Система государственного регулирования в сфере образования (диплом)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УпРАВЛЕНИЯ                                                          6

1.1. Задачи и цели  государственной  политики в области образования         6

1.2. Принципы и методы формирования системы государственного регулирования сферы образования                                                                   22

1.3. Понятие качества в системе образования                                                30

2. Анализ качества образовательной деятельности В МГПИ им. Н.К.Крупской                                                                              44

2.1. Общая характеристика деятельности МГПИ им. Н.К. Крупской             44

2.2. Анализ  качества  образовательного процесса МГПИ  им. Н. К.  Крупской                                                                                                                 54

2.3. Проблемы рынка труда, спрос и  предложение в сфере образования    75

3. Мероприятия по совершенствованию ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬнЫХ УСЛУГ                                                                          82

3.1. Изменение структуры подготовки специалистов на рынке образовательных услуг в рамках вступления России в международное образовательное пространство                                                                           82

3.2. Совершенствование системы ценообразования вузов                               84

3.3 Организация системы государственного кредитования в сфере образовательных услуг                                                                                       88

3.4. Разработка методики оценки качества образования                                90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  101

Список использованных источников                                      104

Приложения                                                                                 110

ВВЕДЕНИЕ

С переходом российской эконо­мики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности сферы услуг, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования. Рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех субъектов целевых рынков. Будучи ориентиро­ванными, на решение социальных задач и получив целый ряд экономических свобод, не все образовательные учреждения смогли успешно приспособиться к новым рыночным условиям России. Государство в период перестройки практически отстранилось от процесса управления социально-экономическими отношениями между функционирующими субъектами в сфере образовательных услуг и предоставило возможность учебным учреж­дениям самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы. Рынок образовательных услуг в России, при отсутствии государственного управления, сформировался стихийно. Решение социальных задач в условиях недофинансирования уступило место решению экономических задач, что способствовало к проявлению ряда противоречий. В первую очередь, это коснулось:

-        структуры подготовки кадров; отсутствие государственного прогнозирования и планирования   подготовки кадров привело к переизбытку специалистов в одних отраслях знаний и недостатку в других (переизбыток юристов и экономистов и недостаток специалистов в области инновационных технологий), что не соответствует современным потребностям рынка труда и качеству образования;

- ценообразования на рынке образовательных услуг; отсутствие госу­дарственного контроля над ценообразованием в сфере образования привело к деформации соотношения «цена - качество» на образовательные услуги;

-        проблемы доступности образования; отсутствие государственной фи­нансовой поддержки граждан в удовлетворении разнообразных образова­тельных потребностей и использование лишь рыночных механизмов в сфере образования приводит к нарушению социально-образовательной справедли­вости.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли го­сударственного регулирования развитием рынка образовательных услуг с це­лью устранения существующих противоречий. Тем не менее, решение про­блемы, связанной с развитием государственного регулирования в новых эко­номических условиях России, не должно препятствовать саморазвитию субъ­ектов рынка образовательных услуг. Регулирование рынка образовательных услуг и саморазвитие субъектов такого рынка должны развиваться на основе закона дополнения и находиться во взаимосвязи с потребностями рынка тру­да в профессиональных кадрах.

Проблемы государственного регулирования рынка образовательных услуг слабо исследованы и недостаточно глубоко разработаны в теоретиче­ском и методическом планах. Однако за последнее время вопросам исследо­вания  сферы  образования  как  совокупности  специфических  социально-экономических объектов посвящены многие научные труды зарубежных и отечественных ученых.

Целью исследования является изучение системы государственного регули­рования в сфере образования с учетом оценки качества образования, на основе выявления закономерной взаимосвя­зи между спросом на квалифицированные кадры рынка труда и предложени­ем на рынке образовательных услуг.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

теоретически обоснована необходимость развития правовых, финансовых
и социальных методов государственного регулирования рынка образователь­ных услуг;

систематизированы и дополнены принципы функционирования механизма
государственного регулирования в сфере образования и обоснован выбор
экономических, административных и социальных методов регулирования
рынка образовательных услуг;

проведен анализ кадрового поте6нциала МГПИ им. Н.К.Крупской;

выявлены основные проблемы в сфере качества образования;

разработаны практические рекомендации по изменению структуры под­готовки специалистов на рынке образовательных услуг, в соответствии с по­требностями рынка труда.

Объект исследования - рынок образовательных услуг, включающий систему высшего профессионального образования, функционирующую в ус­ловиях конкуренции.

Предметом исследования являются теоретические и методические ас­пекты государственного регулирования рынка образовательных услуг.

Теоретической основой исследования явились результаты научных ис­следований отечественных и зарубежных ученых в областях теорий: систем, экономики, труда, ценообразования, менеджмента, маркетинга, статистики, а также современных моделей и методов государственного регулирования рынка.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и стати­стических исследований в сфере высшего образования, всероссийских и ре­гиональных научных конференций, семинаров, а также статистические материалы, характеризующие уровень образования в МГПИ им. Н.К.Крупской, РМЭ.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по применению методов государственного ре­гулирования рынка образовательных услуг в условиях интеграции России в международное образовательное пространство: по изменению структуры подготовки профессиональных кадров; по государственному кре­дитованию при получении образовательных услуг.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственного, регионального и муниципального управления сферой об­разования, а также в практической деятельности государственных и негосу­дарственных образовательных учреждений.

Объем и структура работы. Отчет состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УпРАВЛЕНИЯ

1.1. Задачи и цели  государственной  политики в области образования

 

Сегодня профессиональные знания человека превратились в важнейший фактор общественного развития. Для группы развитых стран, входящих в организацию экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР), темпы базового долгосрочного роста эконо­мики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний. Все эти страны формируют экономическую политику, базирующуюся на системных профессиональных знаниях, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших наукоемких технологий.

Следовательно, профессиональное образование человека становится основой для создания и развития интеллектуально - и наукоемких экономик социальной направленности. По оценке ученых экономистов 60-70% прирос­та национального дохода в странах ОЭСР определяется приростом совокуп­ных знаний, а в целом - уровнем общественного интеллекта. По мнению ака­демика РАН Д.С. Львова современная экономика представляет некую бипо­лярную модель. С одной стороны, основой является производственный капи­тал, с другой - «мозги», т.е. «знания» представляющие собой нематериаль­ные активы. Производственный капитал оттягивает на себя значительную часть трудовых ресурсов при среднем показателе капитализации производст­ва, вследствие чего является трудоемким. Наукоемкие предприятия, произ­водящие интеллектуальный продукт (новые технологии, хай-тек и т.п.), при незначительной занятости трудовых ресурсов показывают в несколько раз выше норму капитализации (таблица 1).[46, стр.12]....

Список использованных источников

 

  1. Федеральная целевая программа "Развитие образования" (2001-2005 годы)
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  5. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. – /А.А.Аветисов.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - с. 54.
  6. Адлер Ю. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов / Ю.Адлер, А.Кочетов, К.Косырев, Т.Полховская, В.Соловьев //Образование. - 2005.-№2. -с. 68-72.
  7. Белый Е.М. Ценообразование на образовательные ус­луги в государственных вузах / Е.М. Белый, И.Б. Романова//Маркетинг в России и за рубежом. – 2003.- №3
  8. Березин И.С.Средний класс на рынке образовательных услуг. / И.С.Березин //Экс­перт, № 25 (332) от 1 июля 2002
  9. Бусыгин В.П. Модернизация системы образования: концепция и процессы// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.П. Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 17. - С. 325-354.
  10. Бусыгин В.П. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.И.Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 18. - С. 355-384.
  11. Васенина И. Кадровая политика вузов в современных условиях / И.Васенина // Высшее образование в России. – 2004. - № 6. – С.48-49.
  12. Васильев Ю.С. Экономика и организация
    управления вузом. Учебник. 2-е. изд., испр. и дон. / Под ред. докт. эконом, наук В.В. Глухова./ Ю.С. Васильев, В.В.Глухов, М.П. Федоров. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 544 с. (Учебники для вузов. Специальная литература). С341
  13. Воронин А.Л. Вопросы совершенствования финанси­рования высшего образования / А.Л. Воронин, С.А. Беляков //Финансы.- 2006. - №9. - С. 17.
  14. Высшее образование в России. М.: Центр исследований и статистики науки, 2006.
  15. Гущина Е.Г. Особенности развития рыночных отношений в системе высшего образования / Е.Г. Гущина // Обруч.-2002.-№
  16. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество, 2005. - №5. -С.82-85; №6. - С. 43-49; №7. - С.68-73, №9. - С.84-88; №10. - С.96. - 100; №11. - С.82-91.
  17. Кириллов А.В. Проблемы взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. / А.В. Кириллов, Т.В. Петрова.- СПб.: ЛТА, 2002. - с.87-89. с.87
  18. Кликунов П.Д. Рынок и доступность высшего образования / П.Д. Кликунов, В.М. Окороков //Университетское управление. 2005. Ml (34). С.47-49, 47 с.
  19. Клюев А.К. Проблема управления ценообразованием в вузе / А.К.ж Клюев // Уни­верситетское управление. — 1998. — Ш А (7).
  20. Колисниченко-Янушев С.Л. Методологические про­блемы процесса формирования цены на образовательные услуги в вузе // Ак­туальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. / С.Л. Колисниченко-Янушев, В.В. Михайлов.- СПб.: ЛТА, 2002. - С90
  21. Корольков В. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // В. Корольков, В. Взятышев, Л. Романкова / Высшее образование в России. – 1999. - № 2. – С.7-17.
  22. Корольков В. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы / В. Корольков, В. Мануйлов, В. Приходько, В. Жураковский, И. Федоров, Л. Романкова //  Высшее образование в России. – 2003. - № 1. – С.53-58.
  23. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Коротков //Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С. 72-78.
  24. Либерман М. Высшее образование сегодня/ М. Либерман //Анализ ВЦИОМ.-2007
  25. Лицензирование, аттестация, государственная  аккредитация высших учебных заведений РФ. В 4 т. Т.2. Лицензирование: Сборник нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов для экспертов. М.: Центр государственной аккредитации, 2004.-92 с.
  26. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация./ С. Медведев // АльмаМатер 2004. №10
  27. Медведева А.Е. Ценовые стратегии вузов на рынке высшего образования Санкт-Петербурга./ А.Е. Медведева, В.Н. Андреев. — www. marketing.spb.ru.
  28. Метлюк В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России [Электронный ресурс] дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: РГБ, 2007.
  29. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер// Вопросы эко­номики. - 2006.-№ 9.-С. 112.
  30. Многоуровневая структура высшего профессионального образова­ния. Нормативные документы Госкомвуза России 1992-1996 гг. / Под ред. Сенашенко B.C., Селезневой П.А. - М., 1997.
  31. Найденко В.В. О тенденциях развития отечественной системы высшего образования / В.В. Найденко,  Бобылев,  А.Н. Анисимов // Высшее образование в России. - №1. - 2004. - с. 58-60
  32. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России: Статистический сборник / Под ред. Шленова Ю.В. – СПб., 1999.
  33. Новое   качество   высшего   образования   в   современной   России /Концептуально-программный подход. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец. 2005. -199 с.
  34. О концепции модернизации российского образования на период до
    2010   года.   -   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от 29.12.2001 г., .№1756-р.
  35. О применении норм налогового законодательства в части предостав­ления льгот образовательным учреждением//Документы в образовании. 2006.- №3. с.66-70
  36. Павлов И.А. и др. - Современное состояние и тенденции рынка плат­ного высшего образования. / И.А. Павлов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 4.-С. 113-126.
  37. Правовые проблемы модернизации образования / Отв. ред. И.А.Рожков.  – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 192 с. – (Серия : Библиотека развития образования.)
  38. Резник А.А. - Образование в России: история, современность, про­блемы развития. / А.А. Резник //Петербургский Аналитик. - 1999. - №. 6, С. 25-31.
  39. Садков В.Г. Еще раз о качестве диссертаций и порядке их защиты (в порядке дискуссии) // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г./ В.Г. Садков. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.
  40. Садков В.Г. Концептуально-методические подходы к оценке качества образования // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России. Материалы международной научно-практической конференции. 17-29 апреля 2001 г. В двух частях. Часть II. / В.Г. Садков, Т.Г. Вайдерова, Т.Б. Брехова, О.П.Овчинникова, О.В.Попова.- Орел: ОрелГТУ, 2001.- 336 с.
  41. Садков В.Г. Система оценки качества высшего образования в регионе //Мониторинг качества образования: направления и опыт. /Материалы IX Симпозиума “Квалиметрия человека и образования: методология и практика”. Книга 4. Под науч. ред. Д-ра технич. Наук, профессора Н.А. Селезневой и д-ра филос. и экон. Наук А.И. Субетто. / В.Г. Садков, О.П. Овчинникова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 121 с.
  42. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б., Система управления качеством образования в регионах России//Образование.-2004.-№1
  43. Силаева О.А., Брехова Т.Б. Управление качеством образования: методологические аспекты // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.
  44. Солодова Г.С., Харченко И.И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы / Г.С. Солодова, И.И. Харченко // СОЦИС. - 2006. - № 9. - С. 89-95.
  45. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. Субе6тто //Образование. - 2007.-№2.- с. 62-66.
  46. Торокин А. - Высшее образование: системный подход. / А. Торокин //Вопросы об­разования в России. 1999 .- .№ 4. -С. 42-48.
  47. Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России / Д.И. Трубецков, А.Е.Храмов // Науковедение. – 2004. – № 2. – С.82-84.
  48. Харченко И.И. Модернизация системы образования: концепция и процессы/ И.И.Харченко // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Тезисы докл. и выступл. на II Всерос. социологич. конгрессе. - М.: Альфа-М, 2003. - Т. 2. - С. 518-519.
  49. Харченко И.И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода / И.И.Харченко // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе: Сб. - М.: МОНФ, 2003. - С. 11-36. - (Сер. Новая перспектива. Вып. 15).
  50. Харченко И.И. Рынок труда и будущее трудоустройство в представлениях выпускников профессиональных учебных заведений / И.И.Харченко // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2002. - № 2. - С. 17-24.
  51. Шаронин Ю. - Синергетика в управлении учреждениями образования.
    / Ю. Шаронин //Вопросы образования в России. -2005 .- № 4. - С. 14-18.
  52. Шевченко Д.А. «Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе» / Д.А. Шевченко // Практический маркетинг, № 68, 2005. С.10.
  53. Экономика и организация управления вузом. Под ред. Глухова В.В. Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 448 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить