Управление муниципальной собственностью (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ    5
1.1. Понятие и структура собственности муниципального образования    5
1.2. Управление муниципальной собственностью как функция органов местного самоуправления    14
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МАРИ-ТУРЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ    26
2.1. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью МО «Мари-Турекский муниципальный район»    26
2.2. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью    36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    43

 

Введение

 

Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным катализатором. Следовательно, не только муниципальные, но и государственные служащие должны разбираться в системе муниципального управления. Во многих сферах деятельности (жилищно-коммунальный комплекс, градостроительство, социальная сфера, общественная безопасность и т.п.) задачи государственной и муниципальной политики тесно взаимосвязаны.

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России [1], органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. В силу этого законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. Шестого октября 2003 года был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ [2]. Практическая реализация Закона проходит крайне сложно, а срок вступления его в силу (изначально - 1 января 2006 года) был отодвинут до 2009 года. В Закон уже внесено множество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается. Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ.

Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство. В научном смысле муниципальное управление можно рассматривать как составную часть общей науки об управлении в сложных социально-экономических системах и одновременно как составную часть муниципальной науки - о местном самоуправлении. Это комплексная наука, включающая элементы ряда дисциплин: экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории управления и многих других. Это отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности.

При написании работы использовались труды российских ученых-теоретиков и практиков по проблемам государственного и муниципального управления. Среди них: В.Б. Зотов, Н.И. Глазунова, В.И. Кнорринг, Г.В. Атаманчук, Р.В. Бабун, А.Н. Кириллова, Е.Г. Коваленко, Л.А. Кузнецова, З.З. Муллагалеева, Н.Н. Мусинова, О.М. Рой и другие.

Объектом исследования является муниципальная собственность.

Предметом исследования выступает система управления собственностью муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».

Целью работы является исследование системы управления собственностью муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».

Соответственно, задачами работы стали:

-  дать общую характеристику муниципальной собственности как объекта управления;

- провести анализ эффективности управления муниципальной собственностью МО «Мари-Турекский муниципальный район»;

- дать рекомендации по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.

 

1. Общая характеристика муниципальной собственности как объекта управления

1.1. Понятие и структура собственности муниципального образования

 

Признание и защита муниципальной собственности наравне с государственной и частной провозглашена в ст. 8 Конституции РФ. Статья 212 ГК РФ закрепляет, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, права всех собственников защищаются равным образом. Это свидетельствует о юридическом равенстве указанных лиц, в том числе при приобретении и осуществлении права собственности на имущество. Однако особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество для отдельных типов субъектов могут устанавливаться только законом, т.е. предполагается, что законом могут устанавливаться особые основания и способы приобретения права собственности отдельными субъектами.

Муниципальная собственность представляет собой форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе она находится в одном ряду с правом государственной собственности. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления [15, c.19].

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на следующие группы:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Оно имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение;

2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Оно призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления [14, c.105].

Система имущества и финансовых ресурсов муниципального образования представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1.- Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

 

Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить