Проблемы муниципального управления (курсовой)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ    6
1.1. Социально-экономические проблемы в России в аспекте нормативно-правовых актов о местном самоуправлении    6
1.2. Проблемы передачи объектов в муниципальную собственность, аренды и приватизации муниципального имущества    19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ    23
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ    23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2] установлен порядок формирования муниципального имущества, включая его разграничение между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Для реализации указанного порядка не требуются дополнительные нормативные правовые акты Правительства РФ. В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Не менее важное значение для формирования муниципальной собственности имеет разграничение имущественных комплексов между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями [17].

Постоянные изменения, вносимые в федеральное законодательство, не позволили муниципалитетам своевременно провести инвентаризацию и составить перечни передаваемого в собственность РФ и субъектов РФ имущества в соответствии с решаемыми муниципалитетам вопросами местного значения. Процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно замедлило и затруднило несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями на федеральном и региональном уровнях. Так, не все субъекты Российской Федерации включили в свои законы о порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов (в переходный период) соответствующие перечни имущества. При этом внесение изменений в эти законы может быть осуществлено не позднее чем за три месяца до начала следующего финансового года [17].

Анализ правоприменительной практики выявил необходимость дальнейшего правового регулирования порядка разграничения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями с тем, чтобы подготовить предложения по внесению необходимых изменений в порядок разграничения имущества, установленный Федеральным законом N 199. Кроме того, необходима разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств методических рекомендаций (отраслевых нормативно-правовых актов) для отнесения объектов имущества, с учетом их целевого назначения и на основании установления определенного комплекса критериев (признаков), к тому или иному виду публичной собственности, а также собственности муниципальных образований разного типа.

По мнению ряда представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ученых и специалистов, "закрытый" перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем проблема обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса зданиями и помещениями может быть решена путем создания в этих целях фонда муниципального имущества, высвобождаемого в результате перепрофилирования объектов собственности. Этот вопрос требует проработки и законодательного урегулирования, как и ряд других вопросов имущественных отношений в муниципальных образованиях. Таким образом, исходя из вышеизложенного, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является система муниципального управления.

Предметом исследования выступают современные проблемы муниципального управления в Российской Федерации.

Целью работы является анализ проблем муниципального управления в Российской Федерации и предложения по их устранению.

Соответственно, задачами работы стали:

- провести анализ социально-экономических проблем муниципального управления в России;

- исследовать проблемы управления и распоряжения земельными ресурсами.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

1.1. Социально-экономические проблемы в России в аспекте нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

 

Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2] определил новое российское поле муниципального развития, реализация Закона идет полным ходом, и уже можно сделать определенные выводы о практике его применения. Безусловно, новый Закон имеет ряд положительных сторон с точки зрения социально-экономического развития на местном уровне. Полная реализация концепции Закона позволит впервые четко разграничить полномочия разных уровней власти, решить застарелую проблему так называемых нефинансируемых мандатов, возложенных на органы местного самоуправления [7, c.22]. Закон четко определяет, что ни федеральные, ни региональные законы не могут содержать положений, определяющих объем расходов, осуществляемых за счет средств местных бюджетов. Строго говоря, государственные органы не могут устанавливать нормы и нормативы по расходным обязательствам муниципальных образований. Все нормативы по хозяйственной деятельности в рамках своих полномочий муниципалитеты разрабатывают сами.

Четче, чем ранее, прописан в Законе порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Теперь законодательные акты, содержащие перечень обязательств по передаваемым полномочиям, должны содержать и порядок расчета субвенций на их исполнение, а также перечень имущества (материальных средств), необходимого для исполнения полномочий. В Законе продекларированы направления укрепления экономической основы местного самоуправления как в части имущественного комплекса, так и в части гарантий муниципальным образованиям по формированию местных бюджетов и инструментов муниципального социально-экономического развития. Предусмотрены самостоятельность в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов [7, c.23].

Однако одновременно новый Закон расширяет границы вмешательства государства в решение вопросов местного значения, создавая неоправданные барьеры на пути именно самостоятельному поиску направлений и путей социально-экономического развития. Так, при формировании территориальной организации местного самоуправления субъекту Федерации предоставлено полное право устанавливать границы муниципальных образований в соответствии с собственными представлениями об экономической целесообразности развития территории. Возник конфликт интересов бывших городов регионального значения, не получивших при установлении новой системы территориального устройства региона статус городских округов и утративших таким образом часть полномочий, а с ними - инвестиционную привлекательность и возможности самостоятельного экономического развития [10, c.53]. Всего в ходе реформы около 100 городов регионального значения (Шелехов, Ангарск, Гатчина, Приозерск и др.) стали городскими поселениями, т.е. муниципальными образованиями, аналогичными по набору полномочий сельским поселениям. Руководство субъектов РФ аргументируют эти шаги необходимостью финансово подкрепить экономически слабые сельские районы.

Не до конца выдержан в Законе принцип ответственности государства за передачу государственных полномочий на нижестоящий уровень. В случае нарушения государством принципов передачи полномочий, обозначенных в ст. 19, органы местного самоуправления обязаны их исполнять в объеме выделенных средств и далее опротестовывать в судебном порядке.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить