Система содействия занятости населения муниципального района (отчет)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ    6

1.1. Понятие и сущность занятости населения    6

1.2. Государственная политика и социальное партнерство в целях содействия занятости населения    13

1.3. Система государственных органов содействия занятости в Российской Федерации и ее нормативно-правовое регулирование    21

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»    29

2.1. Общая характеристика деятельности Центра занятости населения на территории МО «... муниципальный район»    29

2.2. Анализ реализация мероприятий, направленных на направленных на снижение напряженности на рынке труда МО «... муниципальный район»    38

2.3.  Анализ эффективности функционирования системы содействия занятости населения на рынке труда МО «... муниципальный район»    48

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ... МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ    57

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    66

ПРИЛОЖЕНИЯ    69

 

Введение

Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности [12, c.46].

Занятость населения для подавляющего большинства граждан нашей страны является практически единственным источником жизненных средств.

Безработица - широко распространенное явление в странах с рыночной экономикой. Она всегда сопровождается обнищанием граждан, потерей их социального статуса, активным проявлением массового недовольства, дестабилизирующим общественную обстановку в государстве.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, обострил проблему безработицы в России. В 2009 году и в первом полугодии 2010 года уровень общей безработицы, рассчитанной Росстатом по методике Международной организации труда, значительно превышал данные 2008 года [20, c.98].

Законодательная регламентация государственной политики в области содействия занятости и смягчения социальных последствий безработицы в России началась с принятием Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [1]. При его подготовке и в дальнейшем при его совершенствовании учитывались, насколько это было возможно применительно к условиям нашей страны, правовые акты Международной организации труда (МОТ).

Правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих десятилетий выработали и применяют различные подходы и комплексы мер - политику по сокращению ее масштабов и преодолению ее негативных последствий для граждан. Опыт этих стран - членов МОТ нашел отражение в ее декларациях, конвенциях, рекомендациях и резолюциях в виде Международных правовых стандартов в области занятости населения.

Законодатели России, не располагая необходимым опытом, не были в состоянии сразу подготовить более или менее совершенный Закон о занятости населения, тем более потому, что его правовая основа - Конституция РФ была принята в 1993 г.

В последующие годы продолжался процесс формирования политики государства в области обеспечения занятости населения, уточнялись ее содержание и направления, структура органов, реализующих эту политику. Параллельно шел процесс совершенствования механизма действия Закона, формировалась практика его применения [12, c.47].

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. Однако, гарантии государства гражданам Российской Федерации на труд не следует понимать таким образом, что государство обязано предоставить каждому гражданину работу.

При всем многообразии подходов к анализу процесса становления российского рынка труда практически отсутствуют комплексные исследования его состояния и тенденций развития. Остаются не до конца изученными социально - экономические последствия таких явлений, как неформальная занятость, трудовая миграция. Особенно актуальными являются проблемы рынка труда и занятости в сельской местности.

Недостаточная степень разработанности проблемы становления российского рынка труда, и наличие большого круга дискуссионных вопросов определили цель и задачи исследования.

Целью данной работы является совершенствование функционирования системы содействия занятости населения муниципального района.

В связи с вышеизложенным задачами данной работы являются:

- изучить теоретические основы содействия занятости населения на государственном и муниципальном уровнях;

- провести анализ функционирования системы содействия занятости населения в МО «... муниципальный район»;

- предложить мероприятия по совершенствованию функционирования системы содействия занятости населения в МО «... муниципальный район».

Объектом исследования является система содействия занятости населения.

Предметом исследования является система содействия занятости населения на территории МО «... муниципальный район».

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Р.В. Бабун, В.И. Власов, О.М. Крапивин, А.Г. Воронин, В.Б. Зотов, З.М.  Макашова, В.В. Иванов, А.Н. Коробова, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, А.И. Радченко, Г.В. Атаманчук и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ от «О занятости населения в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ об утверждении административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости.

 

1. Теоретические основы функционирования системы содействия занятости населения на государственном и муниципальном уровнях

1.1. Понятие и сущность занятости населения

 

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) [1].

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость — это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход [29, c.159].

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы является безработица.

Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.

По методологии Международной организации труда, занятые — это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период [12, c.23]:

- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней;

- компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений. Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые — это граждане:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами [12, c.25].

Из числа граждан, участвующих в общественных работах, Закон о занятости населения в Российской Федерации относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведения.

Обучающиеся очно — люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Однако следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу снецифики своей деятельности — дневного обучения — они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка [22, c.92].

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др. [29, c.160].

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся

 

Заказать отчет

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить