Развитие законодательства России о государственных преступлениях с 1845 по 1960 г. (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................ 3

1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1845-1917 Г.Г.).............................................................. 4

2.СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (1917-1958 Г.Г.)............................................................ 14

2.1.Развитие законодательства об особо опасных контрреволюционных преступлениях......................................................................................................................... 14

2.2. Развитие советского уголовного законодательства об иных контрреволюционных преступлениях................................................................................................. 25

3. УК РСФСР 1960 ГОДА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ........................................................................................ 33

3.1.Общее понятие особо опасного государственного преступления........... 33

3.2.Виды особо опасных государственных преступлений............................. 41

3.3. Общее понятие иных государственных преступлений и их система...... 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 55

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 56

ВВЕДЕНИЕ

История российского законодательства неразрывно связана с историей российской государственности. Оно всегда четко отражало специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов определенного периода. В связи с этим периоды развития  законодательства органически совпадают с основными этапами развития российского государства. Соответственно история развития российского  законодательства с некоторой условностью может быть разделена на три периода:

1) законодательство досоветского периода (до октября 1917 г.);

2) советское социалистическое  право;

3) постсоциалистическое  право (этот этап начинается с принятия Конституции РФ, т. е. с конца 1993 г.)

История российского  права  запечатлена в основных памятниках  права.

В центре внимания настоящей работы стоят проблемы развития законодательства России о государственных преступлениях с 1845 по 1960 г. Хронологические рамки исследования определяются тем, что именно в этот период государственные преступления считались самыми опасными видами преступлений среди всех остальных. Как известно,  до 1845 года самыми опасными считались преступления против религии, а государственные преступления по значимости были на втором месте. С принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса Российской Федерации приоритет был отдан защите прав и интересов личности (первый раздел Особенной части УК РФ), а преступления против государственной власти поставлены на четвертое место.

Актуальность темы исследования  определяется многими факторами: это и современный интерес к проблемам законотворчества и эффективности законов, это дискуссионность  проблемы соотношения государства и общества, это и необходимость реабилитации жертв политических репрессий, ведь как известно жертвами государственных репрессий и государственного терроризма только с 1917 по 1959 год стали 66 млн. 700 тыс чел.  Жесткий тотальный контроль  над обществом в социалистический период был результатом слабости противоестественного коммунистического режима, не способного в демократических условиях выдержать политическую конкуренцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая, хотелось бы сделать основные выводы по теме исследования.

Государство в России во все рассматриваемые нами периоды истории усиливало свои деспотические черты  и соответственно развитие Российского законодательства о государственных преступлениях отличалось динамикой усиления ответственности  за любое покушение на основы существующего строя. Последовательность расположения в рассмотренных нами уголовных кодексах глав об ответственности за те или иные виды преступлений определялась важностью охраняемых объектов, и на первом месте как мы могли убедиться выше, стояла опасность “преступного посягательства на основы государства”.

Все государственные преступления в социалистической России рассматривались как преступления политические. В гулаговском обиходе они назывались преступлениями контрреволюционными (1917-1958), а после принятия уголовного законодательства 1958 года и Уголовного кодекса РСФСР 1960 года – особо опасными государственными преступлениями и иными государственными преступлениями. Криминализация государственных преступлений предполагала не только уголовно-правовую охрану установленного порядка, но и в первую очередь защиту “единственно верной идеологии” путем уголовных репрессий. Следственное и судебное доказывание государственных преступлений всегда сопровождалось политическими оценками, критерии которых зачастую были неопределенны, ситуативны и зависели не от действующего закона, а от действующих политиков.

Как известно, в 1985 г. в Советском Союзе начались демократические процессы перестройки и обновления социалистического общества. Определенные изменения коснулись и уголовного законодательства. Первым шагом на этом пути была отмена уголовной ответственности за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду. В соответствии с уголовным законом под ней понималось распространение или хранение в целях подрыва или ослабления советской власти в письменной, печатной или иной форме произведений, порочащих советский государственный или общественный строй (ст. 70 У К РСФСР 1960 г.). Масштабы репрессий по этой статье были огромны. Во времена сталинизма обвинение в контрреволюционной пропаганде и агитации было одним из самых распространенных для лиц, населявших тогда переполненные лагеря. Осуждались по обвинению в этом преступлении и в 60— 80-х гг.

Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества старая редакция ст. 70 УК РСФСР должна была быть отменена, так как вступала в резкое противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей правового государства. Она была отменена в 1989 г.

Однако одновременно в общесоюзный Закон “Об уголовной ответственности за государственные преступления” была введена ст. 11', предусмотревшая уголовную ответственность за оскорбление или дискредитацию государственных органов, должностных лиц и общественных организаций, что вызвало много справедливых нареканий в печати. Недостаток ее заключался прежде всего в установлении неоправданно широкого круга должностных лиц, чье достоинство должно было охраняться этой статьей. Явно завышено было и наказание за это преступление —лишение свободы на срок до трех лет. Кроме того, понятие дискредитации юридически являлось довольно неопределенным, что давало в руки усердного правоприменителя большие возможности, и поэтому данный уголовно-правовой запрет вполне мог стать средством расправы с неугодными лицами. Все это послужило причиной отмены указанной уголовно-правовой нормы решением первого Съезда народных депутатов СССР.

В 1989 г. из УК РСФСР была исключена и статья об уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. Этот явно антидемократический состав преступления был сформулирован в 1966 г. для расправы с диссидентами и являлся своего рода “резервом” по отношению к составу антисоветской пропаганды и агитации (он применялся нередко тогда, когда не хватало доказательств наличия первого состава).

Начало постсоциалистического этапа развития российского законодательства следует связывать с принятием новой Конституции РФ (декабрь 1993 г.). Однако первые изменения в этом направлении были внесены в УК РСФСР еще в конце 1991 г. Так, после известных августовских событий 1991 г., распада Союза ССР, обретения Россией подлинной государственности стало возможным внесение в уголовное законодательство Российской Федерации изменений, свидетельствующих об отказе от старой идеологии и признании новой. Речь идет о приоритете общечеловеческих ценностей по сравнению с ценностями классовыми, об отказе от приверженности “социалистическому выбору”, о решительном повороте к признанию уголовно-правовой охраны прав и свобод человека основной задачей уголовного законодательства, о соответствии уголовно-правовых запретов условиям перехода к рыночной экономике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Виленский Б.В. Лекции по истории государства и права СССР. – Саратов, 1985. – 220 С.
  2. Государственные преступления. – М., Госюриздат, 1961. – 323 С.
  3. Загородников Н.и. Уголовная ответственность за государственные преступления. – М., МВД СССР, 1959. – 220 С.
  4. Курс советского уголовного права. Т.4. – М.,Наука, 1970. – 434 С.
  5. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. – М.,Норма, 1997. – 525 С.
  6. Меньшагин В.Д. О законах об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. – М.,Госюриздат, 1959 – 200 С.
  7. Наумов А.В. Российское уголовное право. – М.,Бек, 1997. – 560 С.
  8. Научно-практический комментарий к Закону об уголовной ответственности за государственные преступления. – М., Юридическая литература, 1960 – 434 С.
  9. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. – М.,Юридическая литература, 1964. – 440 С.

10. Особо опасные государственные преступления. – М.,Госюриздат, 1963. – 246 С.

11. Развитие русского права в первой половине XIX века.  – М., Наука, 1994. – 316 С.

12. Российское уголовное законодательство X-XX веков. Т.9. – М.,Юридическая литература, 1994. – 351 С.

13. Советское уголовное право. Част Особенная. – М.,МГУ, 1964. – 480 С.

14. Турецкий М.В. Особо опасные государственные преступления. – М., МГУ, 1965. – 302 С.

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить