Принятие управленческих решений в органах местного самоуправления на примере администрации муниципального района (диплом)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ    7

1.1. Понятие и сущность процесса разработки управленческого решения    7

1.2. Организационные факторы разработки управленческих решений    13

1.3. Эффективность принятия управленческих решений в системах муниципального управления    19

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ... МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНОМ    26

2.1. Общая характеристика ... муниципального района    26

2.2 Оценка механизма принятия управленческого решения в администрации МО «... муниципальный район»    35

2.3. Оценка результатов принятия управленческих решений в администрации ... муниципального района    45

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ... РАЙОНА    56

3.1. Диагностика и формулировка проблемы    56

3.2. Разработка методики принятия управленческого решения в проблемной области    61

3.3. Формирование набора альтернатив и выбор управленческого решения    68

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    76

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    79

ПРИЛОЖЕНИЯ    84

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Функция принятия решения наиболее специфична в деятельности руководителя и в наибольшей мере отражает ее своеобразие. Она очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все иные компоненты и этапы управленческой деятельности. В теории управления стало аксиоматичным положение о том, что функция принятия решения — это центральное звено всей деятельности руководителя.

Отмечается, например, что принятие решения — это интегральная часть любого управления более чем что-либо другое, отличающее менеджера от неменеджера. Г. Кунц и С. О'Доннел указывают, что «управляющие считают принятие решения своим главным делом» [14, с.43]. М. Мескон определяет управленческую деятельность через функцию принятия решения, отмечая, что «суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия решений»  [17, с.258].
Аналогично и основные управленческие функции также часто определяются через функцию принятия решения.

Например, планирование традиционно трактуется как выбор одной из альтернатив функционирования и развития организации, а целеполагание — как выбор миссии, целей и задач деятельности организации. Положение о ключевой роли принятия решения в управленческой деятельности согласуется и со сложившимися эмпирическими, житейскими представлениями.

Согласно им, суть деятельности руководителя в том и состоит, что он «обязан решать», что он затем и нужен в системе управления, чтобы принимать решения и брать на себя бремя ответственности за них. Далее общим мерилом реальной власти и влияния   руководителя  является  то,  насколько  он  сосредоточивает функции принятия решения, насколько ему «принадлежит последнее слово» в решении проблем организации.

Отличительной особенностью данной функции является значительно меньшая по сравнению с иными функциями управления стандартизованносгь и алгоритмизированность. В связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов. Существуют многочисленные правила, процедуры и методы принятия решения, которые облегчают этот процесс.

Однако каждый руководитель по своему личному опыту знает, как велика роль неформализуемых, субъективных, а часто и интуитивных факторов в процессах принятия решения. В силу этого функция принятия решения является предметом изучения в теории управления, что определяет актуальность заявленной темы работы.

Одной из первостепенных задач по совершенствованию управления в муниципальных образованиях является всесторонняя научная разработка проблем принятия управленческих решений в органах местного самоуправления, что определяет актуальность темы исследования.

Тема исследования разработана в научные труды следующих авторов: Кунц Г. и О'Доннел С., Коротков Э.М., Веснин В.Р., Казанцев А.К., Томилов В.В., Карпов А.В. и др.  Однако специфика принятия управленческих муниципальными органами власти является неразработанной.

Объектом исследования выступает процесс принятия управленческого решения.

Предметом исследования являются различные аспекты принятия управленческих решений муниципальными служащими МО «... муниципальный район».

Целью работы является изучение механизма принятия управленческих решений в органах местного самоуправления на примере администрации МО «... муниципальный район».

Задачами работы стали:

- изучить теоретические основы принятия управленческих решений;

- провести анализ управления … муниципальным районом;

- предложить меры по совершенствованию механизма принятия управленческих решений в органах

местного самоуправления … района.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Понятие и сущность процесса разработки управленческого решения

 

 

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.

Кроме того, решением можно считать:
- последовательность действий по достижению поставленной цели;
- нечто отражающее такое достижение (объект, состояние и др.);
- психологическую реакцию на раздражитель;
- управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и регламентирующий те или иные действия, состояния, изменения и проч.

В последнем случае решение содержит постановку целей и описание средств их достижения и служит основой организации практической деятельности людей. В зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется. Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Тем не менее успеха достичь удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них [2, c.280].

Управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней средах организации, ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей.

Управленческие решения также являются основным элементом каждой функции управления — планирования, организации, координации, мотивации и контроля, так как их осуществление также требует принятия решения. Схема процесса принятия решения приведена на рис. 1 и включает корректировку целей, анализ проблемы, прогнозирование, определение вариантов действия (анализ альтернатив), выбор наилучшего варианта (решение), организационно-практическую работу по реализации этого решения [16, c.111].


Рис. 1 - Схема процесса принятия решения

 

Разработка и принятие управленческого решения являются составной частью более общего управленческого процесса, который так же, как и любой производственный, подразделяется на основной, вспомогательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предметов труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот процесс будет основным. К обслуживающим относятся процессы по накоплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомогательным — все те, которые создают условия для протекания основных и обслуживающих процессов [20, c.161].

Опишем подробнее основной процесс принятия решений. Любая целенаправленная деятельность человека неразрывно связана с планированием, которое можно представить в виде последовательности процессов принятия решений, причем каждое из них есть результат определенной плановой задачи и может быть изображен в виде логической схемы [16, c.112] (рис. 2).

 


Рис. 2 - Элементы рационального планирования при принятии решений

 

Представление планирования как комплекса решаемых задач универсально и характеризуется тем, что, во-первых, не зависит от содержания планируемого объекта, во-вторых, допускает иерархическое представление, в-третьих, решение задачи может быть увязано с любым конечным интервалом времени. Справедливо и обратное утверждение: задачу принятия решения можно трактовать как выбор варианта плана, а процесс принятия решения в целом — как процесс разработки плана. Часто решением называют как акт выбора, так и его результат (ответ). Далее мы будем употреблять термин «решение» для результата выбора, акт выбора будем называть «принятием решения», а процедуру выбора — «процедурой принятия решения».

Формулирование проблемы для управленческого решения должно содержать характеристику ситуации, описание ее масштабов (пространственных и временных), указание причин и определение уровня решения. Формирование альтернатив начинают с установления граничных областей поиска возможных решений, которые задаются двумя компонентами: критериями оценки альтернатив и принятыми ограничениями реализации решений. Совокупность критериев оценки и принятых ограничений определяет поле будущих решений и способствует адресности генерирования альтернатив [19, c.94].
Критерии оценки альтернатив могут задаваться качественными (имидж, устойчивость ИП, демонстрация потенциала и пр.) или количественными (затраты, научно-технический уровень, конкурентоспособность и пр.) параметрами.

Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в виде параметров экономической эффективности инноваций. Ограничения определяются по всем внешним и внутренним факторам решения инновационной проблемы. К внутренним факторам решения относятся внутрифирменные ограничения: по целям и принятой стратегии инноваций, ресурсам, организационной структуре ИП, условиям финансирования и пр.

Внешние факторы отражают рамочные условия деятельности ИП. Следует различать постоянные, не зависящие от ИП, факторы внешней среды, например система налогов, таможенная и кредитная политика государства, экологическая среда и пр., и переменные факторы, на которые ИП может оказывать влияние, например партнеры по кооперации, поставщики, потребитель, кредитные организации.

Генерирование вариантов альтернатив решения осуществляется на базе принятых ограничений и с учетом сформулированных критериев их оценки. Для формирования альтернатив, как уже отмечалось, могут использоваться индивидуальные или коллективные процедуры. В теории и практике менеджмента используется достаточно много разнообразных методов формирования управленческих решений, основанных на моделировании инновационных процессов, их прогнозировании, построении «дерева целей», морфологическом анализе ситуации и пр. Применение методов должно быть направлено на формирование возможно большего количества допустимых вариантов решения проблемы [4, c.209].

Под допустимым понимается любой вариант решения проблемы, удовлетворяющий принятым ограничениям и обеспечивающий достижение поставленной цели. Принятие решения осуществляется на основе сравнительной оценки допустимых вариантов и выбора наилучшего с точки зрения установленных критериев. Заключительный этап принятия решения предусматривает организацию контроля и оценку фактических итогов выполнения предусмотренных решением мероприятий [19, c.95].
Критериальная основа типологии управленческих решений включает множество критериев [13, c.219] (рис. 3).


Рис. 3 -  Критериальная система аналитической классификации управленческих решений

 

Управленческие решения могут быть направлены в ту или иную сферу управления или деятельности: внешнюю или внутреннюю, финансовую, экономическую, социальную, организационную. Есть особенности разработки и реализации управленческих решений в каждой из этих сфер. По функциям управления различают решения плановые и координационные, мотивационные и организационные и т.д.
Эти решения должны отражать специфику функциональной деятельности и функции управления. По организации разработки решения бывают единоличные, коллегиальные, коллективные; требующие специальных организационных схем, или простые по организационному фактору их разработки и реализации.

Различаются решения по уровням управления — уровням их разработки и уровням их реализации. Управленческие решения высокого уровня иерархии, предназначенные для низших уровней, в зависимости от их корректности отражают степень централизации управления. Различны и условия разработки решений.

Бывают условия дефицита времени, информации, ресурсов, квалификации. Качество решений в этом случае различно. Можно разделить решения и по критерию потребностей практики. Это могут быть потребности различной остроты, сложности, глубины, сферы деятельности. Методика разработки решения также разделяет их на виды.

Существуют методики статистического анализа, количественных расчетов, экспертных оценок и пр. Наконец, все решения различаются по широте проблематики. Одни направлены на решение одной проблемы, другие могут решать целый комплекс проблем и включать проблемы разнотипные. Все решения имеют сроки своего действия, и по этому критерию есть долгосрочные решения и краткосрочные, разовые и постоянно действующие.


Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить