Совершенствование кадровой политики в среднем профессиональном образовании в России на примере ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум» (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Особенности кадровой политики в сфере образования   7

1.1. Задачи и цели  кадровой  политики в области образования. 7

1.2. Особенности системы среднего профессионального образования в РФ и РМЭ   25

1.3. Особенности кадровой политики в системе СПО.. 34

2. Анализ кадровой политики в ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум». 50

2.1. Общая характеристика деятельности ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум». 50

2.2. Анализ кадровой политики ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум»  57

2.3. Кадровый состав ГОУ СПО РМЭ «АСТ». 69

2.4. Проблемы формирования кадров в сфере среднего профессионального образования  84

3. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики ГОУ СПО РМЭ «АСТ». 88

3.1. Направления развития системы среднего профессионального образования  88

3.2. Создание службы управления персоналом в  ГОУ СПО РМЭ «АСТ». 89

3.3. Создание системы оценки персонала в  ГОУ СПО РМЭ «АСТ». 91

3.4. Система внедрения новой системы мотивации персонала в  ГОУ СПО РМЭ «АСТ»  91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 94

Список использованных источников.. 97

Приложения.. 101

ВВЕДЕНИЕ

С переходом российской эконо­мики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности сферы услуг, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования.

В России идет становление новой системы образования, ориентированной на принципиально другое качество, что сопровождается существенными изменениями в педагогических технологиях, соответствующих требованиям современной экономики. Роль и значение специалистов общего образования возрастает. Поэтому сохранение и развитие системы подготовки в учебных заведениях высшего профессионального образования продиктовано тенденциями экономического развития. Новые социально-экономические отношения выявили многогранность противоречий, существующих в системе общего профессионального образования. Главные из них — между объективно существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной эффективностью педагогических технологий, между потребностями практики в переходе к личностно-ориентированному обучению и недостаточной методической и технологической подготовкой педагога к реализации соответствующих технологий обучения, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации.

Выявленные противоречия особенно ощутимы в системе среднего профессионального образования: изменение статуса учреждения СПО, новый контингент студентов, приток в техникумы и колледжи инженерно-технических работников, не владеющих  педагогическими знаниями, жесткие требования к выпускнику - все это заставляет искать нетрадиционные и эффективные формы обучения в УСПО.

Система начального и среднего профессионального образования играет особую роль в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл, обеспечивая рынок труда квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

Сейчас от профессионального образования требуется мобильный выпускник, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося производства, умеющий самостоятельно осваивать новые технологии и оборудование, коммуникабельный, конкурентоспособный на рынке труда.

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового накопления лучших методов и приемов преподавания, имеет безусловные достижения. Однако она не лишена и существенных недостатков, которые вошли в противоречие с
запросами и требованиями общества. Главные из них — это медленный рост эффективности обучения, хронически низкая мотивация к учению у учащихся, отсутствие заметной динамики улучшения качества.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования, в связи с тем, что, на современном этапе развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Поэтому возникает потребность в разработке технологий совершенствования системы общего образования, что заметно повысит качество профессиональной подготовки студентов и уровень профессионализма педагога.

Создание условий для развития личности студента и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах СЛ.Батышева, В.Ф.Баширина, А. П.Беляевой, В.П.Беспалько, Б.Н.Боденко, Н.В.Борисовой, А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, В.С.Леднева, А.Л.Смятских, Г.П.Щедровицкого. В научно-педагогической литературе исследование проблем педагогической эффективности процесса обучения, как и эффективности отдельных его компонентов, нашло отражение в ряде исследований, в монографиях и статьях Г.Н.Александрова, М.Н.Андрющенко, В.М.Блинова, Ю.К. Бабанского, В.М. Гореева, В.П. Голова, Р:М. Кудаева, В.Б. Стрелкова; созданием обобщенных критериев эффективности занимались Ю.Г.Клюквин, И.А.Мельников, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, В.Б.Чакмарян, С.Г.Шаповаленко; рассмотрением проблем взаимосвязи содержания, форм и методов обучения -В.В.Власов, Т.В.Поликарпова, Г.И.Саранцев, Л.Г.Семушина, КН.Савина; структуры образовательного процесса - В.СБезрукова, Г.И.Ибрагимова, Ю.С.Тюнников; методов организационно-деятельностных игр А.А.Вербицкий, МН.Гарунов, Г.А.Китайгородская, В.СКачерманьян, И.Е.Нелисова, Г.Р.Щедровицкий; моделирования и проектирования педагогических технологий - М.В.Кларин, В.М.Монахов, М.П.Сибирская, Н.Ф.Талызина, М.А.Чошанов, И.С.Якиманская; изучению мотивационной деятельности студентов были посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, М.А.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина.

Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, ЕЛ.Бутко, Э.Д.Днепрова, ВЛ.Зинченко, А.Н.Лейбовича, А.К.Марковой, А.М.Новикова, И.П.Смирнова.

Целью данной работы является изучение проблемных вопросов совершенствования кадровой политики в среднем профессиональном образовании в России на примере ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум».

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

исследовать основные вопросы, касающиеся системы среднего профессионального образования в России и РМЭ;

изучить особенности формирования кадровой политики конкретного СПО;

провести анализ кадрового потенциала ГОУ СПО РМЭ «АСТ»;

определить направления сове6ршенствования кадровой политики в сфере СПО и предложить практические рекомендации по изменению структуры под­готовки специалистов на рынке образовательных услуг, в соответствии с по­требностями рынка труда.

Объект исследования – кадровая политика в сфере образовательных услуг, включающий систему среднего профессионального образования, функционирующую в ус­ловиях конкуренции.

Предметом исследования являются теоретические и методические ас­пекты кадровой политики в СПО.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и стати­стических исследований в сфере среднего профессионального образования, всероссийских и ре­гиональных научных конференций, семинаров, а также статистические материалы, характеризующие кадровый потенциал в ГОУ СПО РМЭ «АСТ».

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по применению методов совершенствования кадровой политики в сфере среднего профессионального образования.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственного, регионального и муниципального управления сферой об­разования, а также в практической деятельности государственных и негосу­дарственных образовательных учреждений.

Объем и структура работы. Отчет состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных  источников и приложений.

 

1. Особенности кадровой политики в сфере образования

1.1. Задачи и цели  кадровой  политики в области образования

 

Сегодня профессиональные знания человека превратились в важнейший фактор общественного развития. Все страны ОСЭР формируют экономическую политику, базирующуюся на системных профессиональных знаниях, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших наукоемких технологий.

Следовательно, профессиональное образование человека становится основой для создания и развития интеллектуально - и наукоемких экономик социальной направленности. По оценке ученых экономистов 60-70% прирос­та национального дохода в странах ОЭСР определяется приростом совокуп­ных знаний, а в целом - уровнем общественного интеллекта. По мнению ака­демика РАН Д.С. Львова современная экономика представляет некую бипо­лярную модель. С одной стороны, основой является производственный капи­тал, с другой - «мозги», т.е. «знания» представляющие собой нематериаль­ные активы. Производственный капитал оттягивает на себя значительную часть трудовых ресурсов при среднем показателе капитализации производст­ва, вследствие чего является трудоемким. Наукоемкие предприятия, произ­водящие интеллектуальный продукт (новые технологии, хай-тек и т.п.), при незначительной занятости трудовых ресурсов показывают в несколько раз выше норму капитализации (таблица 1).[40, стр.12]

В большинстве стран ОЭСР (по данным Всемирного банка) на протя­жении последних пятнадцати лет рост добавочной стоимости в областях, базирующихся на «интеллектуальных ресурсах», в среднем составлял 3%. Ра­нее этот показатель не поднимался выше 2,3%. Доля наукоемких отраслей в совокупном доходе экономик ряда развитых стран постоянно увеличивается.

Например, в Германии с 51 до 60%, в Великобритании с 45 до 51%, в Финляндии — с 34 до 42%.  Именно наукоемкое производство приносит огромные денежные доходы, поэтому весь мир проявляет особый интерес к развитию систем образования, к качеству профессиональных знаний, кото­рые высоко ценятся на рынке труда......

Список использованных источников

 

  1. Федеральная целевая программа "Развитие образования" (2001-2005 годы)
  2. Закон РФ «Об образовании»

  1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебное пособие./ Т.Ю. Базаров.- М.: Вэлби.- 2006.- 398 с.
  2. Березин И.С.Средний класс на рынке образовательных услуг. / И.С.Березин //Экс­перт, № 25 (332) от 1 июля 2002
  3. Бусыгин В.П. Модернизация системы образования: концепция и процессы// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.П. Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 17. - С. 325-354.
  4. Бусыгин В.П. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.И.Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 18. - С. 355-384.
  5. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении / В. Г. Быкова // Завуч. 2007. № 6, 7, 8.
  6. Васенина И. Кадровая политика вузов в современных условиях / И.Васенина // Высшее образование в России. – 2004. - № 6. – С.48-49.
    1. Вершигора, Е.Е. Основы управления./ Е.Е. Вершигора.- Минск: Высшая школа.- 2005.- 348 с.
    2. 10. Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебник, 3-е издание./ В.Р. Веснин.- М.: Проспект.- 2006.- 503 с.
    3. 11. Виханский, О.С. Менеджмент./ О.С. Виханский, А.И. Наумов.- М.: Экономистъ.- 2003.- 528 с.

12. Гревцев Г. С. Слагаемые качества профессионального образования / Г. С. Гревцев // Профессиональное образование. 2003. № 7.

13. Егоршин, А.П. Управление персоналом./ А.П. Егоршин.- Н. Новгород: НИМБ.- 2007.- 782 с.

14. Зудина, Л.Н. Организация управленческого труда: учебное пособие./ Л.Н. Зудина.- Новосибирск.- НГАЭиУ.- 2007.- 256 с.

15. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие./ Н.И. Кабушкин.- Минск: Новое знание.- 2005.- 336 с.

16. Какое среднее профессиональное образование нужно России в 21 веке? / Под. ред. д.п.н., к. э. н. В. М. Демина. М., 2003.

17. Карданская, Н.П. Принятия управленческого решения. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Юнити.- 2007.- 228 с.

  1. 18. Карпов, А.В. Психология менеджмента./ А.В. Карпов.- М.: Гардарики.- 2005.- 574 с.

19. Кириллов А.В. Проблемы взаимодействия субъектов
рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. / А.В. Кириллов, Т.В. Петрова.- СПб.: ЛТА, 2002. - с.87-89. с.87

20. Корольков В. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы / В. Корольков, В. Мануйлов, В. Приходько, В. Жураковский, И. Федоров, Л. Романкова //  Высшее образование в России. – 2003. - № 1. – С.53-58.

21. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Коротков //Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С. 72-78.

22. Лемешевский, И.М. Экономическое самоуправление./ И.М. Лемешевский.- Минск: Новое знание.- 2004.- 456 с.

23. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. Разработка и использование / Под. ред. проф. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003.

24. Метлюк В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России [Электронный ресурс] дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: РГБ, 2007.

  1. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер// Вопросы эко­номики. - 2006.-№ 9.-С. 112.
  2. Новое   качество   высшего   образования   в   современной   России /Концептуально-программный подход. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец. 2005. -199 с.

27. О концепции модернизации российского образования на период до
2010   года.   -   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от 29.12.2001 г., .№1756-р.

  1. Резник А.А. - Образование в России: история, современность, про­блемы развития. / А.А. Резник //Петербургский Аналитик. - 1999. - №. 6, С. 25-31.

29. Резник, С.Д. Персональный менеджмент./ С.Д. Резник.- М.: ИНФРА-М.- 2004.- 624 с.

30. Резник, С.Д. Управление персоналом. Учебное пособие по курсу «Управление персоналом»./ С.Д. Резник.- Пенза: ПГАСИ.- 2006.- 339 С.

31. Родин, С.Г. Где и как учат управленцев?/ С.Г. Родин.- М.: ФБК-Пресс.- 2005.- 349 с.

32. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б., Система управления качеством образования в регионах России//Образование.-2004.-№1

33. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала./ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.-Ростов-н-Д: Феникс.- 2007.- 380 с.

34. Силаева О.А., Брехова Т.Б. Управление качеством образования: методологические аспекты // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.

35. Смирнов И. П. Формирование механизма социального партнерства / И. П. Смирнов // Профессиональное образование. 2006. № 2.

36.  Состояние начального и среднего профессионального образования России: Стат. материалы 4-го съезда Союза директоров ссузов России. М., 2006.

37. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2006. № 1.

38. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. Субетто //Образование. - 2007.-№2.- с. 62-66.

39. Терещенко, В.И. Курс для высшего управленческого персонала./ В.И. Терещенко.- М.: Экономика.-2007.- 807 с.

40. Уткин, Э.А. Курс менеджмента./ Э.А. Уткин.- М.: Зерцало.- 1998.- 340 с.

41. Харченко И.И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода / И.И.Харченко // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе: Сб. - М.: МОНФ, 2003. - С. 11-36. - (Сер. Новая перспектива. Вып. 15).

  1. Шаронин Ю. - Синергетика в управлении учреждениями образования.
    / Ю. Шаронин //Вопросы образования в России. -2005 .- № 4. - С. 14-18.

43. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня.- М.: Интел-Синтез.- 2007.- 336 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить