Управление земельными ресурсами муниципального района (отчет)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    6

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ    9

1.1. Понятие и структура земельных участков    9

1.2. Нормативно-правовая база оценки земель различных категорий    20

1.3. Зарубежный опыт оценки земельных участков    35

2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»    45

2.1. Общая характеристика отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО «... муниципальный район»    45

2.2. Анализ методов оценки земельных участков в МО «... муниципальный район» и проблем их применения    56

2.3. Анализ эффективности деятельности отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО «... муниципальный район»    70

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    83

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    86

ПРИЛОЖЕНИЯ    90

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта. Роль, которую играет земля в экономике каждой страны, не всегда очевидна, но имеет огромное значение. Без надежно защищенных прав на землю невозможно обеспечить устойчивое развитие, поскольку у инвестора едва ли появится желание делать долгосрочные капиталовложения. Одним из возможных способов пользования землей, приобретающим в последнее время все большую актуальность, является обладание земельным участком на праве аренды.

Совершенствование рыночной экономики и развитие рынка земли сделали актуальными понятия цены и земельного налога, вернули интерес к государственному регулированию использования земельных ресурсов и приемлемым методам его осуществления. Рациональное и эффективное использование земли является актуальной проблемой современности [12, c.9].

С землей связано получение материальных благ, обеспечение людей продуктами питания, строительства жилья, промышленных предприятий. Ограниченность земли в пространстве, различия ее природных условий требуют от общества экономичного, эффективного и интенсивного ее использования [21, c.68].

Особым видом управления земельными ресурсами следует признать управление земельными ресурсами, которые принадлежат на определенном вещном праве Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или же муниципальным образованиям.

В условиях проведения земельной реформы государство выпустило из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и благоустройству земель, крайней слабости материальной базы агропромышленного комплекса, отсталости его инфраструктуры и неэффективности городского и сельского землепользования.

Появляется настоятельная потребность в развитии методов управления земельными ресурсами, позволяющих решать не только экономические, но и природоохранные проблемы на землях различных собственников. Негативный опыт многих стран достаточно хорошо показал, что провозглашение приоритета только экономических целей без учета социальной потребности в приемлемой для человека природной среде оборачивается крайне негативными экологическими последствиями в будущем, а общий эколого-экономический ущерб оказывается несоизмеримо больше краткосрочной выгоды, получаемой конкретным инвестором.

При этом земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития многоукладной экономики [31, с.157].

Необходимость в получении достоверной стоимости земельных участков испытывают как государственные, так и муниципальные органы исполнительной власти в целях эффективного использования земельных ресурсов и проведения рациональной земельной и налоговой политики.

Приведенный перечень проблем может быть разрешен только при условии формирования единой государственной и муниципальной политики, направленной на повышение эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в федеральной и муниципальной собственности.

Новизна и сложность многочисленных вопросов, требующих оперативного решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определяет актуальность выбранной темы.

Цель работы состоит в изучении методики изменения цен на землю муниципального образования «... муниципальный район».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические основы оценки  земельных участков;

- провести анализ оценки и управления землей муниципального образования «... муниципальный район».

Объектом исследования являются земля, находящаяся в муниципальной собственности Звениговского муниципального района.

Предметом исследования выступает деятельность отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами  муниципального образования «... муниципальный район».

Степень разработанности проблемы. В последнее время в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых все больше внимания стало уделяться теоретическим и методическим проблемам в области оценки земельных участков на разных административно-территориальных уровнях. Этим проблемам посвящены работы следующих авторов: А.А. Алпатов, А.П. Анисимов, С.В. Дзагоев, Л.Т. Кокоева, Б.В. Ерофеев, Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев, А.В. Бабанов, В.И. Петров, В.Н. Харьков и др.

Структура работы. Отчет состоит из следующих структурных элементов: введение; основная часть (включает две главы, разбитые на параграфы); выводы и предложения; список используемых источников; приложения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

1.1. Понятие и структура земельных участков

 

Земельные ресурсы в широком смысле, как природные ресурсы – источ¬ник любого сырья на земле, становится важнейшим фактором произ¬водства, образуя тройственную цепь «земля – труд – капитал», отражающую приоритет земли как элемент начала. Таким образом, земля в функциональном отношении может быть представлена в виде следующих основ социально-экономических значений [26, c.27] (рисунок 1).


Рисунок 1. - Значения земли как основы социально-экономического развития территории

 

Обзор научной литературы позволяет определить следующее уникальное тройственное свойство земли [11, c.32]:

1)    являясь элементом производительных сил (напрямую – в сельскохозяйственном производстве и как пространственный базис – в других видах производства), она участвует в гражданском обороте с соответствующим объемом прав и ограничений;

2)    земля является объектом недвижимости и, как собственность, определяется своим объемом правовых и финансовых (капиталовложение) возможностей;

3)    земля являет¬ся пространственно-историческим базисом развития человеческого этноса (государства).

В результате такой тройственности эффектив¬ное управление земельными ресурсами возможно только при учете специфики земли и особенностей регионально-экономической поли¬тики (муниципальной в особенности, потому как около 80% земельных ресурсов находится в ведении муниципальных образований).

Данное положение вытекает из того, что при любом общественно-политическом строе земля является единственным базисом развития национальной экономики страны и создания национального богат¬ства, поэтому необходимо более детально рассмотреть объем прав соб¬ственности и распоряжения землей на фоне отбора критериев опреде¬ления субъектов права собственности и распоряжения землей с целью обеспечения наиболее эффективного ее использования.

Таким образом, земельные ресурсы в экономическом отношении – это не только территориально-пространственная природная основа исторического местонахождения народа, но и сложный эколого-социальный фактор производства.

Рассмотрев земельные ресурсы как экономическую категорию и фактор производства, изучим земельные ресурсы в русле гражданско-правовых отношений.

Основной Закон России – Конституция Российской Федерации в ст. 67 устанавливает, что территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним [1]. Под территорией, прежде всего, понимается сухопутная часть, то есть земля. Таким образом, земельные ресурсы России – это земли, которые находятся в границах территории Российской Федерации, за исключением территориального моря.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации [2] земельные отношения регулируются данным Кодексом, а также федеральными законами и иными актами, принимаемыми в соответствии с ними. Статья 6 ЗК РФ определяет, что объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Однако объектом правового регулирования земля выступает как почвенный слой земной коры, расположенной над недрами, покрытый почвенным слоем и используемый как основное (главное) средство производства в сельском, лесном хозяйстве и горном промысле. Другой аспект ее правового статуса – когда она предоставляется различным субъектам предпринимательской деятельности в качестве пространства для операционного бизнеса.

В соответствии с Конституций Российской Федерации вся земля в России находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

Экономическая стоимость земли – категория больше метафорическая, однако ее отсутствие не исключает денежной оценки земли в целях ее наиболее эффективного использования [22, с.51].

В отечественной литературе, законодательстве и практике термины «земля» и «земельный участок» зачастую употребляются как синонимы, т.е. не разделяются как самостоятельные объекты, хотя ст. 6 ЗК РФ разграничила эти два объекта земельных отношений [38, c.19].

 

 

Заказать отчет

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта. Роль, которую играет земля в экономике каждой страны, не всегда очевидна, но имеет огромное значение. Без надежно защищенных прав на землю невозможно обеспечить устойчивое развитие, поскольку у инвестора едва ли появится желание делать долгосрочные капиталовложения. Одним из возможных способов пользования землей, приобретающим в последнее время все большую актуальность, является обладание земельным участком на праве аренды.
Совершенствование рыночной экономики и развитие рынка земли сделали актуальными понятия цены и земельного налога, вернули интерес к государственному регулированию использования земельных ресурсов и приемлемым методам его осуществления. Рациональное и эффективное использование земли является актуальной проблемой современности [12, c.9].
С землей связано получение материальных благ, обеспечение людей продуктами питания, строительства жилья, промышленных предприятий. Ограниченность земли в пространстве, различия ее природных условий требуют от общества экономичного, эффективного и интенсивного ее использования [21, c.68].
Особым видом управления земельными ресурсами следует признать управление земельными ресурсами, которые принадлежат на определенном вещном праве Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или же муниципальным образованиям.
В условиях проведения земельной реформы государство выпустило из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и благоустройству земель, крайней слабости материальной базы агропромышленного комплекса, отсталости его инфраструктуры и неэффективности городского и сельского землепользования.
Появляется настоятельная потребность в развитии методов управления земельными ресурсами, позволяющих решать не только экономические, но и природоохранные проблемы на землях различных собственников. Негативный опыт многих стран достаточно хорошо показал, что провозглашение приоритета только экономических целей без учета социальной потребности в приемлемой для человека природной среде оборачивается крайне негативными экологическими последствиями в будущем, а общий эколого-экономический ущерб оказывается несоизмеримо больше краткосрочной выгоды, получаемой конкретным инвестором.
При этом земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития многоукладной экономики [31, с.157].
Необходимость в получении достоверной стоимости земельных участков испытывают как государственные, так и муниципальные органы исполнительной власти в целях эффективного использования земельных ресурсов и проведения рациональной земельной и налоговой политики.
Приведенный перечень проблем может быть разрешен только при условии формирования единой государственной и муниципальной политики, направленной на повышение эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в федеральной и муниципальной собственности.
Новизна и сложность многочисленных вопросов, требующих оперативного решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определяет актуальность выбранной темы.
Цель работы состоит в изучении методики изменения цен на землю муниципального образования «Звениговский муниципальный район».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы оценки  земельных участков;
- провести анализ оценки и управления землей муниципального образования «Звениговский муниципальный район».
Объектом исследования являются земля, находящаяся в муниципальной собственности Звениговского муниципального района.
Предметом исследования выступает деятельность отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами  муниципального образования «Звениговский муниципальный район».
Степень разработанности проблемы. В последнее время в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых все больше внимания стало уделяться теоретическим и методическим проблемам в области оценки земельных участков на разных административно-территориальных уровнях. Этим проблемам посвящены работы следующих авторов: А.А. Алпатов, А.П. Анисимов, С.В. Дзагоев, Л.Т. Кокоева, Б.В. Ерофеев, Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев, А.В. Бабанов, В.И. Петров, В.Н. Харьков и др.
Структура работы. Отчет состоит из следующих структурных элементов: введение; основная часть (включает две главы, разбитые на параграфы); выводы и предложения; список используемых источников; приложения.







1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

1.1. Понятие и структура земельных участков

Земельные ресурсы в широком смысле, как природные ресурсы – источ¬ник любого сырья на земле, становится важнейшим фактором произ¬водства, образуя тройственную цепь «земля – труд – капитал», отражающую приоритет земли как элемент начала. Таким образом, земля в функциональном отношении может быть представлена в виде следующих основ социально-экономических значений [26, c.27] (рисунок 1).

Рисунок 1. - Значения земли как основы социально-экономического развития территории

Обзор научной литературы позволяет определить следующее уникальное тройственное свойство земли [11, c.32]:
1)    являясь элементом производительных сил (напрямую – в сельскохозяйственном производстве и как про¬странственный базис – в других видах производства), она участвует в гражданском обороте с соответствующим объемом прав и ограничений;
2)    земля является объектом недвижимости и, как собственность, определяется своим объемом правовых и финансовых (капиталовложение) возможностей;
3)    земля являет¬ся пространственно-историческим базисом развития человеческого этноса (государства).
В результате такой тройственности эффектив¬ное управление земельными ресурсами возможно только при учете специфики земли и особенностей регионально-экономической поли¬тики (муниципальной в особенности, потому как около 80% земельных ресурсов находится в ведении муниципальных образований).
Данное положение вытекает из того, что при любом общественно-политическом строе земля является единственным базисом развития национальной экономики страны и создания национального богат¬ства, поэтому необходимо более детально рассмотреть объем прав соб¬ственности и распоряжения землей на фоне отбора критериев опреде¬ления субъектов права собственности и распоряжения землей с целью обеспечения наиболее эффективного ее использования.
Таким образом, земельные ресурсы в экономическом отношении – это не только территориально-пространственная природная основа исторического местонахождения народа, но и сложный эколого-социальный фактор производства.
Рассмотрев земельные ресурсы как экономическую категорию и фактор производства, изучим земельные ресурсы в русле гражданско-правовых отношений.
Основной Закон России – Конституция Российской Федерации в ст. 67 устанавливает, что территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним [1]. Под территорией, прежде всего, понимается сухопутная часть, то есть земля. Таким образом, земельные ресурсы России – это земли, которые находятся в границах территории Российской Федерации, за исключением территориального моря.
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации [2] земельные отношения регулируются данным Кодексом, а также федеральными законами и иными актами, принимаемыми в соответствии с ними. Статья 6 ЗК РФ определяет, что объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Однако объектом правового регулирования земля выступает как почвенный слой земной коры, расположенной над недрами, покрытый почвенным слоем и используемый как основное (главное) средство производства в сельском, лесном хозяйстве и горном промысле. Другой аспект ее правового статуса – когда она предоставляется различным субъектам предпринимательской деятельности в качестве пространства для операционного бизнеса.
В соответствии с Конституций Российской Федерации вся земля в России находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.
Экономическая стоимость земли – категория больше метафорическая, однако ее отсутствие не исключает денежной оценки земли в целях ее наиболее эффективного использования [22, с.51].
В отечественной литературе, законодательстве и практике термины «земля» и «земельный участок» зачастую употребляются как синонимы, т.е. не разделяются как самостоятельные объекты, хотя ст. 6 ЗК РФ разграничила эти два объекта земельных отношений [38, c.19].

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить