Клавиатурный тренажер (курсовая:  программа (Delphi) и пояснительная записка)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ    5
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ    5
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ    7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    19
БИБЛИОГРАФИЯ    20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слепой метод печати — методика набора текста вслепую, используя все пальцы рук. Существует уже более 100 лет. В XIX веке слепым методом печати на печатных машинках обучали машинисток и секретарей. Это позволило сузить использование стенографии, увеличить производительность труда секретарей.

Обычно при печати вслепую расположение восьми пальцев (кроме больших над пробелом) образует один ряд вдоль середины клавиатуры (домашний ряд). Большинство компьютерных клавиатур имеют выступы в виде точек или линий на тех клавишах, где должны находиться указательные пальцы (F/J в английской раскладке QWERTY, А/О в русской раскладке). Таким образом, человек, набирающий текст, может на ощупь определить правильное (над домашним рядом) положение пальцев.

Этот метод требует специального обучения, для чего существуют курсы машинописи, а также бумажные и компьютерные самоучители (последние нередко выполнены в занимательной форме, подобно видеоигре). При слепом методе печати больший упор делается на тактильные ощущения пальцев и мышечную память, чем на зрение.

Обычно начальным при изучении компьютера является другой метод печати — найти и нажать (или двухпальцевый), где печать производится двумя указательными (реже средними) пальцами. Вместо того, чтобы находить нужный символ на клавиатуре, основываясь на мышечной памяти, приходится каждый раз находить его заново, что замедляет печать, но, с другой стороны, не требует предварительной подготовки.

Самое главное в обучении слепому методу запомнить расположение клавиш. При обучении слепому методу лучше использовать "пустую" клавиатуру и при этом иметь в поле зрения (на стене или на экране монитора) хорошо видимое изображение клавиатуры. Таким образом форсируется чувствование клавиш и отвыкание смотреть на клавиатуру.

В первую очередь необходимо запомнить местонахождение домашнего ряда и положения на нём указательных пальцев. После каждого нажатия пальцы должны возвращаться в начальное положение.

Актуальность данной работы продиктована тем, что навык слепой печати является одним из важных навыков как для современного офисного работника вне зависимости от поля деятельности, так и для государственного служащего или студента. Быстрая и безошибочная печать позволяет эффективнее работать с компьютером, больше успевать, раньше заканчивать дела.

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Назначение программного продукта – клавиатурный тренажер. Программа "Клавиатурный тренажер" позволяет производить обучение работе с клавиатурой.

Тренажер предлагает ввести набор символов и слов, при этом контролирует скорость и правильность набора.

 

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 

Постановка задачи – составить программу обучения работе с клавиатурой. Программа должна выдавать на экран буквы, цифры, слова и фразы, которые следует набрать на клавиатуре и оценивать правильность и скорость набора. В программе следует предусмотреть три уровня подготовленности обучающихся.

Алгоритм решения задачи достаточно тривиален. Используется некоторая база данных, в которой содержатся некоторые слова и словосочетания. Программа должна работать следующим образом: из базы данных берется слово или словосочетание и выводится на программную форму. Пользователь набирает указанное слово на клавиатуре. Процесс повторяется до тех пор, пока пользователь не останавливает его. Затем происходит побуквенное сравнение  введенных слов и словосочетаний и пользователю выдается некоторая статистика его работы – процент ошибок (правильность набора) и скорость набора. Задача пользователя – максимально снизить процент ошибок и максимально увеличить скорость набора.

Алгоритм решения задачи можно схематично представить в виде блок-схемы, изображенной на рис. 1.

 

Рис. 1. Блок-схема алгоритма решения задачи

 

3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

 

Для решения задачи была использована среда визуального программирования Delphi 7.0. Словарь, используемый в программе, хранится в виде базы данных в формате Microsoft Access 2003 (файл baza.mdb в каталоге программы). Поэтому в программе применяется технология обращения к БД Access посредством компонентов ADO.

Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:

· Высокопроизводительный компилятор в машинный код

· Объектно-ориентированная модель компонент

· Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов

· Масштабируемые средства для построения баз данных

Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре “клиент-сервер”.  Этот компилятор в настоящее время является самым быстрым в мире, его скорость компиляции составляет свыше 120 тысяч строк в минуту на компьютере 486DX33. Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL.  Кроме того, Delphi обеспечивает быструю разработку без необходимости писать вставки на Си или ручного написания кода.

В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде.  В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. Кроме того в Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной.  Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.

Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует.  Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.

В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему “с нуля”, просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает 250.

Традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста.

Cреда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для скоростной разработки приложений (RAD - rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. VCL - библиотека визуальных компонент, включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.

Объекты БД в Delphi основаны на SQL и включают в себя полную мощь Borland Database Engine. В состав Delphi также включен Borland SQL Link, поэтому доступ к СУБД Oracle, Sybase, Informix и InterBase происходит с высокой эффективностью. Кроме того, Delphi включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL-сервера приложения в офлайновом режиме.

Разработчик в среде Delphi, проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf (как в dBase или Clipper) или .db (Paradox).

В первую очередь Delphi предназначен для профессионалов-разработчиков корпоративных информационных систем. Может быть, здесь следует пояснить, что конкретно имеется в виду. Не секрет, что некоторые удачные продукты, предназначенные для скоростной разработки приложений (RAD - rapid application development) прекрасно работают при изготовлении достаточно простых приложений, однако, разработчик сталкивается с непредвиденными сложностями, когда пытается сделать что-то действительно сложное. Бывает, что в продукте вскрываются присущие ему ограничения только по прошествии некоторого времени.

Delphi такие ограничения не присущи. Хорошее доказательство тому - это тот факт, что сам Delphi разработан на Delphi.

Руководители предприятий, планирующие выделение средств на приобретение программных продуктов, должны быть уверены в том, что планируемые инвестиции окупятся. Поэтому одним из оцениваемых факторов должен быть вопрос - а легко ли найти специалиста по Delphi и сколько будет стоить его обучение, сколько времени специалист затратит на овладение продуктом.  Ответ здесь получить весьма просто - любой программист на паскале способен практически сразу профессионально освоить Delphi. Специалисту, ранее использовавшему другие программные продукты, придется труднее, однако самое первое работающее приложение он сможет написать в течение первого же часа работы на Delphi. И, конечно же, открытая технология Delphi является мощным гарантом того, что инвестици, сделанные в Delphi, будут сохранены в течение многих лет.

Локальный сервер InterBase - следует заметить, что этот инструмент предназначен только для автономной отладки приложений. В действительности он представляет из себя сокращенный вариант обработчика SQL-запросов InterBase, в который не включены некоторые возможности настоящего сервера InterBase. Отсутствие этих возможностей с лихвой компенсируется преимуществом автономной отладки программ.

Team Development Support - средство поддержки разработки проекта в группе. Позволяет существенно облегчить управление крупными проектами. Это сделано в виде возможности подключения такого продукта как Intersolve PVCS 5.1 непосредственно к среде Delphi.

Высокопроизводительный компилятор в машинный код - в отличие от большинства Паскаль-компиляторов, транслирующих в p-код, в Delphi программный текст компилируется непосредственно в машинный код, в результате чего Delphi- приложения исполняются в 10-20 раз быстрее (особенно приложения, использующие математические функции). Готовое приложение может быть изготовлено либо в виде исполняемого модуля, либо в виде динамической библиотеки, которую можно использовать в приложениях, написанных на других языках программирования.

Благодаря открытой компонентной архитектуре приложения, изготовленные при помощи Delphi, работают надежно и устойчиво. Delphi поддерживает использование уже существующих объектов, включая DLL, написанные на С и С++, OLE сервера, VBX, объекты, созданные при помощи Delphi. Из готовых компонент работающие приложения собираются очень быстро. Кроме того, поскольку Delphi имеет полностью объектную ориентацию, разработчики могут создавать свои повторно используемые объекты для того, чтобы уменьшить затараты на разработку.

Delphi предлагает разработчикам - как в составе команды, так и индивидуальным - открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты, где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными компонентами в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские help’ы, доступные через меню Delphi.

Two-way tools - однозначное соответствие между визуальным проектированием и классическим написанием текста программы Это означает, что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он построил при помощи визуальных инструментов и наоборот.

Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder) дает возможность быстро создавать клиент-серверные приложения визуально, просто выбирая компоненты из соответствующей палитры.

Библиотека визуальных компонент - эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.

Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Pascal), который сочетает с одной стороны выразительную мощь и простоту программирования, характерную для языков 4GL, а с другой стороны эффективность языка 3GL. Программисты немедленно могут начать производить работающие приложения, и им не придется для этого изучать особенности программирования событий в Windows. Delphi полностью поддерживает передовые программные концепции включая инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями.

Поддержка OLE 2.0, DDE и VBX - это очень важная особенность для разработчиков в среде Windows, поскольку в уже существующие Windows-приложения программист может интегрировать то, что разработает при помощи Delphi.

После запуска Delphi в верхнем окне горизонтально располагаются иконки палитры компонент. Если курсор задерживается на одной из иконок,  под ней в желтом прямоугольнике появляется подсказка

Из этой палитры компонент вы можете выбирать компоненты, из которых можно строить приложения. Компоненты включают в себя как визуальные, так и логические компоненты. Такие вещи, как кнопки, поля редактирования - это визуальные компоненты; а таблицы, отчеты - это логические.

Понятно, что поскольку в Delphi вы визуальным образом строите свою программу, все эти компоненты имеют свое графическое представление в поле форм для того, чтобы можно было бы ими соответствующим образом оперировать. Но для работающей программы видимыми остаются только визуальные компоненты. Компоненты сгруппированы на страницах палитры по своим функциям. К примеру, компоненты, представляющие Windows “common dialogs” все размещены на странице палитры с названием “Dialogs”.

Delphi позволяет разработчикам настроить среду для максимального удобства.  Вы можете легко изменить палитру компонент, инструментальную линейку, а также настраивать выделение синтаксиса цветом.

Заметим, что в Delphi вы можете определить свою группу компонент и разместить ее на странице палитры, а если возникнет необходимость, перегруппировать компоненты или удалить неиспользуемые.

Редактирование программ можно осуществлять, используя запись и исполнение макросов, работу с текстовыми блоками, настраиваемые комбинации клавиш и цветовое выделение строк .

Delphi обладает мощнейшим, встроенным в редактор графическим отладчиком, позволяющим находить и устранять ошибки в коде. Вы можете установить точки останова, проверить и изменить переменные, при помощи пошагового выполнения в точности понять поведение программы. Если же требуются возможности более тонкой отладки, Вы можете использовать отдельно доступный Turbo Debugger, проверив ассемблерные инструкции и регистры процессора.

Инспектор объектов представляет из себя отдельное окно, где вы можете в период проектирования программы устанавливать значения свойств и событий объектов (Properties & Events).

Менеджер проектов  дает возможность разработчику просмотреть все модули в соответствующем проекте и снабжает удобным механизмом для управления проектами. Менеджер проектов показывает имена файлов, время/дату выбранных форм и пр. Можно немедленно попась в текст или форму, просто щелкнув мышкой на соответствующее имя.

Навигатор объектов показывает библиотеку доступных объектов и осуществляет навигацию по вашему приложению. Можно посмотреть иерархию объектов, прекомпилированные модули в библиотеке, список глобальных имен вашего кода.

ADO (от англ. ActiveX Data Objects — «объекты данных ActiveX») — интерфейс программирования приложений для доступа к данным, разработанный компанией Microsoft и основанный на технологии компонентов ActiveX. ADO позволяет представлять данные из разнообразных источников (реляционных баз данных, текстовых файлов и т. д.) в объектно-ориентированном виде.

Объектная модель ADO состоит из следующих объектов высокого уровня и семейств объектов:

  • Connection (представляет подключение к удалённому источнику данных)
  • Recordset (представляет набор строк, полученный от источника данных)
  • Command (используется для выполнения команд и SQL-запросов с параметрами)
  • Record (может представлять одну запись объекта Recordset или же иерархическую структуру, состоящую из текстовых данных)
  • Stream (используется для чтения и записи потоковых данных, например, документов XML или двоичных объектов)
  • Errors (представляет ошибки)
  • Fields (представляет столбцы таблицы базы данных)
  • Parameters (представляет набор параметров SQL-инструкции)
  • Properties (представляет набор свойств объекта)

Итак, для разработки программы была использована среда визуального программирования Delphi 7.0. Окно программы имеет следующий вид (рис. 2).

 

Рис. 2. Окно программы

 

В левое поле программным образом выводятся слова и словосочетания из словаря, загруженного из базы данных. В правом поле пользователь должен набирать те же слова и словосочетания, что появляются в левом поле. Под левым полем имеется ряд переключателей, которые характеризуют уровень подготовленности пользователя. По умолчанию переключатель стоит на начальном уровне пользователя.

Для начала работы программы следует нажать кнопку «Начать». Рассмотрим обработчик нажатия кнопки:

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Memo1.Clear;

ADOQuery1.Close;

ADOQuery1.SQL.Clear;

ADOQuery1.SQL.Add('SELECT Words FROM Dict');

ADOQuery1.Open;

if RadioButton1.Checked then Timer1.Interval:=2500;

if RadioButton2.Checked then Timer1.Interval:=1500;

if RadioButton3.Checked then Timer1.Interval:=1000;

with DataSource1.DataSet do begin

First;

Memo1.Lines.Add(Fields[0].AsString);

Next;

end; // end with

Memo2.SetFocus;

Timer1.Enabled:=true;

end;

 

Как видим, при нажатии кнопки «Начать» происходит загрузка словаря из базы данных. Далее проверяется текущее значение переключателя и в зависимости от установленного значения устанавливается значение интервала для компонента Timer1. То есть, с регулярным временным интервалом  на форму выводится слово или словосочетание. Временной интервал зависит от выбранного уровня подготовленности. Строка Timer1.Enabled:=true означает запуск таймера.

Рассмотрим процедуру обработчика таймера:

Итак, как видим, из словаря последовательно берутся слова и выводятся в левое поле формы (рис. 3).

 

Клавиатурный тренажер

Рис. 3. Начало работы программы

 

Заказать курсовую

Итак, как видим, из словаря последовательно берутся слова и выводятся в левое поле формы (рис. 3).

Рис. 3. Начало работы программы

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить