Социально-экономическое положения моногородов России (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ МОНОГОРОДОВ    6
1.1. Понятие моногорода и его основные характеристики    6
1.2. Особенности социально-экономической сферы моногородов    13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИИ    19
2.1. Общая оценка современного состояния социально-экономической сферы моногородов    19
2.2. Влияние финансового кризиса на социально-экономическую сферу моногородов    34
2.3. Оценка состояния социально-экономической сферы          монопрофильного города Пикалёво    40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИИ    46
3.1. Мероприятия по совершенствованию взаимодействия государства и бизнеса в целях поддержки социально-экономической сферы        моногородов    46
3.2. Мероприятия по совершенствованию взаимодействия регионов и корпораций в социально-экономическом секторе моногородов    62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    72

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монопрофильные города (моногорода) на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю до кризиса приходилось порядка 40% суммарного ВРП Российской Федерации. Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно на территории России, причем 460 населённых пункта концентрируют 25% всего населения [20, c.1].

Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая продукцию во многих случаях неконкурентоспособной. Большинство предприятий моногородов производят отрицательную сравнительную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в городе и социальное напряжение [21].

Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором оно расположено и без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации такого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом.

В результате данная задача из чисто экономической превращается в междисциплинарную, требующую решения также социальных, психологических, правовых и даже политических проблем. Это очевидным образом усложняет поиск приемлемых схем и моделей реструктуризации экономики моногородов. Необходимо понять, в чем причины задержки реструктуризации предприятий, наметить возможные пути усиления и улучшения эффективности общественного управления, обеспечения условий для финансирования коммунальных и социальных услуг на муниципальном уровне и возможные стратегии преобразования градообразующих предприятий, а также ускорения развития форм экономической активности и альтернативной занятости в монопрофильных городах.

Несмотря на свою остроту, до настоящего времени эта проблема не была исследована достаточно глубоко. Отсутствуют обоснованные рекомендации по сокращению экономического и социального ущерба и оценке рисков, как своеобразной "профилактики" кризисных ситуаций. Для изменения этой ситуации необходимо провести комплексный анализ проблемы. Моногорода с одним градообразующим предприятием, максимально формирующим городской бюджет, оказались наиболее чувствительными к негативным последствиям финансового и экономического кризиса. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является социально-экономическая сфера моногородов России.

Предметом исследования выступает социально-экономическая сфера муниципального образования «Пикалёво».

Целью работы является исследование социально-экономического положения моногородов России.

Задачами работы стали:

- исследовать теоретические основы социально-экономической сферы моногородов;

- провести анализ социально-экономического положения моногородов России;

- предложить мероприятия по совершенствованию социально-экономического положения моногородов России.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",   Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ  "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", другие нормативно-правовые акты, данные статистических наблюдений и социологических исследований в области развития российских моногородов.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ МОНОГОРОДОВ

1.1. Понятие моногорода и его основные характеристики

 

Города принято классифицировать по численности населения на следующие группы:

- малые (до 50 тысяч человек);

- средние (50 - 100 тысяч человек);

- большие (100 - 250 тысяч человек);

- крупные (250 - 1000 тысяч человек);

- крупнейшие (свыше 1 миллиона человек).

Типология российских городов по различным классификационным признакам  [25, c.162] представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Типология российских городов

 

В России преобладают малые города (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Средних городов в России 163 (около 15%). Лишь 167 городов имеют население свыше 100 тысяч жителей, в том числе 92 города с населением от 100 до 250 тысяч, 42 - от 250 до 500 тысяч, 20 - от 500 тысяч до миллиона и 13 городов - свыше миллиона жителей. Особо важной является граница, отделяющая малые и средние города от больших. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тысяч жителей, начинает приобретать новые качества, иной вид, обрастать городами и поселками-спутниками.

Еще одним основанием классификации городов является их функциональное назначение, определяющее структуру занятости, профиль производственной деятельности градообразующих предприятий и специализацию в структуре общественного разделения труда. В этом смысле города можно разделить на монофункциональные (с преобладанием одной функциональной специализации) и многофункциональные. Методологическим средством определения специализации города служит индекс специализации, вычисляемый по формуле:

Si = (Ni - Nj) / Nj,

где Si - индекс специализации города i по отрасли N; Ni - доля отрасли N в суммарной занятости города i; Nj - доля отрасли N в суммарной занятости в стране [25, c.163].

Монофункциональные города сосредоточены главным образом в старопромышленных регионах Центра, Урала и в районах нового освоения. В 13 регионах Российской Федерации доля таких городов превышает 60%. 74% монофункциональных городов являются малыми и средними, с населением менее 50 тысяч человек. Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 миллиона человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей - более половины всего

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить