Повышение эффективности службы судебных приставов (диплом)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    7

1.1. Нормативно-правовые основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов    7

1.2.  Организация деятельности Федеральной службы судебных приставов    17

1.3. Оценка эффективности Федеральной службы судебных приставов    26

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ... ГОРОДСКОГО ОТДЕЛА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    35

2.1. Общая характеристика ... городского отдела судебных приставов    35

2.2. Оценка эффективности ... городского отдела судебных приставов    45

2.3. Анализ факторов, снижающих эффективность ... городского отдела судебных приставов    57

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ... ГОРОДСКОГО ОТДЕЛА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    70

3.1. Рекомендации по повышению эффективности исполнения судебных решений и актов иных органов    70

3.2. Рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования исполнения судебных решений и иных актов    81

3.3. Разработка механизмов повышения эффективности деятельности  ... городского отдела судебных приставов    94

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    106

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    112

ПРИЛОЖЕНИЯ    118

 

Введение

 

В связи с радикальными переменами в государственном устройстве нашего общества, экономическими преобразованиями, переходом к рыночной форме хозяйствования возникла необходимость в проведении судебной реформы, одним из важных моментов которой являлась проблема невозможности эффективного принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Низкий уровень исполнения судебных решений уже давно являлся тревожным симптомом тяжелого недуга правоисполнительной структуры. Ее несовершенство не так сильно было заметно в период существования командно-административной системы, когда можно было обратиться за содействием в партийные или вышестоящие хозяйственные структуры. Однако основная часть решений по гражданским делам судов общей юрисдикции и решения арбитражных судов исполнялись с большим трудом.

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения постановлений судов и других органов является показателем не только состояния судебной власти, но и государственной власти в целом [51, C.42].

Исполнение судебного решения является заключительным этапом судебного процесса в защите нарушенных прав и интересов. Реализация юрисдикционного акта является в большинстве случаев результатом, по которому     можно     судить     об     эффективности     правоприменительной деятельности государства. В противном случае, неисполнение решений судов делает бессмысленным их вынесение, и, следовательно, саму судебную деятельность по гражданским делам, что, по существу, означает отказ в государственной защите прав граждан и организаций.

Исполнимость судебных актов и актов других компетентных органов определяет эффективность правоприменительной деятельности в целом, что задает степень правового развития современного демократического государства. Поэтому отечественный законодатель подошел к решению проблем по созданию условий обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, на должном уровне, приняв Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Закон о судебных приставах возложил на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов.

Несмотря на достижения ФССП, в ее деятельности имеется ряд нерешенных проблем. Прежде всего,  это несовершенство действующего законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов.

Еще одной  важной проблемой является недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами служб судебных приставов. С учетом численности судейского корпуса, наметившейся тенденции роста принимаемых судами решений судебных приставов явно недостаточно. Из-за недостаточной штатной численности судебных приставов формирование службы началось с создания в первую очередь подразделений судебных приставов-исполнителей.

Определенную проблему представляет также  недостаточно высокий образовательный уровень (многие судебные приставы не имеют высшего юридического образования), что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве работы. Еще нередки допускаемые ими правовые ошибки, в свою очередь, создающие предпосылки для обоснованных претензий со стороны прокуратуры, судов и граждан.

Огромная нагрузка, тяжелая и опасная работа судебного пристава по своей сути являются правоохранительной деятельностью. Сейчас оплата труда и социальные гарантии судебных приставов не соответствуют тем функциям, которые они выполняют. В то же время озабоченность вызывают факты преступных проявлений и коррупции в работе сотрудников Службы, полное искоренение которых является одной из приоритетных задач ФССП.

Таким образом, актуальность темы работы определяется огромной значимостью исполнительного производства в жизни государства и общества.

Объектом исследования являются организационные и правовые отношения, связанные с принудительным исполнением решений юрисдикционных органов.

Предметом исследования выступают организационно-правовые основы деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по г. ....

Целью работы является совершенствование эффективности службы судебных приставов ... ГОСП.

Цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучить теоретические аспекты деятельности Федеральной службы судебных приставов в России;

- провести анализ эффективности Федеральной службы судебных приставов на примере ... ГОСП.

Проблемам исполнения судебных решений и ранее уделялось большое внимание. Исторические аспекты данного направления в разные годы исследовали: Р.Х. Валеева, П.А. Варул, Е.В. Васьковский, Н.Л. Дювернуа., В.П. Пастухов, Д.И. Пихно, Г.Д. Рындзюнский и другие. Их работы и сегодня представляют несомненный научный интерес.

При исследовании проблем, составляющих предмет дипломной работы, автор во многом исходил из теоретических положений, обоснованных ведущими специалистами в области гражданского, арбитражного и уголовного процесса, судоустройства и прокурорского надзора М.Г. Авдюковым, В.И. Басковым, А.Д. Бойковым, К.Ф. Гуценко, Г.В. Дашковым, И.Ф. Демидовым, А.Б. Карлиным, В.П. Кашеповым, А.Н. Ларьковым, В.П. Рябцевым, Ю.И. Скуратовым, А.Б. Соловьевым, А.Я. Сухаревым, М.К. Треушниковым, А.А. Чувилевым, М.С. Шакарян и др.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды следующих авторов: Д.Х. Валеев, М.А. Викут, О.В. Исаенкова, Н.А. Винниченко, М.К. Треушников, Б.Е. Деготь, В.М. Шерстюк, М.К. Юков, В.А. Орлов, А.О. Парфенчиков, а также Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,  Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», а также судебная и исполнительная практика по исследуемой тематике.

 

1. Теоретические аспекты организации деятельности Федеральной службы судебных приставов

1.1. Нормативно-правовые основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов

 

Статья 2 Федерального закона «О судебных приставах» [7] обязывает судебных приставов при выполнении своих обязанностей руководствоваться только нормативно-правовыми актами федерального уровня, причем имеющими соответствующую иерархию: Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» [4], иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и устанавливает конституционное правовое поле, в рамках которого осуществляется деятельность исполнительной власти по принудительному исполнению актов компетентных органов. Так, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, никто не может быть произвольно лишен жилища, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. К государственно-организационным подходам можно отнести право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц и др.

Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» непосредственно регулируют деятельность судебных приставов при выполнении поставленных перед ними задач и реализации их функций, определяя компетенцию службы судебных приставов, их организационную структуру, место в системе органов государственной власти, права и обязанности судебных приставов, ответственность за причиненный вред и др.

Следует отметить, что судебные приставы также руководствуются в своей деятельности решениями Конституционного Суда Российской Федерации, в которых дается конституционное истолкование норм применяемых в исполнительном производстве федеральных законов, а также разъяснениями законодательства в сфере исполнительного производства, данными в постановлениях Пленумов ВАС РФ и ВС РФ. К иным федеральным законам, которыми должны руководствоваться судебные приставы, относятся, в частности, следующие [16, C.49]:

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить