Принципы разделения властей в Российской Федерации (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ    5
2. ПОНЯТИЕ И МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ    16
3. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    41

 

Введение

 

В начала 90-х гг. XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени.

В последнее время в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития нашей страны даны во многих трудах современных отечественных правоведов, философов, историков, ученых естествознания.

Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года. Известно, что власть всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия. Найти для этого подходящий предлог на составляет особого труда. Значит, нужен дополнительный механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей. Россия строит правовое государство, одним из признаков и принципов которого является концепция разделения властей, именно поэтому изучение данной темы является актуальным, что и определяет актуальность темы данной работы.

В процессе написания данной работы были использованы труды следующих авторов: М.В. Баглай, Д.Н. Бахрах, К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, И.Л. Петрухин, В.А. Ржевский, Б.С. Эбзеев. Положения и выводы исследования опираются на анализ конституционного права. В работе использованы Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательство Республики Марий Эл, а также решения Конституционного и других судов по исследуемой проблематике.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса принципов разделения  властей в Российской Федерации. В связи с этим задачами данной работы стали:

- изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субьектов;

- определить место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации;

- исследовать проблему становления законодательной власти в субъектах Российской Федерации.

 

1. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов

 

Действующая Конституция Российской Федерации 1993 разделяет власть в Российской Федерации на законодательную власть, возглавляемую Федеральным собранием Российской Федерации, исполнительную власть, возглавляемую Правительством Российской Федерации и судебную власть, представленную судами Российской Федерации. Специфика этих трех властей состоит в том, что она имеет комплексный, совокупный характер и осуществляется разнопрофильными органами, объединенными общей целевой установкой — единой и целостной государственной властью.

Следует отметить, что законодательная власть (по своему значению в определении перспектив развития государства и общества) занимает ведущее место, но по своей реальной силе она уступает власти исполнительной. Законодательная власть только устанавливает нормы, а приложение и осуществление этих норм предоставляет другим властям. Реализация    задач,    ставящихся    законодательной    властью    пред обществом, возможна лишь в процессе целенаправленного, организующего  управленческого   воздействия   на   людей,   объединенных   в   различные социальные общности. Эта функция в системе разделения властей возложена на исполнительные органы власти. Понятие исполнительной власти следует оценивать и изучать как вполне определенную совокупность полномочий по управлению государственными делами. Всеобщность, универсальность исполнительной власти страны является главным существенным признаком и отличием от иных ветвей власти: законодательной и судебной. В.В.Лазарев, выделяя эту основополагающую черту исполнительной власти, отмечает, что «исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства» [23, C.334].

В научной литературе по-разному дается определение исполнительной власти. Профессор В.Ф. Халипов определяет исполнительную власть как «систему органов государственного управления, действующую на основе Конституции и принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» [28, C.64]. Далее отмечается, что «исполнительная власть осуществляет свои полномочия самостоятельно и не вправе выходить за их пределы». Бачило И.Л. определяет исполнительную власть как «ветвь государственной власти, выраженную системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера» [19, C.31].

Наука конституционного права довольно активно использует основные вы­воды теории систем, они положены в основу изучения соответствующих кон­ституционно-правовых явлений. Общесистемные категории, такие как единст­во, целостность, структурность, элемент, часть, целое, организованность, ие­рархичность и другие, определяют содержание многих конституционно-правовых категорий, понятий, принципов и норм. При этом само понятие «сис­тема» является исходным в характеристике целого ряда государственно-правовых явлений. Это закономерно, ибо системное изучение общества, госу­дарства и права позволяет рассмотреть их всесторонне, во взаимосвязи и взаи­модействии составляющих компонентов и частей, образующих диалектическое единство и борьбу противоположностей как источник самодвижения и разви­тия.

Поскольку под системой понимается, как правило, целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, компонентов, элементов [31, C.12], то цель применения системного подхода при научном анализе системы органов исполнительной власти может быть сформулирована не только как изучение, анализ ее состава и свойств разнообразных элементов, проявляющихся в их взаимодействии, но как поиск научных средств, с помощью которых можно выразить ее целостность,

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить