Развитие муниципальных структур управления (курсовая)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ    5

1.1. Сравнительный анализ современных муниципальных структур управления    5

1.2. Современные тенденции изменения муниципальных структур управления и оценки их эффективности    11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»    20

2.1. Общая характеристика муниципального района    20

2.2. Оценка эффективности структуры управления муниципальным        районом    24

2.3. Совершенствование структуры управления  муниципальным районом    29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    39

ПРИЛОЖЕНИЯ    41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе [14, с.34].

Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.

Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации.

Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации.

В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления [13, с.92].

Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели.

Научно обоснованное формирование структур управления — актуальная задача адаптации организаций к новым условиям среды. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение его эффективности. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования являются структуры управления.

Предметом исследования выступает структура управления МО «... муниципальный район».

Цель работы состоит в исследовании современных тенденций в развитии структур управления на примере структуры управления МО «... муниципальный район».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы развития муниципальных  структур управления;

- провести анализ и предложить мероприятия по совершенствованию структуры управления МО «... муниципальный район».

 

Глава 1. Теоретические основы развития муниципальных  структур управления

1.1. Сравнительный анализ современных муниципальных структур управления

 

В настоящее время организационные структуры муниципального управления строятся по линейно-функциональной схеме, в их основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации, и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу.

Обычными элементами структурам муниципальных администраций являются [21, c.98]:

- глава администрации и его заместители, в числе которых могут быть один (или более) первых заместителя;

- отраслевые структурные подразделения. Чаще всего данные структурные подразделения линейно подчиняются одному из заместителей главы, друг от друга разные подразделения этого типа административно независимы;

- функциональные подразделения, выполняющие общие для всей администрации штабные функции: планово-экономические, финансовые, юридические, по управлению имуществом, кадровые, информационные и другие. Иногда их называют подразделениями общей компетенции. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к отраслевым подразделениям и друг к другу в пределах закрепленных за ними функций.

Осуществление ряда действий отраслевых подразделений требует согласования с функциональными. Функциональные подразделения могут подчиняться непосредственно главе администрации, заместителю главы либо руководителю аппарата администрации, друг от друга они практически независимы;

- территориальные подразделения. Схема управления такими подразделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри данных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение – первому руководителю соответствующей территории и профильному структурному подразделению администрации;

- аппарат администрации, ответственный за организационное, материально-техническое и хозяйственно-бытовое обеспечение деятельности администрации.

Часто в состав аппарата включаются некоторые из функциональных подразделений (кадровые, юридические, информационные). Руководитель аппарата непосредственно подчиняется главе администрации и иногда является его заместителем. Негласно руководитель аппарата зачастую признается вторым лицом в администрации в силу своего влияния на все стороны ее деятельности.

Наличие территориальных структурных подразделений безусловно усложняет и утяжеляет структуру администрации, создает систему двойного подчинения, удлиняет информационные потоки. Но избежать этого невозможно. Наиболее эффективным в данном случае является предоставление территориальным подразделениям максимума самостоятельности в рамках своих полномочий и в пределах утвержденной для них сметы расходов [14, c.25].

Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Коренным недостатком этих структур является то, что они могут эффективно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций. Но в современных быстро меняющихся условиях и нестабильной социально-экономической ситуации необходимы (наряду с линейно-функциональными) также структуры, специально ориентированные на инновации [15, c.67].

Вот почему в некоторых, пока еще немногих администрациях появились принципиально новые программно-целевые или программно-ориентированные структурные подразделения, задачей которых является не стабильное исполнение той или иной функции, а достижение определенной программной цели. Чаще всего появление программно-целевых структурных подразделений связано с организацией системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации, разработкой концепции и стратегического плана развития, коренным реформированием системы управления или другими задачами подобного рода.

Программно-целевые структуры могут создаваться как на постоянной основе, так и в качестве временных, подлежащих ликвидации после достижения поставленной цели. Организационные структуры администраций характеризуются разным количеством уровней управления [26, c.47].

1. Низовое звено – отдел или территориальное подразделение администрации. Как правило, отдел администрации включает небольшое количество работников, что находится в пределах нормы управляемости его руководителя.

Более крупные отделы с подотделами или секторами встречаются достаточно редко и в данной работе не рассматриваются из-за отсутствия соответствующей информации.

В структурах некоторых администраций показаны сектора или даже отдельные работники (например, пресс-секретарь), приравненные по статусу к отделам. Территориальные подразделения могут иметь свою, достаточно сложную организационную структуру из нескольких уровней.

2. Управление или комитет, состоящий из нескольких отделов.

3. Департамент, состоящий из нескольких управлений и комитетов.

4. Заместитель главы администрации, в прямом подчинении которого может находиться несколько отделов, комитетов и департаментов.

5. Первый заместитель главы администрации; он может рассматриваться как отдельный уровень управления лишь в том случае, если ему напрямую подчинены некоторые другие заместители.

6. Глава администрации.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить