспечивать пенсионное содержание неработающим [34, c.15].

Выход из сложившейся ситуации был найден в проведении пенсионной реформы. Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения Российской Федерации стали социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемые, в основном, за счет налогов.

Суть пенсионной реформы состояла в том, что часть уплачиваемого работодателем Единого социального налога (ЕСН) шла в Пенсионный фонд РФ. Пенсия гражданина Российской Федерации стала формироваться как базовая, страховая и накопительная части, что позволило, наконец, уйти от так называемой «уравниловки» граждан и завести на каждого личный индивидуальный «персонифицированный» счет учета денежных отчислений [22, c.25].

Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (в настоящее время упразднен, часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости), Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Данные фонды являются самостоятельными федеральными финансово-кредитными учреждениями. Аккумулируемые этими фондами денежные средства не подлежат изъятию, не входят в состав бюджетов других фондов, при этом являются государственной собственностью Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов определяются налоговым законодательством Российской Федерации и, в обязательном порядке, уплачиваются работодателем. Кроме того, государство также участвует в формировании средств данных фондов с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий [14, c.6].

Государство также осуществляет значительные дотации в Фонд социального страхования, в Государственный фонд занятости населения. Помимо этого во всех этих фондах аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов. Таким образом, указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира.

Однако главной проблемой, препятствующей эффективному использованию денежных средств пенсионных накоплений, является отсутствие надежного механизма защиты употребления средств этих фондов не по целевому назначению, отсутствие эффективной работы - мер, предусматривающих ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды, а также длительные задержки выплаты заработной платы, задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

В настоящее время средний размер пенсии в России составляет 26% от средней заработной платы, по сравнению с развитыми зарубежными государствами, где размер пенсионных выплат составляет 80% среднего заработка гражданина. При этом Международная организация труда рекомендует, что уровень подобного замещения выплат не должен быть ниже 40% [15, c.11].

На сегодняшний день размер усредненной пенсии российского гражданина составляет 108-110% прожиточного минимума.

Если не произойдет никаких экономических, финансовых изменений, то увеличение коэффициента замещения в Российской Федерации, по мнению Правительства Российской Федерации, начнется только после 2022 года, то есть тогда, когда начнется выход на пенсию возрастной категории граждан.

Несмотря на предпринятый в последнее время государством комплекс мер, направленный на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем.

Такие проблемы, как низкий размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма увеличения заработка, из которого исчисляется пенсия и другие. Существуют необоснованные различия в уровне пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров, отсутствует эффективный механизм поддержания покупательной способности социальных выплат.

Несмотря на принимаемые государством меры имеют место систематические нарушения сроков выплаты пенсий и пособий по различным обстоятельствам. Существует определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми. Пенсионные накопления по заявлению гражданина поступают в государственные или частные управляющие компании. При этом, если гражданин не указал своего желания «по умолчанию», его пенсионные накопления поступают в государственную Управляющую компанию.

На сегодняшний день накопительная часть пенсий составляет около 300 млрд. руб. Ежегодно происходит увеличение объемов накоплений примерно в два раза.

В настоящее время пенсионные накопления поступают во Внешэкономбанк (ВЭБ) и около 50 частных управляющих компаний в пропорции 96% на 4%. В государственном управлении находятся пенсионные средства граждан, выбравших государственную управляющую компанию «по умолчанию» [22, c.27].

Однако, по мнению экспертов, пенсионные накопления не попадают в экономику, а просто отдаются в кредит государству. Во всем мире, в том числе, в Америке, Германии, Франции пенсионные фонды являются главным

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить