Стимулирование персонала муниципальной службы (отчет)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Стимулирование трудовой деятельности персонала: понятие,          сущность…………………………………………………………….. 5
1.2. Особенности стимулирования трудовой деятельности 10
муниципальных служащих 10
1.3. Нормативно-правовые основы стимулирования трудовой 14
деятельности муниципальных служащих 14
2. АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ...» И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 26
2.1. Общая характеристика Администрации городского округа «Город 26
...» и ее кадрового состава 26
2.2. Анализ экономического стимулирования трудовой деятельности муниципальных служащих Администрации городского округа «Город ...» 38
2.3. Анализ неэкономического стимулирования трудовой деятельности муниципальных служащих Администрации городского округа «Город ...» 49
2.4. Направления совершенствования деятельности Администрации городского округа «Город ...» по стимулированию трудовой деятельности муниципальных служащих 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Стимулирование трудовой деятельности персонала: понятие,  сущность 5
1.2. Особенности стимулирования трудовой деятельности 10
муниципальных служащих 10
1.3. Нормативно-правовые основы стимулирования трудовой 14
деятельности муниципальных служащих 14
2. АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ...» И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 26
2.1. Общая характеристика Администрации городского округа «Город 26
...» и ее кадрового состава 26
2.2. Анализ экономического стимулирования трудовой деятельности муниципальных служащих Администрации городского округа «Город ...» 38
2.3. Анализ неэкономического стимулирования трудовой деятельности муниципальных служащих Администрации городского округа «Город ...» 49
2.4. Направления совершенствования деятельности Администрации городского округа «Город ...» по стимулированию трудовой деятельности муниципальных служащих 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

 

введение


Функционирование муниципальной службы напрямую зависит от ее кадровой составляющей - муниципальных служащих. Однако корпус муниципальных служащих, принципы его формирования и функционирования, их мотивационные составляющие до настоящего времени не подверглись серьезным исследованиям и изменениям, что повлекло за собой снижение эффективности деятельности органов местного самоуправления, возрастание недоверия населения к муниципальным служащим.

Муниципальные учреждения в настоящее время не используют полностью свои человеческие ресурсы для повышения собственного социально-экономического и общественного положения. Так, в органах местного самоуправления, как правило, отсутствует комплексная кадровая политика. Зачастую кадровая политика муниципальных учреждений носит закрытый характер, относится к пассивному и реактивному типам.

На современном этапе многие служащие профессионально выполняют свои функции, но не задумываются о целях своей деятельности, не могут самостоятельно ставить задачи и подбирать адекватные измерители эффективности своего труда. Точно так же управленческие решения зачастую не подкрепляются необходимым аналитическим обоснованием, в частности, далеко не всегда имеется понимание того, какую альтернативу действия следует выбрать, исходя из статистических и социологических данных. Отсюда возникает необходимость в использовании научных знаний с целью развития кадрового потенциала муниципальной службы.

Следовательно, одной из задач развития муниципальных кадров является формирование профессиональной компетентности на основе понимания и управления мотивами служащих.

Несмотря на актуальность проблемы организации муниципальной службы в современной России многие специалисты указывают на недостаточность научных работ и практических разработок, непосредственно посвященных этой теме. Актуальность разрабатываемой темы определяется важностью решения социально-экономических задач, направленных на повышение эффективности муниципального управления.

Объектом исследования является Администрация муниципального образования «Город ...».

Предметом исследования является процесс стимулирования деятельности персонала Администрация муниципального образования «Город ...».

Целью данной работы является совершенствования системы стимулирования персонала муниципальной службы (на примере Администрации муниципального образования «Город ...»).

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты стимулирования персонала в органах местного самоуправления;

- провести  анализ стимулирования труда муниципальных служащих Администрации муниципального образования «город ...»;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы стимулирования труда муниципальных служащих Администрации муниципального образования «город ...».

В ходе исследования были применены следующие методы: юридического анализа нормативно-правовых актов, историко-сравнительный метод, качественного анализа информации, относящейся прямо или косвенно к системе аудита персонала в муниципальных образованиях. Информационно-аналитическую базу исследования составили труды следующих авторов: М.А. Богаринкова, М.И. Магура, А.Г. Панькова, Б.Б. Сериков, В.А. Сулемов, Н.Г. Чевтаева, Т.В. Примак  и других, а также статистическая информация по кадровому составу МО город ...».


1.3. Нормативно-правовые основы стимулирования трудовойдеятельности муниципальных служащих


Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] определяет правовую основу муниципальной службы в России, причем в целом точно также, как в ч. 1 ст. 4 Закона об общих принципах организации местного самоуправления [2] определена правовая основа местного самоуправления. В ч. 1 ст. 4 Закона об основах муниципальной службы говорилось лишь о законодательной основе муниципальной службы (Конституции РФ, актах федерального законодательства и законодательства субъектов РФ) и не упоминалось об иных нормативных правовых актах и о муниципальных правовых актах.

Исходя из ч. 1 ст. 3 Закона можно выделить четыре уровня нормативных правовых актов, составляющих правовую основу муниципальной службы [10, c.128]:

Конституция РФ. Среди конституционных норм, составляющих правовую основу муниципальной службы, следует указать, прежде всего часть 2 ст. 3, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также статью 12, которой установлено, что в России признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, следует указать на норму п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении России и субъектов РФ.

Основываясь на данных конституционных положениях КС России в постановлении от 15 декабря 2003 г. № 19-П указал, что согласно Конституции РФ местное самоуправление, которое является одной из форм осуществления народом своей власти, самостоятельно в пределах своих полномочий. КС России также указал, что осуществление местным самоуправлением публичных функций включает, в частности, реализацию населением права на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, что предполагает организацию и прохождение муниципальной службы в соответствии с общими принципами организации муниципальной службы и основами правового положения муниципальных служащих (п. «н» ч. 1 ст. 72, ст. 130, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

Следует отметить, что по не вполне понятной причине в ч. 1 ст. 3 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации не упоминается об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. В Законе о муниципальной службе в Российской Федерации прямо упоминаются международные договоры РФ, предоставляющие иностранным гражданам право находиться на муниципальной службе в России. Кроме того, существует ратифицированная Россией Европейская хартия местного самоуправления, которая предъявляет требования к подбору высококвалифицированного кадрового состава персонала органов местного самоуправления [19, c.149].

Также следует упомянуть о разработке и принятии в рамках СНГ таких международных правовых актов, посвященных муниципальной службе, как Модельный закон об общих принципах организации местного самоуправления, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г., и Модельный закон об основах муниципальной службы, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 26 марта 2002 г. [61, c.35].

С учетом нормы ст. 37 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации, определяющей порядок применения законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу данного Закона, можно говорить о центральном месте Закона о муниципальной службе в Российской Федерации в системе законодательства РФ о муниципальной службе.

Среди других федеральных законов, составляющих правовую основу муниципальной службы, следует выделить Закон об общих принципах организации местного самоуправления, который, как определено в его преамбуле, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления. Непосредственно к названному Закону отсылает норма ч. 7 ст. 16 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации в части определения порядка замещения должности главы местной администрации по контракту и порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту.

К иным нормативным правовым актам РФ, составляющих правовую основу муниципальной службы, нежели федеральные конституционные законы и федеральные законы, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер [54, c.140].

В качестве примера актов Президента РФ, непосредственно составляющих правовую основу муниципальной службы, следует назвать действующий в настоящее время Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе», а также Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», изданный на основании ст. 42 Закона о государственной гражданской службе, к которой, по сути, отсылает норма ч. 4 ст. 30 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации при определении порядка ведения личного дела муниципального служащего [32, c.75].

В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ.

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Законом о муниципальной службе в Российской Федерации прямо предусмотрено издание Правительством РФ постановлений по вопросам регулирования муниципальной службы. Так, устанавливаются порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, и форма заключения медицинского учреждения. Правительством РФ устанавливается форма анкеты, подлежащей заполнению при поступлении на муниципальную службу [34, c.234].

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.

 

Заказать отчет

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить