Роль государственного бюджета в финансовом обеспечении деятельности органов социальной защиты населения (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
1.1. Социальная защита населения и ее экономическая сущность 6
1.2. Правовые основы социальной защиты населения в 16
Российской Федерации 16
1.3. Методология анализа финансового обеспечения социальной защиты
населения 27
2. ОЦЕНКА РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДА В МЕДВЕДЕВСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 36
2.1. Краткая экономическая характеристика организации 36
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности организации 45
2.3. Оценка роли бюджета в финансировании деятельности УЗСНиТ
в Медведевском районе РМЭ 56
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСЗНИТ В МЕДВЕДЕВСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 65
3.1. Разработка критериев эффективности деятельности организации 65
3.2. Совершенствование управления расходами
УСЗНиТ по Медведевскому району 74
3.3. Автоматизация деятельности УСЗНиТ по Медведевскому району 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 6
1.1. Социальная защита населения и ее экономическая сущность 6
1.2. Правовые основы социальной защиты населения в 16
Российской Федерации 16
1.3. Методология анализа финансового обеспечения социальной защиты  
населения 27
2. ОЦЕНКА РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДА В МЕДВЕДЕВСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 36
2.1. Краткая экономическая характеристика организации 36
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности организации 45
2.3. Оценка роли бюджета в финансировании деятельности УЗСНиТ
в Медведевском районе РМЭ 56
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСЗНИТ В МЕДВЕДЕВСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 65
3.1. Разработка критериев эффективности деятельности организации 65
3.2. Совершенствование управления расходами
УСЗНиТ по Медведевскому району 74
3.3. Автоматизация деятельности УСЗНиТ по Медведевскому району 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

 

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

Одним из бюджетных учреждений являются органы соцзащиты, реализующие социальную политику государства.  Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.

В конце XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.

Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Словом «социальное» подчеркивается то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости.

Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед Россией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики. Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития.

Объект исследования – система социальной защиты населения в Российской Федерации.

Предмет исследования – роль государственного бюджета в финансовом обеспечении деятельности органов социальной защиты населения.

Целью работы является изучение роли государственного бюджета в финансовом обеспечении деятельности органов социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения и труда в МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы роли государственного бюджета в финансовом обеспечении деятельности социальной защиты населения;

- дать оценку роли государственного бюджета в финансовом обеспечении деятельности Управления соцзащиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл;

- предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств бюджета в финансовом обеспечении деятельности УСЗНиТ в Медведевском районе Республики Марий Эл.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования в области социальной защиты нельзя назвать традиционными для отечественной науки, что можно объяснить тем, что в настоящее время только начинает складываться научное направление, для которого характерно комплексное изучение вопросов организации, финансирования и управления системой социальной защиты в российских условиях.

Это нашло отражение в работах таких ведущих специалистов в этой области, как Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н., Кадомцева С.В., Роик В.Д., Ракитский Б.В., Седова М.Л., Слезингер Г.Э., Якушев Л.П. Наряду с перечисленными учеными значительный вклад в период перестройки и кардинальных рыночных реформ в развитие теории и практики рынка труда, занятости и защиты от безработицы внесли Зущина Г.М., Заславский, И.Е., Плакся В.И., Ржаницына Л.С. и др.

Информационная база. Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических изданий и периодической печати, материалы официальной государственной статистики, законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области социальной защиты населения, программные, прогнозные, аналитические и концептуальные материалы; статистические и аналитические материалы.


1. Теоретические основы роли государственного бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы

1.1. Социальная защита населения и ее экономическая сущность


Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни [24, c.9].

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Система социальной защиты должна гарантировать:

- достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

- максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

- равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;

- эффективность функционирования учреждений социальной защиты.

Объект социальной защиты – все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д. [25, c.13].

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения – активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты [39, c.20]:

1. Социальная защита – это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.

2. Социальная защита населения – это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны [38, c.40].

Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите [37, c.81].

В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах.

Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в1935 году. В нем  давалось правовое обоснование нового для США института  обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин фактически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения [39, c.35].

В дальнейшем рамки этой дефиниции  значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной  ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

В Российской Федерации термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации, потребность в его использовании возникла, когда появилась настоящая необходимость  помощи гражданам, не способным себя материально обеспечить [37, c.83]. В нашей стране этот термин получил широ­кое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты на­селения.

В Концепции социальной защиты пенсионеров, ин­валидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной под­держке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России [43, с.231] при участии других заинтересованных министерств, было дано следующее по­нятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению раз­вала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет феде­рального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения» [46, с.24].

Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная в Концепции основная цель социальной защиты: «Социальная защита населения в нынешней кризисной си­туации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда средне­душевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных услови­ях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыноч­ной экономики»[46, с.25].

Многофункциональность указанной цели дает основание предпо­ложить, что авторы [60, с.111] Концепции понимали социальную защиту насе­ления как более универсальную, чем социальное обеспечение, систе­му поддержки населения, сориентированную не только на классичес­кие социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который свя­зан с формированием в стране иной экономической системы.

Наряду с узковедомственным понятием социальная защита в тео­рии права социального обеспечения рассматривается и в более широ­ком аспекте. Так, В. Ш. Шайхатдинов полагает, что в нее входит дея­тельность государства и органов местного самоуправления, обществен­ных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подго­товке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, ре­гулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, ма­териальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и дру­гих нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная за­щита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики [62].

Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятель­ность государства по обеспечению процесса формирования и разви­тия полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негатив­ных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность за­конодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни [61, с.4].

В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная за­щита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимает­ся деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной — специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении.

К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита — это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной груп­пы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддер­жание их высокого социального статуса [54, с.26].

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым прак­тиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны.

В связи с этим представляется правильным утверждение В.Т. Шайхатдинова о том, что «социальная защита на­селения является базовой категорией науки права социального обес­печения, включающей в себя общественные отношения по обеспече­нию условий для нормальной жизнедеятельности населения» [32, с.67].

Введение понятия социальной защиты населения в оборот науч­ных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет мето­дом научной абстракции выделить из громадного комплекса обществен­ных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту.

К числу пер­вых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение — один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением [62], признающего понятие социальной защиты на­учной категорией только права социального обеспечения. Эта катего­рия представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всего общеправовой научной категорией.

В отличие от социального обеспечения, ориентированного на всестороннее государственное попечение, система социальной защиты многосубъектна, ориентирована на широкое участие институтов гражданского общества, отличается полиформизмом экономических основ, значительной ролью солидарной самозащиты и индивидуальной ответственности, принципиально новыми подходами и экономическими механизмами воспроизводства.

Субъекты социальной защиты: властные органы социальной защиты населения, профессиональные союзы, политические и общественные объединения, в том числе благотворительные организации, религи­озные конфессии, община и семья (домохозяйство). Доминирующим субъектом социальной защиты насе­ления, как правило, является государство. Именно оно формирует социальную политику, обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает гарантированные обществом условия жизнедеятель­ности людей. Объекты социальной защиты - социальные инсти­туты и учреждения социальной сферы, категории на­селения и сам человек, являющийся важнейшим объектом.

Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность  социальной системы  и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.

Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам  является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам,  пенсионерам,  многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс  социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности [60].

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических  гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего,  социально уязвимых [42, с.115].

Важнейшими функциями социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость [39].

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества всем,  слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание СЗН тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключает пассивное ожидание помощи и симулирование иждивенческих настроений  отдельных членов общества.

Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается  в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы её объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено  - формы, методы, системы, технологии социальной работы - представляло собой  взаимосвязанный процесс оказание помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью  в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового, и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня  социальной защиты.

Огромное значение имеет принцип превентивности мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования  и устранять. Превентивность – это не только  и не столько упреждающие компенсации в денежной  или натуральной форме малообеспеченным группам  населения при  повышении цен  или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы [39].

Важнейший принцип социальной защиты – её адресность, т.е. осуществления комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах, и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека, является средством  обеспечения  социальной справедливости и фактором активации его внутреннего потенциала.  Благодаря принципу адресности, удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать  их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме  проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности, и влияющих на социальное самочувствие, образ жизни [33, c.27].

Принцип адаптивности системы СЗН означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов существования и др. Адаптивность системы СЗН означает её способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы  самих социальных субъектов, их способности  к самопомощи, проявлению социального творческого потенциала,  использованию  собственных средств социальной защиты.

Принципом социальной защиты является её многосубъективность. Важнейший субъект  СЗН – государство, социальная защита населения является одной  из его основных функций. Государство разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать её сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при её проведении [30].

Государство влияет на функционирование СЗН, утверждая государственный бюджет. Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных органов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

Таким образом, в широком смысле система социальной защиты населения – это многомерная система взаимосвязанных со всеми законодательными, исполнительными решениями разных уровней органов власти, экономических, правовых и социальных гарантий, при которых соблюдены важнейшие социально-экономические права каждого члена общества, достижения социально-приемлемого уровня жизни, а также система органов, учреждений, институтов и социальных служб, обеспечивающих их существование.


Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить