База данных для автоматизации процесса оплаты дополнительных услуг (курсовая: программа (база данных Access) и пояснительная записка)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ    4
1.1. Организационно-правовая структура НОУ «Перекресток»    4
1.2. Описание предметной области    6
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ    11
2.1. Постановка задачи    11
2.2. Инфологическая модель системы    13
2.3. Даталогическая модель системы    17
2.4. Структура БД системы    21
2.5. Формы    25
2.6. SQL запросы    29
2.7. Отчеты    32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Постепенно с развитием программного обеспечения ЭВМ появились идеи создания управляющих систем, которые позволяли бы накапливать, хранить и обновлять взаимосвязанные данные по целому комплексу решаемых задач. Эти идеи нашли свое воплощение в  системах управления базами данных (СУБД). СУБД взаимодействуют не с локальными, а взаимосвязанными по информации массивами, называемыми базами данных. С появлением персональных компьютеров СУБД становятся наиболее популярным средством обработки табличной информации. Они являются инструментальным   средством проектирования банков данных при обработке больших объемов информации.

В настоящее время в большинстве организаций и учреждений нашей страны обработка и хранение информации происходит вручную, что приводит к большим затратам времени и дополнительным расходам. Поэтому тема данной работы - проектирование информационной системы с использованием СУБД является актуальной.

Целью данной работы является разработка информационной системы с использованием СУБД для автоматизации процесса оплаты дополнительных услуг в НОУ «Перекресток». Для достижения поставленной цели в работе используется СУБД Microsoft Access 2003. Выбор СУБД обусловлен тем, что программный комплекс Access входит  в пакет Microsoft Office и, таким образом, доступен всем пользователям, у кого установлен этот пакет.

В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:

- изучить организационно-правовую структуру НОУ «Перекресток»;

- рассмотреть теоретические основы процесса оплаты образовательных услуг;

- спроектировать информационную систему для автоматизации процесса оплаты дополнительных услуг в НОУ «Перекресток»;

- реализовать информационную систему в СУБД Microsoft Access.

 

1.2. Описание предметной области

 

Тема предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг как организациям, так и физическим лицам достаточно актуальна, так как проводимая реформа образования предусматривает, в частности, передачу учреждений начального и среднего профессионального образования из федерального подчинения в ведение регионов, а школы, училища, вузы получат статус автономных учреждений или государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций.

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и учащимся общеобразовательных учреждений - по желанию их родителей (законных представителей).

Каждый из нас является потребителем - услуг, товаров, информации. Для того чтобы быть уверенным в том, что заказываемые услуги, например, по обучению и получению образования, будут надлежащего качества и выполнены в срок, потребители должны составить с исполнителем, в частности с учреждением культуры или образования, письменный договор.

Закон о защите прав потребителей определяет такие понятия, как:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Потребитель, перед тем как оформить договор, должен быть осведомлен о том, что представляет собой исполнитель, какие услуги он может предоставить, на каких условиях и по какой цене. Исполнитель до заключения договора обязан предоставить потребителю достоверную информацию о себе, об образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах, обеспечивающую потребителю возможность правильного выбора. Исполнитель обязан довести до потребителя следующие сведения:

- наименование, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности;

- тип образовательного учреждения, а для вузов - вид учебного заведения (университет, академия, институт);

- местонахождение (юридический адрес) исполнителя (место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах);

- лицензия на право вести образовательную деятельность;

- свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный номер, срок действия и орган, выдавший документ);

- уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, которые реализует исполнитель, формы и сроки их освоения;

- перечень образовательных услуг и перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления в соответствии с уставом и локальными актами;

- стоимость образовательных услуг и порядок расчетов;

- порядок и условия приема в данное образовательное учреждение и зачисления;

- форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Если образовательные услуги оказывает филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательной организации, то оно должно сообщить потребителю, что у него есть доверенность на осуществление полных или частичных правомочий этой организации.

О том, что с вышеизложенной информацией потребитель ознакомлен, исполнитель делает соответствующую запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью потребителя.

Потребитель образовательных услуг может запросить у исполнителя дополнительно следующие документы:

- устав или положение о филиале, представительстве, утвержденные руководителем образовательного учреждения (или лицом, на то уполномоченным);

- образцы договоров;

- государственные стандарты, основные и дополнительные образовательные программы по соответствующим специальностям, направлениям, базисные планы;

- перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и локальными актами образовательного учреждения;

- иные сведения, относящиеся к договору.

Перечень всей этой информации не является исчерпывающим. Исполнитель, как правило, сообщает потребителю любые сведения, касающиеся договора и образовательной услуги. В некоторых случаях такие просьбы могут основываться на нормах Закона о защите прав потребителей, в котором указано, что исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, выполняющее услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества оказываемой услуги.

Договор на оказание платных образовательных (дополнительных) услуг заключается только в письменной форме. В нем нужно указать:

- название исполнителя и его местонахождение либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя и сведения о его государственной регистрации;

- номер, срок действия и орган, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации (для юридических лиц);

- фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя (руководителя филиала, заместителя руководителя юридического лица или иного должностного лица), устав с указанием наименования зарегистрировавшего органа, даты регистрации и регистрационного номера, а также документ, регламентирующий его полномочия (приказ, распоряжение, доверенность);

- фамилию, имя, отчество потребителя услуги, его адрес и телефон.

В целях выполнения функции документа, регулирующего отношения потребителей и исполнителей, договор должен содержать следующие пункты.

1. Предмет договора.

2. Права Исполнителя, Заказчика, Потребителя.

3. Обязанности Исполнителя.

4. Обязанности Заказчика.

5. Обязанности Потребителя.

6. Оплата услуг.

7. Основания изменения и расторжения договора.

8. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору.

9. Срок действия контракта и другие условия.

Предмет договора. В этом разделе договора на оказание платных образовательных услуг надо указать:

- уровень, ступень основных и (или) дополнительных образовательных программ;

- перечень (виды) образовательных услуг;

- форму реализации образовательной программы (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, форма семейного образования);

- документ какого уровня (степени) образования будет выдан потребителю после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке. Исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, которые выполняются за отдельную плату;

- сроки оказания образовательных услуг.

 

2.4. Структура БД системы

 

Таблицы – это основные объекты любой базы данных. Во-первых, в таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, а во-вторых, таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства). В данной БД мы используем 5 таблиц: Клиенты, Сотрудники, Услуги, Договора, Оплата.  Эти таблицы связаны между собой средствами поддержания целостности, заданными на физическом уровне, то есть на уровне структуры БД.

Например, при добавлении нового объекта в таблицу Договора, надо обязательно указать внешний ключ к таблице Сотрудники. Если данный ключ не указан или ключа с таким значением в таблице Сотрудники не существует, то запись в таблицу Договора не будет добавлена.

На рис. 9 изображена  структура таблицы Сотрудники. В этой таблице хранятся данные о сотрудниках НОУ «Перекресток».

1) Поле Номер_сотрудника – это поле первичного ключа таблицы автоинкрементального типа (то есть счетчик).

2) Поле ФИО – текстовое поле с ФИО сотрудника.

3) Поле Адрес – адрес сотрудника.

4) Поле Телефон – домашний телефон сотрудника.

5) Поле Специальность – специальность сотрудника.

 

Рис. 9. Структура таблицы Сотрудники

 

На рис. 10 изображена структура таблицы Клиенты. В этой таблице хранятся данные о заказчиках услуг НОУ.

1) Поле Номер_клиента – поле первичного ключа данной таблицы автоинкрементального типа.

2) Поле ФИО – ФИО клиента.

3) Поле Адрес – адрес сотрудника.

4) Поле Телефон – телефон клиента.

5) ИНН – ИНН клиента. Поле ИНН не может выступать в качестве первичного ключа, потому что у некоторых людей нет ИНН. Тогда в поле ИНН проставляется 0, то есть значения этого поля могут быть не уникальными, что противоречит требованиям к первичному ключу. Если клиентом выступает организация, название организации следует указывать в поле ФИО, что сделано для упрощения структуры БД и исключения лишних таблиц и индексов.

 

Рис. 10. Структура таблицы Клиенты

 

На рис. 11 изображена структура таблицы Услуги. В этой таблице хранятся данные о дополнительных образовательных услугах НОУ «Перекресток».

1) Поле Номер_услуги – поле первичного ключа типа счетчик.

2) Поле Наименование – название услуги.

3) Поле Цена – цена 1 часа оказания услуги. Тип поля – денежный.

 

Рис. 11. Структура таблицы Услуги

 

На рис. 12 изображена структура таблицы Договора. В этой таблице хранится информация о заключенных между клиентами и НОУ «Перекресток» договорах.

1) Поле Номер_договора – поле первичного ключа числового типа.

2) Поле Дата – дата подписания договора.

3) Поле Исполнитель – информационное поле-константа.

4) Поле Номер_клиента – внешний ключ к таблице Клиенты.

5) Поле Номер_услуги – внешний ключ к таблице Услуги.

6) Поле Количество – количество услуг по договору (в часах).

8) Номер_сотрудника – внешний ключ к таблице Сотрудники.

 

Рис. 12. Структура таблицы Договора

 

На рис. 13 изображена структура таблицы Оплата. В этой таблице хранятся данные, предназначенные для формирования счетов-фактур.

1) Поле Номер_счета_фактуры – поле первичного ключа числового типа.

2) Поле Номер_договора – внешний ключ к таблице Договора.

3) Поле Дата – дата оплаты услуг по соответствующему договору.

4) Поле НДС – информационное поле-константа.

 

Рис. 13. Структура таблицы Оплата

 

Связь таблиц можно визуально проследить на схеме данных (рис. 14). Жирным шрифтом обозначены ключевые поля таблиц. Связи характеризуют отношения один-ко-многим.

 

База данных для автоматизации процесса оплаты дополнительных услуг

Рис. 14. Схема данных БД

 

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить