Совершенствование государственной политики в сфере содействия занятости населения (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ           УРОВНЯХ 8
1.1. Понятие и сущность занятости населения, система содействия занятости 8
1.2. Государственная политика и социальное партнерство в целях содействия занятости населения 17
1.3. Система государственных органов содействия занятости в Российской Федерации и ее нормативно-правовое регулирование 24
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» 34
2.1. Общая характеристика деятельности Центра занятости населения на территории МО «... муниципальный район» 34
2.2. Оценка реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на территории 41
МО «... муниципальный район» 41
2.3.  Оценка эффективности функционирования системы содействия занятости населения на рынке труда МО «... муниципальный район» 51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ... МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ 60
3.1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на 60
территории муниципального образования 60
3.2. Повышение конкурентоспособности рабочей силы на 73
территории муниципального образования 73
3.3.  Повышение эффективности деятельности Центра занятости 85
населения МО «... муниципальный район» 85
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 110

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ  УРОВНЯХ 8
1.1. Понятие и сущность занятости населения, система содействия занятости 8
1.2. Государственная политика и социальное партнерство в целях содействия занятости населения 17
1.3. Система государственных органов содействия занятости в Российской Федерации и ее нормативно-правовое регулирование 24
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» 34
2.1. Общая характеристика деятельности Центра занятости населения на территории МО «... муниципальный район» 34
2.2. Оценка реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на территории 41
МО «... муниципальный район» 41
2.3.  Оценка эффективности функционирования системы содействия занятости населения на рынке труда МО «... муниципальный район» 51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ... МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ 60
3.1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства натерритории муниципального образования 60
3.2. Повышение конкурентоспособности рабочей силы на территории муниципального образования 73
3.3.  Повышение эффективности деятельности Центра занятости населения МО «... муниципальный район» 85
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 110

введение


Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

Занятость населения для подавляющего большинства граждан нашей страны является практически единственным источником жизненных средств.

Безработица - широко распространенное явление в странах с рыночной экономикой. Она всегда сопровождается обнищанием граждан, потерей их социального статуса, активным проявлением массового недовольства, дестабилизирующим общественную обстановку в государстве.

Законодательная регламентация государственной политики в области содействия занятости и смягчения социальных последствий безработицы в России началась с принятием Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При его подготовке и в дальнейшем при его совершенствовании учитывались, насколько это было возможно применительно к условиям нашей страны, правовые акты Международной организации труда (МОТ).

Правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих десятилетий выработали и применяют различные подходы и комплексы мер - политику по сокращению ее масштабов и преодолению ее негативных последствий для граждан. Опыт этих стран - членов МОТ нашел отражение в ее декларациях, конвенциях, рекомендациях и резолюциях в виде Международных правовых стандартов в области занятости населения.

Законодатели России, не располагая необходимым опытом, не были в состоянии сразу подготовить более или менее совершенный Закон о занятости населения, тем более потому, что его правовая основа - Конституция РФ была принята в 1993 г.

В последующие годы продолжался процесс формирования политики государства в области обеспечения занятости населения, уточнялись ее содержание и направления, структура органов, реализующих эту политику. Параллельно шел процесс совершенствования механизма действия Закона, формировалась практика его применения.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. Однако, гарантии государства гражданам Российской Федерации на труд не следует понимать таким образом, что государство обязано предоставить каждому гражданину работу.

При всем многообразии подходов к анализу процесса становления российского рынка труда практически отсутствуют комплексные исследования его состояния и тенденций развития. Остаются не до конца изученными социально - экономические последствия таких явлений, как неформальная занятость, трудовая миграция. Особенно актуальными являются проблемы рынка труда и занятости в сельской местности.

Недостаточная степень разработанности проблемы становления российского рынка труда, и наличие большого круга дискуссионных вопросов определили цель и задачи исследования.

Целью данной работы является совершенствование государственной политики в сфере содействия занятости населения.

В связи с вышеизложенным задачами данной работы являются:

- изучить теоретические основы содействия занятости населения на государственном и муниципальном уровнях;

- провести анализ функционирования системы содействия занятости населения в МО «... муниципальный район»;

- предложить мероприятия по совершенствованию функционирования системы содействия занятости населения МО «... муниципальный район».

Объектом исследования является система содействия занятости населения.

Предметом исследования является функционирование системы содействия занятости населения на территории МО «... муниципальный район».

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Р.В. Бабун, В.И. Власов, О.М. Крапивин, А.Г. Воронин, В.Б. Зотов, З.М.  Макашова, В.В. Иванов, А.Н. Коробова, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, А.И. Радченко, Г.В. Атаманчук и др.

В процессе исследования применялись общие методы научного познания, в том числе, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы теоретического исследования, а также абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ от «О занятости населения в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ об утверждении административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости.

Работа имеет следующую структуру: введение, 3 глав (каждая содержит по 3 параграфа), выводов и предложений, 35  использованных источников, 106 страниц машинописного текста, 2 приложений, 6 рисунков, 12 таблиц.


1. Теоретические основы регулирования занятости населения на

государственном и муниципальном уровнях


1.1. Понятие и сущность занятости населения, система содействия занятости


Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) [1].

Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость — это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход [29, c.159].

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы является безработица.

Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.

По методологии Международной организации труда, занятые — это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период [12, c.23]:

- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней;

- компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений. Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые — это граждане:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами [12, c.25].

Из числа граждан, участвующих в общественных работах, Закон о занятости населения в Российской Федерации относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведения.

Обучающиеся очно — люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Однако следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу снецифики своей деятельности — дневного обучения — они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка [22, c.92].

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др. [29, c.160].

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость — это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости — гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость — теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость — максимизировать [29, c.161].

Скрытая занятость — это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор — нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость — форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость — такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость — форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. К таким условиям относят [29, c.162]:

- нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

- нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

- нестандартные способы работы и рабочие места, например, надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

- самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно.

Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости [34, c.155].

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь.

Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности.

Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

Организационно-правовые формы содействия трудовой занятости  — это установленные государством (или с его ведома) организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют (помогают) гражданам получить возможность трудиться (или быть «охваченными» определенной формой трудовой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию или иную работу на период временной незанятости, а также необходимую профподготовку[14, c.75] для этого. Графическая интерпретация элементов и уровней содействия занятости населения в РФ представлена на рис. 1.

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить