Развитие механизма муниципального управления социальной сферой на примере г. Волжска Республики Марий Эл (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ................................................................................................................. 6

1.1.  Социальная сфера, ее структура и влияние на развитие экономики............. 6

1.2. Роль  местного самоуправления в развитии социальной сферы.................. 13

1.3. Организация финансового обеспечения  развития социальной сферы....... 29

1.4. Система показателей для оценки уровня развития социальной сферы....... 41

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДА ВОЛЖСКА.............................................................................................................................. 45

2.1. Характеристика социально-экономического развития города Волжска..... 45

2.2. Оценка уровня развития социальной сферы................................................ 61

2.3. Оценка достаточности бюджетного финансирования социальной сферы.. 73

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ....................... 79

3.1. Государственное регулирование социальной сферы................................... 79

3.2.  Структурная перестройка и реформа управления в г. Волжск.................... 88

3.3. Разработка социальных стандартов  муниципального образования............ 92

3.4. Программа совершенствования социальной сферы г. Волжска.................. 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 107

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 111

ВВЕДЕНИЕ

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьёзным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые, в свою очередь, сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают её государственность.

В условиях перехода к рыночной экономике и реально проявляющихся кризисных явлений в сфере материального производства уровень потребления и качество социально-культурных услуг, равно как и оценка состояния социальной инфраструктуры, не могут, на наш взгляд, рассматриваться без учета происходящих перемен в социально-экономическом положении как государства, так и регионов.

Процесс рефор­мирования социальной сферы оказывается во взаимодейст­вии с процессами ухудшения общих условий материального производства и потребления, нарушения сбалансированно­сти спроса и предложения.

С одной стороны, падение реаль­ных доходов населения и связанная с этим переориентация его на удовлетворение минимальных насущных потребностей в жизнеобеспечении, в пользовании коммунальными удобст­вами и транспортом объективно отодвигают на второй план удовлетворение потребностей культурного характера. С дру­гой - отрасли социально-культурного обслуживания, кото­рые традиционно финансировались из бюджетов, оказались весьма уязвимыми в условиях сокращения государственных расходов и возникновения альтернативных и весьма агрес­сивных рыночных методов хозяйствования, которые в кон­курентной борьбе используют противозаконные действия.

В настоящее время ведутся активные поиски способов преодо­ления кризиса, повышения эффективности социально-экономических преобразований, осуществляемых реформ со­циальной сферы, защиты и адаптации населения к условиям переходного периода.

Целевая ориентация системы управления социально-экономическими процессами и учреждениями соци­альной сферы в регионе должна предполагать соединение интересов государственных, общественных и индивидуаль­ных потребителей социальных услуг с федеральной и нацио­нально-территориальной компонентами социального стан­дарта. Система управления социально-экономическими процессами должна быть направлена на реализацию мер по удовлетворению по­требностей регионального, общественного и индивидуального рынков социально-экономических услуг, на реализацию главной долго­срочной цели - обеспечение единого социального простран­ства, отвечающего потребностям государства, социума и от­дельного индивидуума.

В этой связи актуальными являются решения проблемы создания эффективной системы управления социально-экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях, включающей в себя современные тре­бования о повышении результативности процесса оказания социальных услуг населению.

Целевая ориентация системы управления социально-экономическими процессами и учреждениями соци­альной сферы должна предполагать соединение интересов государственных, общественных и индивидуаль­ных потребителей социальных услуг с федеральной и нацио­нально-территориальной компонентами социального стан­дарта.

Проблемам формирования и функционирования социальной сферы в настоящее время уделяется много внимания. Источниками для написания работы явились труды таких известных ученых и публицистов как Шкатулло В.И., Шекшня С.В., Кибанова А.Я., Волкова И.П., Ксенчук Е.В., Чижовой Л. М., Вла­совой В.М. и Шохина А. И др.

Актуальность темы дипломного проекта обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной эконо­мики – социальной сферы.

Учитывая возросшую активность муниципальных структур в самостоятельном регулировании хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма му­ниципального управления социальной сферой определяет особую значимость дипломного проекта.

Цель дипломного проекта - анализ способов преодо­ления кризиса, повышения эффективности социально-экономических преобразований, осуществляемых реформ со­циальной сферы, защиты и адаптации населения г. Волжска к условиям переходного периода.

В связи с вышеизложенным, задачами данного дипломного проекта  являются:

-         исследование  теоретических  аспектов управления развитием социальной сферы;

-         изучение социально-экономического потенциала г. Волжска;

-         оценка уровня развития социальной сферы  г. Волжска;

-         изучение перспектив развития  социальной сферы г. Волжска Республики Марий Эл.

Основой исследования яв­ляются разработки отечественных и зарубежных авторов по теории функционирования социальной сферы. Нормативную базу диплома составляют Конституция Рос­сийской Федерации, законодательные и нормативные акты Федераль­ных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановле­ния Правительства.

Информационной базой при анализе являлись статистические данные по Республике Марий Эл и г. Волжску за последние годы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

1.1.  Социальная сфера, ее структура и влияние на развитие экономики

 

Создание и развитие системы управления социально-экономическими процессами связаны не только с необходимостью удовлетворения растущих потребностей населе­ния, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функ­ционированием соответствующих учреждений и организационно-правовых структур.

Действенное управление социально-экономическими процессами может быть реализовано на основе единого социального пространства, в рамках которого воз­можно использование критериев оценки социальной услуги, ее эффективного потребления.

В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная социальная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

В настоящее время социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом функциониро­вания которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных по­требностей. При этом объем и качество потребляемых соци­ально-культурных услуг и оценка состояния соответствую­щих отраслей, на наш взгляд, рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни насе­ления, а такие показатели, как состояние здоровья, общеоб­разовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных ин­дикаторов, характеризующих степень развитости общества.

Развитие социальной сферы зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределение между производственной и непроизводственной сферами. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной сферы, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

Под понятием «социальная сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих:....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основу стратегии социально-экономического развития Рес­публики Марий Эл определяют понятия: справедливость, по­рядок, надежда. Они должны внедряться в общественное соз­нание, в законы, в повседневную практику органов государ­ственной власти, в жизнь республики.

К началу радикальных экономических реформ эконо­мика Республики Марий Эл была отягощена комплексом сложных социальных, экономических и технологических про­блем, являющихся непосредственным результатом функцио­нирования прежней системы. К наиболее назревшим относят­ся: предельно низкий уровень развития потребительского сек­тора экономики; значительное отставание от мирового уров­ня технических показателей и качества выпускаемой в рес­публике продукции; исключительно высокая степень монопо­лизации производства значительной части продукции произ­водственно-технического назначения; широкие и достаточно жесткие кооперационные связи между хозяйственными субъ­ектами (в том числе оказавшимися за пределами территории России); ориентация на значительные объемы привозного сырья (в том числе производимого за пределами России); ориентация значительных по объему мощностей на производ­ство продукции оборонного назначения; преобладание госу­дарственной собственности во всех без исключения сферах хозяйственной деятельности.

Построение местных органов власти в муниципальных образованиях обуславливается необходимостью учитывать в процессе управления местные условия, в особенности природные, исторические, демографические, экономические. Только при учете этих факторов местное самоуправление может быть эффективным.

Формирование социально ориентированной рыночной эконо­мики в Российской Федерации основной своей целью ставит повыше­ние уровня качества жизни населения. Немаловажное значение в ее достижении принадлежит социальной сфере.

В определение понятия «социальной сферы муниципальных структур» необходимо рассматривать такие категории как социальной сеть (система взаимосвязанных учреждений и объектов социальной сферы), социальной инфраструктура (специализированный транспорт, информационные, рекламные, сервисные цен­тры и т.п.) и потребители социальных услуг.

Сущность ее деятельно­сти состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в социальных услугах, улучшении качества жизни населения региона.

В социальной сфере муниципального управления главной целью является обеспечение достойного уровня благосостояния, создание примерно равных условий для всех граждан.

В экономической сфере цель муниципального управления - рациональное использование экономических возможностей данного муниципального образования.

Между экономическими и социальными целями всегда существуют противоречия. Важно выявить компромисс экономической эффективности и социальной справедливости общероссийских, региональных и внутрирегиональных интересов. На примере города Волжска в данном дипломном проекте прослежена эффективность местной структуры управления в области социальной сферы.

Мероприятия по формированию и развитию системы управления социальными процессами в регионе по отраслево­му признаку (бытовое об­служивание, здравоохранение, народное образование, культу­ра) должны образовывать комплекс отраслевых подпрограмм, направленных на достижение целевых показателей развития конкретной сферы социального обслуживания.

Основное содержание разработки системы управления социально-экономическими процессами в регионе  сво­дится к обеспечению учета социально - экономических раз­личий и особенностей административно-территориальных преобразований, содействию региональным органам управ­ления социальной сферой в реализации мероприятий в рам­ках действующей системы за счет мобилизации местных ре­сурсов.

Кроме того, для социальной сферы рассматриваемого муниципального образования г. Волжска цен­тральная координирующая роль в разработке и реализации мероприятий, связанных с функционированием создаваемой системы управления социальными процессами в регионе, принадлежит региональным исполнительным структурам, представляющим соответствующие субъекты Федерации, ко­торым федеральные власти делегируют соответствующие полномочия и ответственность за состояние и перспективы развития социальной сферы на местах.

Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на со­гласование интересов государства, регионов, местного само­управления, различных субъектов собственности, националь­но-территориальных общностей и всех граждан России.

Необходимо восстановление управляемости экономи­кой, социальной сферой, правовой обстановкой и т.д. по сле­дующим основным причинам:

1. Правовые и рыночные регуляторы действуют в отла­женном хозяйстве в развитой рыночной инфраструктуре, с общей высокой рыночной культурой нации, в четком и жест­ком правовом пространстве.

2. Многие российские предприятия оказались совер­шенно не готовы и не адаптировались до сих пор к уходу го­сударства из сферы управления экономикой.

3. Государственное регулирование имеет решающую и определяющую роль именно на стадии кризиса, о чем свиде­тельствует и мировой опыт. Автоматические рыночные регу­ляторы в состоянии эффективно действовать только в усло­виях сбалансированного хозяйства.

4. Страны со сложившейся рыночной экономикой, как правило, стремятся к гибкому сочетанию государственного регулирования с рыночными механизмами на основе стиму­лирования предпринимательской активности и оживления покупательского спроса населения.

5. Успешная трансформация российской экономики в большой степени зависит от характера и эффективности ре­гиональной политики, что является объективной реально­стью и необходимостью для Российской Федерации, характе­ризующейся огромной территорией и высоким уровнем ре­гиональной социально-экономической и этнической диффе­ренциации.

При разработке модели развития Республики Марий Эл местные органы управления должны учитывать федеральные интересы (бюджет, оборонно-промышленный и агропро­мышленный комплексы, социальное обеспечение, развитие НТП и т.д.), делегировав часть полномочий вышестоящим органам. В этой связи весьма важно выявить все типы и виды региональных интересов с учетом национальных особенностей и местных условий. С этой целью необходимо принимать деятельное участие в создании концепции федерально-региональной политики и отношений между регионами и фе­деральными органами власти, основой которой должен быть федеральный договор.

Требуются новые идеи, сценарии, гипотезы, мысли. В этом отношении большое значение принадлежит экономиче­ской науке в преодолении противоречия между сущим и все бо­лее осознаваемым должным. Необходимо вновь поднять на го­сударственный уровень проблемы российских регионов, пред­ложить сценарии, а возможно, и механизмы их разрешения, най­ти способ согласования интересов страны и региона. При этом речь идет о качественном обновлении механизма хозяйствова­ния региона, новом типе отношений по вертикали и горизонта­ли, возможно государственно-правовом эксперименте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года; Прогноз со­циально-экономического развития на 1996-2000 годы и на период до 2005 года. - М.: Правительство РФ, 1996. – 156 с.
  2. Постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.»// Сборник Законов РФ. – 1997 . - №10 - Ст.1173.
  3. Постановление Правительства Республика Марий Эл «О концепции государственной политики занятости населения Республики Марий Эл на 1998-2005 годы» от 25.09.98 г. №386.

 

  1. Алексеев И. К концепции третьего этапа промыш­ленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях социальной сферы) // Российский экономический журнал. - 1998. -  №5. – с. 23-28.
  2. Ананьев А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1996 . - №5. – с. 41-45.
  3. Антосенков Е. Социально-трудовые проблемы Российской экономи­ки в 1999 году // Российский экономический журнал. - 1999. -№10. -  с. 6-9.
  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 687 с.
  5. Бабич А.М. Экономика социального страхования. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 245 с.
  6. Барашев Г.В. Местное самоуправление. – М.: МГУ, 1996. – 217 с.

10. Блинов М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ. Налоговый вестник. - М. – 1998 . -  №11. -  166 с.

11. Бобков В., Мстиславский П., Смирнов В. Оценка со­стояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни на­селения / /Экономист. - 1998. -  № 12. - с. 11-17.

12. Бюджетная система России 2000 г. : Учебник. / Под ред. академика Г.Б. Поляка.- М.: ИНИТИ, 2001. – 233 с.

13. Вакс А.Б., Васильев В.П. Хозяйственный механизм региона в условиях перехода к рынку (на примере Республики Марий Эл). / В кн.: Экономический механизм хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям. — Йошкар-Ола, 1993. – с. 34-70.

14. Гимпельсон В. Политика российского менеджмента в сфере заня­тости // МЭиМО. -  1999. - № 6. - с.9-15.

15. Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. – СПб:, 1997. – 189 с.

16. Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления. – СПб.: РАН ИСЭП, 1996. – 314 с.

17. Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация: Сборник тезисов и докладов на международной конференции 26-27 ноября 1996 г. / Под ред. д.э.н., д.ф.н., проф. В.Я. Ельмеева, д.э.н., проф. В.Н. Ивановой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 208 с.

18. Дадашев А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики. – 1996 . -№5. – с. 37-44.

19. Долгопятова Т. Поведение предприятий в условиях жестких финан­совых ограничений // Российский экономический журнал. - 1999. - №12. -  с. 50-56.

20. Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений.  СПб., 1992. – 196 с.

21. Жирова С.В., Некрасова Н.В. Основные аспекты социально-экономического развития Республики Марий Эл. / В кн.: Межхозяйственные связи в отраслях АПК при переходе к рынку. — Йошкар-Ола, 1994. - с.112-114.

22. Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд.- 1998.- № 1.- с. 26-28.

23. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социаль­но-экономического развития Республики Марий Эл. М.: Пресс-сервис, 1999.- 212 с.

24. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола, 1999.- 180 с.

25. Кураков В.Л. Ресурсное обеспечение социальной сферы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. - 216с.

26. Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 1999.- 187 с.

27. Местное самоуправление: проблемы методологии и организации / Под ред. доктора экономических наук, доктора философских наук, проф. В.Я. Ельмеева, доктора экономических наук, проф. В.Н. Ивановой. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. – 352 с.

28. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России», М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1998. - 240с.

29.  Миронова Т. Поиск лекарства от бюджетной недостаточности // Экономика и жизнь . - 1999. -  №12 (март). -  с.3.

30. Мокроусов В. Переход к рынку. Марийский вариант. // Марийская правда. - 1997. - 21 мая. – с. 2.

31. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. – 383с.

32. Муниципальный менеджмент / Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 263с.

33. Основы местного самоуправления в городах России. – СПб, 1995. – 119 с.

34. Рынок труда и проблема занятости населения Республики Марий Эл.- Материалы научно-практической конференции 6-7 декабря 1995 г.,Йошкар-Ола.-1996.- 117 с.

35. Россия: Возможности и средства выхода на траекторию "опережаю­щего развития" // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 1997. - № 3. – с. 12-16.

36.  Сабанти. Б.М. Теория финансов. –М.: Менеджер, 1998. – 322 с.

37. Секретарев  В.С.      Рынок        труда: ситуации,     проблемы, предложения // Марийская правда. - 30 янв. -  1999. - с. 4

38. Солдатов А. Как нам обустроить свою республику. // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. -  1997. -  №1. -  с.11-15.

39. Социально-экономические проблемы местного самоуправления: Сборник тезисов докладов конференции 25 октября 1996 г. / Под ред. з.д.н. РФ, д.э.н., проф. Л.М. Чистова. – СПб.: РИО ИСЭП РАН, 1996. – 156 с.

40. Статистический сборник. Йошкар-Ола, 1998-1999.

41. Тосканбаева М. Легко ли быть экономически активным? //Вопро­сы экономики – 1997. -№5. – с. 22-25.

42. Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. – М., 1993. – 144 с.

43. Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на рынке труда и ме­ханизмы ее преодоления //Вопросы экономики, 1998.- № 2.- с.115-131.

44. Шагиахметов Д.Г., Фатыхов Р.Р. Современное состояние крестьянских хозяйств в РМЭ. / В кн.: Экономический механизм хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям. — Йошкар-Ола, 1993. – с. 47-58.

45. Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России / Сборник методических материалов по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – СПб.: Вести, 1995. – 279 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить