Формирование региональных структур в дореволюционной России (курсовая работа)

Содержание

Введение. 3

1. Формирование территориальных структур (губернии и ландраты) в 18 веке. 6

2. Административно-территориальные преобразования России в 19 веке. 15

3. Роль земств в социально-экономическом развитии губерний   19

Заключение. 27

Список использованных источников. 30

Введение

История развития российских государственных институтов - одно из наиболее активно разрабатываемых научных направлений в современной отечественной историографии. Повышенный интерес к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и функционирования органов местной администрации. В последнее десятилетие XX в. прослеживался курс на децентрализацию управления, в ходе которого местные управленческие структуры пытались присвоить себе полномочия власти, в результате чего в большинстве федеральных субъектов были созданы номенклатурные единицы властных органов — правительства, министерства и т.п. В последние годы наблюдается тенденция на ужесточение вертикали власти, усиление позиций федерального центра в регионах. Создание института полномочных представителей президента, реформирование Совета Федерации, наконец, вопрос о назначении губернаторов из центра позволяют делать выводы о подготовке правительства к структурным изменениям в системе местного управления.

В этой связи изучение административно - территориальных реформ до 1917 года представляет значительный научный интерес, так как именно в первой четверти XVIII в. были заложены основы той системы административно - территориального деления и управления, которая, видоизменяясь по форме, не изменила своей сущности до начала XX в., а отдельные ее элементы актуальны и в наше время.

При изучении изменений, происходивших в течение последних более чем десяти лет в государственно-правовой жизни российского общества, нужно учитывать не только реалии современного исторического периода, переживаемого отечественной государственностью, но и многовековую специфику и традиции подлинного народовластия и муниципальной практики, возрождение которых мы наблюдаем. Институты местного самоуправления в России имеют многовековую историю, обусловленную и рядом особенностей Российского государства, выраженных в специфике географических и демографических факторов.

Исследование традиций в практике администрирования территорий позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, федерального центра и регионов, бюрократических институтов и выборных органов власти и управления на местах.

В настоящее время данному  вопросу посвящают свои публикации и труды такие авторы как Ф.М. Бородкин, Г.В. Барабашев, В.Ф. Абрамов, М.А. Краснов, И.И. Овчинникова, Е.В. Мирошниченко, Т. Михеева, К.Ф. Шеремет, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, А.М. Ломоносов, А.И. Коваленко, О.Л. Савранская и др.

Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые попытки экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. Известный статистик и географ П.П.Семенов-Тян-Шанский в середине прошлого века осуществил районирование европейской части России на так называемые четырнадцать естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX века, в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись, как компактные своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

В условиях царской России все опыты районирования имели лишь познавательное, а не практическое значение.

Экономическое районирование являлось основой рационального, наиболее эффективного размещения еще в дореволюционный период и первые опыты дореволюционного экономического районирования послужило научной основой, научной базой, подходами к современному экономическому районированию.

Целью данной работы является изучение формирования региональных структур в дореволюционной России.

Задачи работы:

Изучить формирование территориальных структур (губернии и ландраты) в 18 веке;

Исследовать административно-территориальные преобразования России в 19 веке;

Изучить роль земств в социально-экономическом развитии губерний.

Список использованных источников

Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт// Государство и право.-1997.-№6.-С. 53-58

  1. Абрамов В.Ф. Организация земских учреждений и их органов// Советское государство и право.-1991.-№8.- С. 121
  2. Голуб И.М. К истории становления института ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в России X-XVIII вв. // История государства и права. – 2006. - N 8
  3. Еремян В.В. Очерки муниципальной историографии. Древняя Русь (от общины рода к общине-государству): Монография. М.: Академия права и управления, 2003. С. 316.
  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 25 - 26.
  5. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России.- 1993
  6. Муниципальное право. / Под ред. А. Коваленко. М., Новый юрист, 2007 . - 432 с.
  7. Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. Монография, М., 1999. С. 79.
  8. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988. С. 210 - 211.

10. Тихомирова Г.В. Исторический опыт земской реформы 1864 г. // История государства и права. – 2006. - N 10

Заказать работу

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить