Управление градообслуживающей сферой (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДООБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СФЕРОЙ    5
1.1. Понятие, цели,  принципы и подотрасли градообслуживающей  сферы    5
1.2 Международный опыт в управлении градообслуживающей сферой    14
1.3. Размещение отходов потребления и производства в процессе функционирования градообслуживающей сферы    20
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДООБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СФЕРОЙ    26
2.1. Оценка современного состояния городского хозяйства Российской Федерации    26
2.2. Оценка деятельности  муниципального унитарного предприятия "Город"    33
2.3. Утилизация отходов производства и потребления в г. Йошкар-Оле    40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДООБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СФЕРОЙ    47
3.1. Совершенствование управления коммунальным хозяйством    47
3.2. Разработка бизнес-плана по утилизации отходов производства и потребления    57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    74
ПРИЛОЖЕНИЯ    77

 

Введение

 

Город является составной частью государства и региона как систем более высокого порядка. В этих системах город выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, культурную, образовательную, научную и др. На разных этапах истории человечества эта роль менялась, в частности, значение города как крепости на сегодня утрачено. В свою очередь, город - это не просто скопление материальных объектов (жилых и производственных зданий, коммуникаций и т.д.), а целостная, сложная, динамически развивающаяся система (иногда говорят - социальная система), в которой взаимодействуют люди, природа, экономика и общество [12, C.15]. Градообслуживающая сфера - основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимает особое место в экономике, являясь важнейшим элементом градообслуживающей сферой городского хозяйства. В настоящее время отрасль находится на стадии реформирования, целью которого является повышение экономической эффективности ее функционирования на основе формирования конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ. В тоже время высокий уровень износа основных фондов определяет недостаточную  инвестиционную привлекательность данного вида деятельности.

Отсутствие необходимого объема инвестиций в обновление основных фондов приводит к снижению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг,  росту их себестоимости, в том числе вследствие экономической необоснованности тарифов предприятий отрасли. Это в первую очередь относится к предприятиям водоснабжения и водоотведения, которые, в силу технологических  условий их функционирования, еще долгое время будут относиться к монопольным секторам городского хозяйства. Очевидно, что с учетом высокой степени физического и морального износа оборудования (физический износ в 2007 г. составил около 65% по Российской Федерации, моральный, по разным оценкам, от 80 до 90% [11, C.3]), основным направлением повышения экономической эффективности коммунальных предприятий является их техническое и технологическое перевооружение на основе организации непрерывных инновационных процессов.

Все вышесказанное определило выбор и актуальность темы исследования - управление градообслуживающей сферой.  В процессе работы были использованы труды следующих авторов: М.Х. Алмаев, В.Ю. Амельченков, Р.В. Бабун, А.Г. Воронин, В.Б. Зотов, Я.А. Косарева, И.А. Огнева.

Целью работы является изучение управления градообслуживающей сферой.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы управления градообслуживающей сферой;

- провести анализ управления градообслуживающей сферой;

- предложить мероприятия по совершенствованию управления градообслуживающей сферой.

 

1. Теоретические основы управления градообслуживающей сферой

1.1. Понятие, цели,  принципы и подотрасли градообслуживающей сферы

 

Муниципальное управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения. Цель муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, обеспечения надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения [26, C.93].

Принципы муниципального управления градообслуживающей сферой представлены на рис. 1. Соблюдение этих принципов составляет непременное условие эффективного управления. Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня. Например, городской транспорт является подсистемой системы жизнеобеспечения города и в то же время региональной транспортной системы. Следует также учитывать наличие в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности.

 

Рис. 1. Принципы управления градообслуживающей сферой

 

Муниципальная власть, ответственная за обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами, должна создавать условия для деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные, так и финансово-экономические и информационные методы управления. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать [14, C.56]:

- место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;

- место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

- взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно-правовых форм хозяйствования;

- законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Выработка наиболее эффективной схемы муниципального регулирования деятельности отдельных систем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий и взаимодействия с органами государственной власти, а также с населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на принятие решений муниципальными службами и учреждениями [26, C.96].

Размещение на территории муниципального образования различных хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, объектов промышленной, общественно-деловой и социальной сфер требует эффективной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для создания условий для жизнедеятельности населения и функционирования экономики муниципального образования, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства, и в первую очередь жилищно-коммунального хозяйства. Уровень развития градообслуживающей сферы определяется совокупностью количественных и качественных показателей (табл. 1).

 

Таблица 1.- Показатели уровня развития градообслуживающей сферы

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить