Стратегическое развитие муниципального образования (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ    8
1.1. Стратегическое планирование муниципального развития    8
1.2. Организация разработки и реализации стратегии    19
1.3. Органы разработки и реализации стратегии развития    26
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛО СЕМЕНОВКА» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ    35
2.1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования «Село Семеновка»    35
2.2. Общая характеристика Управления муниципального образования «Село Семеновка» и его деятельности    48
2.3. Анализ стратегического развития муниципального образования «Село Семеновка»    57
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛО СЕМЕНОВКА»    69
3.1. Конкурентная концепция развития муниципального образования    70
3.2. Повышение качества бизнес-климата на территории муниципального образования    78
3.3. Ресурсно-потенциальный подход к стратегии социально-экономического развития муниципального образования    89
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    101
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    105
ПРИЛОЖЕНИЯ    112

 

Введение

 

В отличие от привычного в России экономического и социального планирования, стратегическое планирование не является чисто формальной процедурой. В нашей стране долгое время планирование было самоцелью, а не средством развития, которая заключалось в следующем – больше показателей, масштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формативном планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями. Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутренней и внешней среды исследуемого объекта.

Современные подходы к управлению развитием акцентируют наше внимание на недопустимости «достижения цели любой ценой». Сегодня актуально управление развитием, учитывающее естественный ход событий, осознающее масштабы и границы своего действия, ответственно относящееся к последствиям принятых решений. Это инициирующие, поддерживающие, выращивающие технологии. Управление развитием муниципального образования – это «спорт высших достижений» муниципального управления [30, c.71].

Технология стратегического планирования инициирует к участию и включению в процесс планирования всех субъектов, реально или потенциально влияющих на развитие ситуации муниципального образования, включая конкурентов и противников. Дискуссии о концептуальных основах будущего переносятся внутрь процесса и процедуры планирования. Этим задается возможность расчета будущего в ситуациях, где его принципиально ранее не было (например, дефицита и борьбы за ресурсы, конфликта), появляется возможность добиться определенности будущего – просчет вариантов будущего. Участники, включенные в процесс и публичную процедуру стратегического планирования, доходят до общего плана будущего, движения к будущему, хотя бы уровня заявления о намерениях.

Одним из следствий недостаточности профессионального управленческого инструментария современного муниципального управления является практика работы органов муниципального управления в условиях отсутствия стратегических ориентиров деятельности: от задачи к задаче, от ситуации к ситуации, от выборов до выборов.

Кроме прочего, такое положение дел ведет к тому, что реальными управляющими на местах часто оказываются те, кто имеет свои собственные целевые установки по отношению к местному развитию, в том числе теневые структуры. В этом случае система муниципального управления начинает работать не в интересах муниципального образования в целом, а в частных интересах соответствующих групп людей. Преодоление этой ситуации – одна из задач стратегического планирования. Таким образом, тема работы является актуальной.

Объектом исследования выступает Семеновское управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Предметом исследования являются различные аспекты стратегии развития Семеновского управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Целью исследования является стратегия развития муниципального образования на примере Семеновского управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Для достижения цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты стратегического развития муниципальных образований;

- провести анализ развития  Семеновского управления администрации городского округа  «Город Йошкар-Ола» на современном этапе;

- разработать стратегии развития Семеновского управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

 

1.3. Органы разработки и реализации стратегии развития

 

Важнейшей отправной точкой разработки стратегии развития является позиция Главы муниципального образования. Если работа над стратегией ведется без его участия, и его вниманию предлагается лишь готовый документ, стратегия рискует оказаться документом, который не порождает никаких действий. Стратегия требует наличия деятельного начала, обладающего волей к действию. Конечно, такое начало устроено достаточно сложно и складывается из воли и активности многих людей [27, c.67].

Однако в любом случае участие главы муниципального образования в процессе разработки стратегии является одним из ключевых факторов, обусловливающих успех дела. Глава – избранный организатор жизни местного сообщества, который несет перед ним ответственность за взаимное согласование разных интересов, представленных в сообществе и за представительство интересов сообщества вне муниципального образования. Он обязательно должен входить в круг инициаторов разработки стратегии и нести ответственность за качество и реализацию стратегии. Он не может являться непосредственным разработчиком и не может посвятить работе над стратегией значительную часть своего рабочего времени, однако именно он своими распоряжениями формирует рабочие органы разработки стратегии, контролирует их работу, представляет стратегию сообществу и местному органу представительной власти.

Одной из критических точек разработки стратегии является правильная организация деятельности главного рабочего органа разработки стратегии – группы стратегического планирования. Успешность ее работы в первую очередь определяется подбором состава, мотивацией и правильной организацией работы. Вместе с тем важно, чтобы работа над стратегией не стала задачей только группы стратегического планирования. В сбор информации, поиск и анализ идей и предложений должны быть вовлечены по возможности все сотрудники администрации. Как минимум, они должны быть хорошо информированы о проводимой работе.

Рассмотрим принципы формирования и организации работы группы стратегического планирования.

Статус. Возглавлять группу стратегического планирования должен сотрудник администрации в должности не ниже заместителя главы муниципального образования. Это позволяет обеспечить достаточный вес группы в деятельности администрации. Основной состав группы должен включать инициативных специалистов администрации, не перегруженных текучкой. Работе над стратегией необходимо придать определенный официальный статус. Должно быть подготовлено и утверждено положение о группе стратегического планирования, включающее план-график ее работы, дни отчетов, права и ответственность ее членов [63, c.109].

Квалификация. В идеале в группу стратегического планирования должны входить представители всех отраслевых подразделений администрации. Ядро группы, как правило, должны составлять специалисты экономических подразделений, имеющие профильное образование.

Принадлежность к команде главы муниципального образования. В разработке стратегии должны принимать участие представители всех сил, действующих в местном сообществе, однако в группу стратегического планирования должны входить доверенные люди действующего главы муниципального образования. Это значительно облегчает организацию рабочего процесса, и это справедливо, поскольку именно глава муниципального образования несет ответственность за конечный результат работы.

Мотивация. Членам группы стратегического планирования приходится тратить на работу над стратегией много сил и времени. Это – творческая работа, которую невозможно выполнять без энтузиазма, только по обязанности. Поэтому очень важно, чтобы сотрудники включались в работу группы добровольно, исходя из ценности общественных и личных (повышение квалификации, статус, карьера и т.п.) выгод этой деятельности.

Оптимальное распределение нагрузки. Несмотря на все проблемы, связанные с недостаточностью численного состава и перегруженностью муниципальных администраций, крайне важно, чтобы для работы членов группы над стратегией было выделено специальное время за счет перераспределения лежащей на них текущей нагрузки. Группа не должна быть раздутой и включать в себя «мертвые души», не несущие рабочей нагрузки, но ее состав должен быть достаточным как с точки зрения квалификации, так и с точки зрения распределения работы [64, c.94].

Ресурсное обеспечение. Работа группы должна быть обеспечена достаточными материальными и информационными ресурсами: машинным временем вычислительной и множительной техники (если нет возможности выделить для работы группы специальный комплект офисного оборудования), помещениями для проведения рабочих совещаний, транспортом для поездок по территории муниципального образования. Важным моментом является возможность доступа к сети Интернет, поскольку она представляет собой важный информационный ресурс, а также к надежным средствам связи. Для обеспечения постоянного широкого контакта с местным сообществом важен доступ группы к медийным ресурсам местной власти – муниципальным изданиям, радио и телевидению.

Лидерство главы муниципального образования. Важна постоянная поддержка ведущейся работы со стороны главы муниципального образования, подчеркивание значимости проводимой работы, публичная поддержка проводимых мероприятий, демонстрация включенности главы в работу над стратегией.

Помимо группы стратегического планирования, при главе муниципального образования формируется общественный (координационный) совет по стратегическому планированию. Совет решает следующий набор задач:

- рассмотрение, утверждение или возврат на доработку разделов стратегии, разработанных группой стратегического планирования, совместно с тематическими группами;

- рассмотрение и утверждение итогового текста стратегии;

- представление итогового текста главе муниципального образования для внесения на рассмотрение местного органа представительной власти [14, c.57].

Состав совета может определяться по-разному, но важно, чтобы он отражал весь спектр общественной жизни местного сообщества. В его состав должны войти лидеры всех значимых сил, действующих в местном сообществе, включая силы, оппозиционные действующей власти. Важно также включение в состав общественного совета представителей региональной власти, курирующих муниципальное образование. Именно работа совета превращает стратегию из рабочего документа администрации в документ общественного согласия муниципального образования.

Основным источником идей и разработок, формирующих стратегию, являются тематические рабочие группы. Их количество, тематика работы и состав определяется решением главы муниципального образования на основе предложений группы стратегического планирования. Каждая группа несет ответственность за проработку определенного направления стратегического развития муниципального образования, определенного в концепции стратегии. В состав рабочих групп входят специалисты администрации и представители тех организаций, чьи интересы затрагивает развитие данного тематического направления. Важно включение в работу тематических групп инициативных граждан, заинтересованных в развитии того или иного направления. Во главе тематической группы стоит один из членов группы стратегического планирования, который ставит задачи для работы группы,

 

Список используемых источников

 

1.  Конституция Российской Федерации  // Российская газета.- 2009.- N 7.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 2009, N 40, ст. 3822.
3. Устав муниципального образования «Город Йошкар-Ола» / Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23.11.2006 № 317-IV (ред. от 14.05.2009 № 737-IV) // http://www.i-ola.ru/page7.html
4. О Положении о проведении аттестации муниципальных служащих в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола»: Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 25 декабря 2007 г. N 524-IV // Газета Йошкар-Ола.- 2007.- N 52.
5. Об утверждении Положения о Семеновском управлении администрации города Йошкар-Олы: Пост. мэра г.  Йошкар-Олы от 29.03.2001 № 839 (ред. от 16.02.2006) // СПС Гарант
6. Алмаев, М.Х. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством Российской Федерации / М.Х. Алмаев, В.Н. Макарычев // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N 4.
7. Амельченков, В.Ю. Механизм формирования и обеспечения функционирования  инновационной инфраструктуры предприятий водоснабжения: автореферат дисс. канд. эк. наук / В.Ю. Амельченков.- М., 2009.- 29 с.
8. Анимица, Е.Г. Местное самоуправление: история и современность / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный.- Екатеринбург, 2008.- 439 c.
9. Бабун, Р.В. Введение в специальность: Конспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление» /  Р.В. Бабун.- Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2003.- 58 с.
10. Бабун, Р.В. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие /  Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева.- М.: МОНФ, 2007. - 143 с.
11. Бабун, Р.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения./ Р.В. Бабун, Е.Н. Альбах, С.В. Зыков.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.- 299 c.
12. Балезин, В.П. Правовой режим земель населенных пунктов / В.П. Балезин.- М.: Юридическая литература, 2000.- 397 с.
13. Балобанов, А.Е. Муниципальные стратегии – сделано в России / А.Е. Балобанов.- М.: Аспект-Пресс, 2004.- 361 c.
14. Балобанов, А.Е. Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований Владимирской области / А.Е. Балобанов.- Владимир: Транзит Икс, 2005.- 288 c.
15. Барабашев, Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев.- М.: Изд-во МГУ, 2006.- 139 с.
16. Васильев, В.И. Гражданин и муниципальная власть / В.И. Васильев // Гражданин, закон и публичная власть.- М.: Норма, 2005.- 385 с.
17. Велиева, Д.С. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный) / Д.С. Велиева, В.В. Лысенко, Ю.В. Капитанец  и др. // КонсультантПлюс, 2010.
18. Велихов, Л. Основы городского хозяйства: В 2-х частях. Ч. 2. / Л. Велихов.- М., 1928.- 355 с.
19. Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». Выпуск № 29, часть III.- Йошкар-Ола, 2009.- 431 с.
20. Ветров, Г.Ю. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Г.Ю. Ветров, Д.М. Ланцев // Материалы Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Развитие мегаполиса: проблемы и перспективы).- М., 2007.- 264 с.
21. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский.- М. Высшая школа, 2006.- 320 с.
22. Вобленко, С. Местное самоуправление в системе разделения властей / С. Вобленко, Т.   Говоренкова // Местное самоуправление.- 2007.- №3.
23. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.- М.: МОНФ, 2007.- 88 с.
24. Галиновская, Е.А. Природный объект как объект права собственности / Е.А. Галиновская // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов и выступлений на научно-практической конференции.- М., 2006.- 199 с.
25. Герасимова, М.А. Модели местного самоуправления и ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / М.А. Герасимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 5.
26. Глазунова, Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова.- М.: Муниципальный мир, 2008.- 456 с.
27. Гутман, Г.В. Стратегия развития муниципалитета / Г.В. Гутман.- М.: Юркнига, 2006.- 289 c.
28. Демьяненко, А.Н. Муниципальное   управление: учебное пособие / А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков.- Хабаровск, 2008.- 345 с.
29. Емельянов, Н.А. Местное самоуправление: международный опыт / Н.А.  Емельянов.- М., 2007.- 246 c.
30. Жихаревич, Б.С. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Б.С. Жихаревич.- СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2005.- 267 c.
31. Занин, Н.В. Повышение эффективности и стратегической направленности администрации города / Н.В. Занин.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005.- 12 с.
32. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: Учебное пособие. Ч. 1./ В.Б. Зотов, З.М.  Макашова.- М.: СГИ, 2006.- 380 c.
33. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент / В.В. Иванов, А.Н. Коробова.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 420 с.
34. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой.- Ростов-н-Д., 2008.- 365 с.
35. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин.- М.: Юстицинформ, 2008.- 486 с.
36. Ильин, И.А. Условия осуществления жилищной реформы / И.А. Ильин // Экономист.- 2009.- N 5.
37. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.И. Кнорринг.- М.: Экзамен.- 2008.- 534 с.
38. Кокотов, А.Н. Муниципальное право России: учебник / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин.- М.: Юристъ, 2008.- 465 с.
39. Колюшин, Е.И. О праве муниципальной собственности / Е.И. Колюшин // Журнал российского права.- 2007.- N 9.
40. Лисина, Н.Л. Правовой режим поселений / Н.Л. Лисина.- М.: Дело, 2006.- 288 с.
41. Лукша, О.П. Управление стратегическими планами и программами местного развития / О.П. Лукша, П.В. Сушков, А.Э.  Яновский.- Обнинск, 2005.- 230 c.
42. Малараева, Ю.М. Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты: дисс. канд. юр. наук / Ю.М. Малараева.- М., 2004.- 210 с.
43. Мартынов, М.Ю. Местное самоуправление в политической системе России: Теоретико-прикладной анализ: дисс. докт. полит. наук / М.Ю. Мартынов.- Сургут, 2003.- 265 с.
44. Мильшин, Ю.Н. Муниципальное право России: учебное пособие / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чанов.- М.: Дашков и К, 2008.- 392 с.
45. Минцберг, Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д.  Лэмпел.- СПб.: Питер, 2007.- 360 c.
46. Мишин, А.А. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе / А.А. Мишин // Реформы местного управления в странах Западной Европы.- М., 2003.
47. Незнамова, Е.А. К вопросу о некоторых новых положениях законодательства о местном самоуправлении / Е.А. Незнамова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2008.- N 5.
48. Нерсесянц, В.С. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц.- М.: Норма, 2004.- С. 392.
49. Обзор конкурентоспособности российских регионов.- Проект МГТУ им. Н.Э. Баумана.- М., 2006.- 287 c.
50. Огнева, И.А. Некоторые проблемы реформирования экономики городского самоуправления / И.А. Огнева, М.В. Чеишвили // Административное право и процесс.- 2007.- N 6.
51. Попов, М. Публичная собственность на землю / М. Попов // Хозяйство и право.- 2006.- N 7.
52. Поставная, Н.П.  Проблемы управления и распоряжения земельными ресурсами городов / Н.П. Поставная // Законодательство и экономика, 2007, N 8.
53. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А.И. Радченко.- Ростов-н-Д: РостИздаТ, 2008.- 473 с.
54. Резолюция «Круглого стола» «О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями  органов местного самоуправления» 14 июня 2008 года в г. Москве // СПС КонсультантПлюс.
55. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой.- СПб.: Питер, 2008.- 459 с
56. Рохчин, В.Е. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин.- М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2008.- 195 c.
57. Рохчин, В.Е. Стратегическое планирование развития города России: системный подход /  В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская.- СПб.: ИРЭ РАН, 2004.- 290 c.
58. Система государственного и муниципального управления: учебник / Под ред. Г.В. Атаманчука.- М.: РАГС.- 2008.- 489 с.
59. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Б. Зотова.- СПб: Питер Пресс, 2007.- 389 с.
60. Становление местного самоуправления в посткоммунистическом обществе // Материалы международного симпозиума / Под ред. С.Ю. Наумова, С.И. Замогильного.- Саратов, 2007.- 192 с.
61. Старцева, Я.Ю. Органы местного самоуправления США и Западной Европы / Я.Ю. Старцева, В.Б. Евдокимов.- Челябинск, 2004.- 280 c.
62. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет: Учебное пособие для муниципальных управляющих.- М.: МОНФ, 2005.- 292 c.
63. Территориальное стратегическое планирование: Практическое пособие.- СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2006.- 229 c.
64. Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований.- М.: МОНФ, 2004.- 274 с.
65. Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства./ Ю.В. Филиппов, Т.Т.  Авдеева.- М.: Дело, 2004.- 260 c.
66. Хлебунова, С.А. Модель местного самоуправления в системе российского государственного управления / С.А. Хлебунова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N 3.
67. Хозяйственная деятельность муниципалитетов в современных условиях: Сборник материалов / Под ред. С. Исуповой, И. Путинцевой.- М.: Статут, 2006.- 299 с.
68. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство / И.П. Черная.- Pостов н/Д: Феникс, 2010.- 268 с.
69. Чиркин, В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин // Журн. рос. права.- 2007.- № 8.
70. Экономические стратегии активных городов.- СПб.: Наука, 2007.- 245 c.
71. Юргенс, И.Ю. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути совершенствования / И.Ю. Юргенс // Государственная власть и местное самоуправление.- 2009.- N 11.


Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить