Управление качеством общего образования в системе общего образования Республики Марий Эл (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Аналитическая часть. Анализ управления системой образования Республики Марий Эл.. 6

1.1. Общая характеристика и SWOT-анализ отрасли образования. 6

1.2. Анализ обеспеченности Министерства образования трудовыми ресурсами  37

1.3. Анализ управления системой образования. 42

1.4. Оценка качества управления. 53

Глава 2. Проектная часть. Совершенствование системы управления образованием.. 67

2.1. Анализ реализации функций контроля качества. 67

2.2. Анализ деятельности Республиканского государственного центра аттестации и контроля качества образования. 79

2.3. Проект внедрения информационных технологий в систему управления образованием  91

2.4. Моделирование организационной структуры управления центром. 107

Глава 3. Специальная часть. 109

3.1. Оценка эффективности действующей и модернизируемой структур управления  109

Выводы.. 114

Список использованной литературы.. 118

Приложения.. 121

Введение

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной
жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение
таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде рыночной экономики, и гражданского
общества успешная реализация этих задач должна стать предметом
стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

Целью исследования является анализ деятельности и модернизация Центра контроля качества общего образования при Министерстве образования Республики Марий Эл с целью совершенствования управления образованием.

Объект исследования: управленческая деятельность Министерства образования Республики Марий Эл

Предмет исследования: процесс управления качеством общего образования в системе общего образования Республики Марий Эл.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления социальными (образовательными) организациями; идеи о ведущей роли целеполагания в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления, предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

-       теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение управленческого опыта;

-       методы социологического исследования (опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок);

-       статистический анализ при качественной и количественной оценке эффективности деятельности министерства образования;

-       проектирование при создании модернизованной организационной структуры управления Центра контроля качества образования.

Исследования последних лет (Г.И. Ибрагимов, А.С.Суббето, Р.Х. Шакуров и др.) показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждений образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. По мнению ряда российских исследователей (В. И. Ерошин, В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, М.М. Поташник, И. П. Смирнов и др.) проблемы управления образованием, становление и усиление административно-командной системы управления в 30-х годах сделало невозможным поиск принципиально иных форм и методов управления в сфере образования. Управление образованием в бывшем СССР до 90-х годов строилось на теоретической базе начала века и не могло эффективно направлять его функционирование, а тем более развитие в новых условиях. Эта система была не просто инерционной и ориентированной на воспроизводство заданных социальных норм, но и накопила немалый опыт и традиции торможения развития образования. Одним из наиболее эффективных подходов к управлению образованием в последнее время стало управление по целям. Во второй половине 90-х годов получила распространение концепция «организационного развития». Ее практико-ориентированная направленность позволила констатировать главные причины неудач в результатах образования. По мнению ученых и педагогической общественности, одна из них заключалась в недостаточной управленческой компетентности педагогических кадров и в отсутствии эффективной системы оценки учреждений образования.

Ситуация в управлении существенно изменилась с принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании», которым устанавливалось новое разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией этого процесса является определение эффективности и качества управления. В этой связи совершенствование деятельности Центра контроля качества общего образования РМЭ является актуальным.

Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, библиография, дипломная работа содержит 27 таблиц, 11 схем и рисунков.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.1995  №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-
    экономического развития Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 №104 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральных целевых программ»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 № 842 «О внесении изменений в Порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  4. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 марта 2003г. № 92 «О порядке разработки и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл» (с изменениями от 3 июня 2004 г.)
  5. Алфёрова Л.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения. Практическое пособие / Л.В. Алфёрова. - Аркти, 2006. – 245 с.
  6. Атаманчук Г.В Теория государственного управления. Курс лекций - М.: Юридическая литература, 2000. - 489 с.
  7. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М.: НПО-Экономика, 2000. - 512 с.
  8. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: "за" и "против" / Г.М. Будунов. - Аркти, 2006. – 316 с.
  9. Введение в государственное  управление. В 3 кн. / Под ред.
    В.Я. Афанасьева. - М., 1998. - 389 с.

10. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 321 с.

11. Золотарева А.В. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие / А.В. Золотарева. - Аркти, 2006. – 316 с.

12. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социаль­но-экономического развития Республики Марий Эл. М.: Пресс-сервис, 1999.- 212 с.

13. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 1999.- 180 с.

14. Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 2002, 187 с.

15. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. - 178 с.

16. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие / В.В. Маскин. - Аркти, 2006. – 315 с.

17. Моисеев А. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) / А. Моисеев. - Педагогическое общество России, 2006. – 278 с.

18. Муниципальное образование г. Йошкар-Ола в 2001-2003 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики  по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2004.

19. Орлова А.М. Организация делопроизводства в образовательном учреждении / А.М. Орлова. - Аркти, 2006. – 214 с.

20. Петренко А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа. Практическое пособие / А.А. Петренко. - Аркти, 2006. – 264 с.

21. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. - Ростов/н/Д, 2001. - 385 с.

22. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. /
Отв. ред. акад. РАН А.Г. Гранберг - М.: «Экономика», 2000 .

23. Республика Марий Эл /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики  по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2004.

24. Тебякина А.И. Внутришкольный контроль от "А" до "Я" / А.И. Тебякина. - Аркти, 2006. – 289 с.

25. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе /  П.И. Третьяков. – Скрипторий,  2003. – 568 с.

26. Токарева С.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / С.В. Токарева. - Педагогическое общество России, 2006. – 198 с.

27. Уткин Э.А. Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 623 с.

28. Чиркин В.Е. Государственное управление.  Элементарный курс.  - М.: Юрист, 2002.- 511с.

29. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2004. - 601 с.

30. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации»  http://government.gov.ru/

31. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  http://economy.gov.ru/

32. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

33. www.gstat.mari.ru

34. www.gov.mari.ru

35. www.region12.ru

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить