Развитие федерализма  в Российской Федерации (отчет)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА    6

1.1. Понятие и сущность федерализма    6

1.2. Проблемы федерализма и пути их решения    15

1.3. Организация межбюджетных отношений в федеративных  государствах    23

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ    33

2.1. Общая характеристика развития российского федерализма    33

2.2. Характеристика особенностей бюджетной системы Российской Федерации    43

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    73

Введение

 

В конце 90-х годов XX века в Российской Федерации остро встала проблема сохранения целостности государства. Ни подписание Федеративного договора в 1992 году, ни принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году не внесли окончательной стабильности в этот вопрос. Республики стали самостоятельно принимать свои конституции, законы, формировать свои правовые системы, не опираясь на приоритеты федерального центра и федеральное законодательство.

Многие из них включали в тексты своих нормативных правовых актов положения, противоречащие федеральной Конституции, - право на сецессию, процедуру ратификации федеральных законов, право самостоятельно объявлять военное положение и т.д.

Так, Республика Тыва записала в своей Конституции, что она имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва. Бурятия провозгласила себя суверенным государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Этому примеру последовали Калмыкия, Алтай, Кабардино-Балкарская и другие республики [19, c.207].

Таким образом, к середине 1999 года в Российской Федерации сложилась сложная политическая обстановка, которая характеризовалась стремлением субъектов Федерации к самостоятельности, противоречием федерального и регионального законодательства, несогласованностью деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Российский федерализм стремительно развивался в направлении конфедерализма.

Поэтому назрела острая необходимость проведения комплексной федеративной реформы, целями которой стали: сохранение государственной целостности, укрепление государственной власти, обеспечение конституционного принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, выработка единого подхода к разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, создание механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации [25, c.13].

В середине 1999 года с принятием Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», который закрепил принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов по отношению к договорам и соглашениям в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, начался процесс реформирования российского федерализма.

Данный процесс современные ученые связывают с принятием впоследствии в Российской Федерации ряда нормативных актов, которые внесли серьезные изменения в политическую систему государства.

В ходе проведения федеративной реформы следует отметить следующие преобразования:

- введение нового порядка формирования верхней палаты российского парламента;

- унификация законодательства;

- создание семи федеральных округов;

- расширение института ответственности органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации; увеличение объема полномочий Президента России в отношении органов государственной власти субъектов Федерации;

- совершенствование института разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами;

- регулирование порядка заключения договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий;

- повышение роли партий в формировании органов государственной власти субъектов Федерации;

- введение нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации и ряд других.

Многие из них вызвали большой политический резонанс, а также широкое обсуждение в ученых кругах.

Вышеизложенное определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования является федерализм.

Предметом исследования является развитие федерализма  в Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении федерализма, как формы принципов государственного управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты федерализма;

- провести анализ развития федерализма в Российской Федерации;

- определить перспективы и предложить направления совершенствования федерализма в Российской Федерации.

Тема исследования является широко разработанной зарубежными и отечественными  исследователями, труды которых использовались в процессе исследования: Абдулатипов Р.Г., Авакьян С.А., Барциц И.Н., Болтенкова Л.Ф., Глигич-Золотарева М.В., Кокотов А.Н., Зайделъ Б., Веспер Д., Миронов В.П.

 

1. Теоретические аспекты федерализма

1.1. Понятие и сущность федерализма

 

Политическая и юридическая науки рассматривают федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, которое позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. В данной статье будет рассматриваться федерализм как форма государственного устройства [30, c.27].

В теории государства и права под формой государственного устройства понимается способ политической и территориальной организации государства, система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределение власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти. Государственное устройство - это своего рода территориальная организация государственной власти.

Государство объединяет различные этнические, религиозные, языковые, культурные, социальные общности, поэтому возникает потребность, с одной стороны, реализовать их взаимодействие, а с другой - обеспечить целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра затруднительно. В государственном (конституционном) праве выделяют три формы государственного устройства: 1) унитарное государство; 2) федерацию; 3) конфедерацию.

В своей основе унитарное государство (от лат. unitas - единство) - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное - это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной. Вместе с тем унитарные государства различаются по степени самостоятельности местных органов в отношении центральных и широты компетенции муниципальных органов в решении местных вопросов [16, c.19].

Государство унитарное может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Большинство современных государств - такие, как Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия, - унитарные.

Все эти государства сформировались относительно давно, и в историческом плане это было актуально. В последнее время в литературе встречается специальный термин - «регионалистское государство», используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры - Италия, Испания). Предлагается считать, что «регионалистское государство» - это особая, промежуточная (между федерацией и унитарным государством), форма государственного устройства [30, c.28].

Федерация (от лат. federation - федерация, объединение, союз) - это форма организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Родоначальником общей теории федерализма по праву принято считать И. Альтузиуса, разработавшего «теорию народного суверенитета» на основе союза или согласия, благодаря которой в дальнейшем развились, а затем и оформились три самостоятельных направления.

Сторонники одного из них, Г. Елинек, П. Лабанд, В. Уиуллоуби, были убеждены, что суверенитетом обладает только федерация. Их оппоненты, М. Зейдель и Д. Кальхаун, напротив, считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, аргументируя это тем, что за субъектами федерации на конституционном уровне должно закрепляться право нуллификации и свободного выхода из союза [34, c.152].

Представители американской школы федерализма рассматривают его как установление порядка на основе «соглашения друг с другом перед лицом Господа для учреждения гражданского политического организма». Эта традиция исходит из идей французского и немецкого Просвещения XVIII в.

Если взять за основу, что федерализм - это принцип, воплощающий способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, то как форма государственного устройства он определяет разделение власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

Нередко в зарубежной литературе понятие «федерализм» используется как политико-правовой механизм гармонизации функциональной зависимости институтов политической системы.

Этимологически в основе понятия «федерация» лежит латинское «feod-eration» - чем-то созвучное со словом «союз». В широком понимании федерация создается как некий союз отдельных сообществ, скрепляемых общностью целей и задач.

Если брать во внимание процессы децентрализации в унитарных государствах, то вполне можно говорить о процессах федерализации в виде различного рода квазиформ (например, Испания или Италия) [30, c.29].

В государственно-правовом аспекте, на наш взгляд, под федерацией следует понимать соединение нескольких государств, государственно-территориальных или территориальных образований в интересах достижения общих целей с помощью федеральной власти при условии сохранения за каждым субъектом - государственным или территориальным образованием - определенной самостоятельности в рамках единой системы управления, благодаря чему достигается эффективность ее функционирования и гармония развития государственных и гражданских институтов.

Каждому государству присущи свойственные только ему особенности регулирования федеративных отношений, в зависимости от ряда весьма значимых факторов, включая политические, экономические, социальные, правовые, что позволяет классифицировать их в определенные группы - модели федерализма, отражая их индивидуальную специфику, исходя из правовой регламентации: «конституционная модель», «регламентарная модель», «традиционная модель».

Сторонники «конституционного федерализма» усматривают в нем наиболее демократическую форму государственного устройства, обеспечивающую гарантии прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства. Классическим государством такого типа являются США. К этой же группе можно отнести и Россию. «Регламентарная модель» отличается от «конституционной» прежде всего статусом регламентирующего правоотношения центра и его составных частей (субъектов) [31, c.21].

Основные принципы регламентарного федерализма составляют: добровольность объединения государств и государственных образований в единое государство со статусом субъектов федерации; принятие основного закона государства и актов субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; правовое разграничение суверенитета федерации и суверенности субъектов; общая территория; единое гражданство; денежная и таможенная системы; армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

Отличительной особенностью традиционного федерализма является порядок образования государства снизу, по инициативе субъектов, добровольно слагающих с себя статус суверенитета взамен на суверенность.

Таким образом, федеративное государство традиционного типа базируется на политико-территориальной целостности и суверенитете, четкой политически оформленной упорядоченности, гарантии суверенности субъектов федерации для самостоятельного определения своих полномочий.

Системам управления в государствах подобного типа при распределении полномочий и установлении компетенции присущи интеграция и субсидиарность, в силу чего взаимоотношения строятся исходя из иерархии государственной власти, что в конечном итоге и обеспечивает эффективность функционирования.

Если рассматривать создание федеративного государства с точки зрения изначальной цели образующих его субъектов, то из рассматриваемой концепции неизбежен вывод, что основные принципы его образования изначально предполагают рациональное и эффективное функционирование модели управления в интересах федерации и ее субъектов [30, c.30].

Следует отметить, что финансово-экономические неудачи ряда государств, в том числе и России, открыли начало новым моделям федерализма, таким, например, как «бюджетный», суть которого состоит в сведении понятия «федерализм» к бюджетной политике государства, и «экономический», определяющийся как «способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества по его политической и социально-экономической структуре» [20, c.14].

В этой связи рациональное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, учитывающее экономические, политические, национальные и другие важные аспекты, способствует сбалансированному разграничению компетенции. Как показывает опыт демократического развития большинства зарубежных государств, разграничение предметов

 

Заказать отчет

Введение

В конце 90-х годов XX века в Российской Федерации остро встала проблема сохранения целостности государства. Ни подписание Федеративного договора в 1992 году, ни принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году не внесли окончательной стабильности в этот вопрос. Республики стали самостоятельно принимать свои конституции, законы, формировать свои правовые системы, не опираясь на приоритеты федерального центра и федеральное законодательство.

Многие из них включали в тексты своих нормативных правовых актов положения, противоречащие федеральной Конституции, - право на сецессию, процедуру ратификации федеральных законов, право самостоятельно объявлять военное положение и т.д.

Так, Республика Тыва записала в своей Конституции, что она имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва. Бурятия провозгласила себя суверенным государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Этому примеру последовали Калмыкия, Алтай, Кабардино-Балкарская и другие республики [19, c.207].

Таким образом, к середине 1999 года в Российской Федерации сложилась сложная политическая обстановка, которая характеризовалась стремлением субъектов Федерации к самостоятельности, противоречием федерального и регионального законодательства, несогласованностью деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Российский федерализм стремительно развивался в направлении конфедерализма.

Поэтому назрела острая необходимость проведения комплексной федеративной реформы, целями которой стали: сохранение государственной целостности, укрепление государственной власти, обеспечение конституционного принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, выработка единого подхода к разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, создание механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации [25, c.13].

В середине 1999 года с принятием Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», который закрепил принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов по отношению к договорам и соглашениям в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, начался процесс реформирования российского федерализма.

Данный процесс современные ученые связывают с принятием впоследствии в Российской Федерации ряда нормативных актов, которые внесли серьезные изменения в политическую систему государства.

В ходе проведения федеративной реформы следует отметить следующие преобразования:

- введение нового порядка формирования верхней палаты российского парламента;

- унификация законодательства;

- создание семи федеральных округов;

- расширение института ответственности органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации; увеличение объема полномочий Президента России в отношении органов государственной власти субъектов Федерации;

- совершенствование института разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами;

- регулирование порядка заключения договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий;

- повышение роли партий в формировании органов государственной власти субъектов Федерации;

- введение нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации и ряд других.

Многие из них вызвали большой политический резонанс, а также широкое обсуждение в ученых кругах.

Вышеизложенное определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования является федерализм.

Предметом исследования является развитие федерализма в Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении федерализма, как формы принципов государственного управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты федерализма;

- провести анализ развития федерализма в Российской Федерации;

- определить перспективы и предложить направления совершенствования федерализма в Российской Федерации.

Тема исследования является широко разработанной зарубежными и отечественными исследователями, труды которых использовались в процессе исследования: Абдулатипов Р.Г., Авакьян С.А., Барциц И.Н., Болтенкова Л.Ф., Глигич-Золотарева М.В., Кокотов А.Н., Зайделъ Б., Веспер Д., Миронов В.П.

1. Теоретические аспекты федерализма

1.1. Понятие и сущность федерализма

Политическая и юридическая науки рассматривают федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, которое позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. В данной статье будет рассматриваться федерализм как форма государственного устройства [30, c.27].

В теории государства и права под формой государственного устройства понимается способ политической и территориальной организации государства, система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределение власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти. Государственное устройство - это своего рода территориальная организация государственной власти.

Государство объединяет различные этнические, религиозные, языковые, культурные, социальные общности, поэтому возникает потребность, с одной стороны, реализовать их взаимодействие, а с другой - обеспечить целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра затруднительно. В государственном (конституционном) праве выделяют три формы государственного устройства: 1) унитарное государство; 2) федерацию; 3) конфедерацию.

В своей основе унитарное государство (от лат. unitas - единство) - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное - это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной. Вместе с тем унитарные государства различаются по степени самостоятельности местных органов в отношении центральных и широты компетенции муниципальных органов в решении местных вопросов [16, c.19].

Государство унитарное может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Большинство современных государств - такие, как Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия, - унитарные.

Все эти государства сформировались относительно давно, и в историческом плане это было актуально. В последнее время в литературе встречается специальный термин - «регионалистское государство», используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры - Италия, Испания). Предлагается считать, что «регионалистское государство» - это особая, промежуточная (между федерацией и унитарным государством), форма государственного устройства [30, c.28].

Федерация (от лат. federation - федерация, объединение, союз) - это форма организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Родоначальником общей теории федерализма по праву принято считать И. Альтузиуса, разработавшего «теорию народного суверенитета» на основе союза или согласия, благодаря которой в дальнейшем развились, а затем и оформились три самостоятельных направления.

Сторонники одного из них, Г. Елинек, П. Лабанд, В. Уиуллоуби, были убеждены, что суверенитетом обладает только федерация. Их оппоненты, М. Зейдель и Д. Кальхаун, напротив, считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, аргументируя это тем, что за субъектами федерации на конституционном уровне должно закрепляться право нуллификации и свободного выхода из союза [34, c.152].

Представители американской школы федерализма рассматривают его как установление порядка на основе «соглашения друг с другом перед лицом Господа для учреждения гражданского политического организма». Эта традиция исходит из идей французского и немецкого Просвещения XVIII в.

Если взять за основу, что федерализм - это принцип, воплощающий способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, то как форма государственного устройства он определяет разделение власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

Нередко в зарубежной литературе понятие «федерализм» используется как политико-правовой механизм гармонизации функциональной зависимости институтов политической системы.

Этимологически в основе понятия «федерация» лежит латинское «feod-eration» - чем-то созвучное со словом «союз». В широком понимании федерация создается как некий союз отдельных сообществ, скрепляемых общностью целей и задач.

Если брать во внимание процессы децентрализации в унитарных государствах, то вполне можно говорить о процессах федерализации в виде различного рода квазиформ (например, Испания или Италия) [30, c.29].

В государственно-правовом аспекте, на наш взгляд, под федерацией следует понимать соединение нескольких государств, государственно-территориальных или территориальных образований в интересах достижения общих целей с помощью федеральной власти при условии сохранения за каждым субъектом - государственным или территориальным образованием - определенной самостоятельности в рамках единой системы управления, благодаря чему достигается эффективность ее функционирования и гармония развития государственных и гражданских институтов.

Каждому государству присущи свойственные только ему особенности регулирования федеративных отношений, в зависимости от ряда весьма значимых факторов, включая политические, экономические, социальные, правовые, что позволяет классифицировать их в определенные группы - модели федерализма, отражая их индивидуальную специфику, исходя из правовой регламентации: «конституционная модель», «регламентарная модель», «традиционная модель».

Сторонники «конституционного федерализма» усматривают в нем наиболее демократическую форму государственного устройства, обеспечивающую гарантии прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства. Классическим государством такого типа являются США. К этой же группе можно отнести и Россию. «Регламентарная модель» отличается от «конституционной» прежде всего статусом регламентирующего правоотношения центра и его составных частей (субъектов) [31, c.21].

Основные принципы регламентарного федерализма составляют: добровольность объединения государств и государственных образований в единое государство со статусом субъектов федерации; принятие основного закона государства и актов субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; правовое разграничение суверенитета федерации и суверенности субъектов; общая территория; единое гражданство; денежная и таможенная системы; армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

Отличительной особенностью традиционного федерализма является порядок образования государства снизу, по инициативе субъектов, добровольно слагающих с себя статус суверенитета взамен на суверенность.

Таким образом, федеративное государство традиционного типа базируется на политико-территориальной целостности и суверенитете, четкой политически оформленной упорядоченности, гарантии суверенности субъектов федерации для самостоятельного определения своих полномочий.

Системам управления в государствах подобного типа при распределении полномочий и установлении компетенции присущи интеграция и субсидиарность, в силу чего взаимоотношения строятся исходя из иерархии государственной власти, что в конечном итоге и обеспечивает эффективность функционирования.

Если рассматривать создание федеративного государства с точки зрения изначальной цели образующих его субъектов, то из рассматриваемой концепции неизбежен вывод, что основные принципы его образования изначально предполагают рациональное и эффективное функционирование модели управления в интересах федерации и ее субъектов [30, c.30].

Следует отметить, что финансово-экономические неудачи ряда государств, в том числе и России, открыли начало новым моделям федерализма, таким, например, как «бюджетный», суть которого состоит в сведении понятия «федерализм» к бюджетной политике государства, и «экономический», определяющийся как «способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества по его политической и социально-экономической структуре» [20, c.14].

В этой связи рациональное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, учитывающее экономические, политические, национальные и другие важные аспекты, способствует сбалансированному разграничению компетенции. Как показывает опыт демократического развития большинства зарубежных государств, разграничение предметов
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить