Человек как предмет естествознания и обществознания (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    4
2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ    10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С давних времен многие мыслители пытались понять природу человека. Ее исследовали еще представители различных школ античной философии. Так, киники видели ее в естественном образе жизни и в ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур - в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в разуме и т.д.

Современная наука рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе природные и социальные компоненты. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, человек принадлежит природе, а с другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения различных наук.

В нашей работе речь пойдет о человеке как предмете естествознания и обществознания. Первый вопрос, на который следует ответить в таком аспекте, заключается в том, как биотический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биотическое, но и социальное, в создателя и носителя культуры.

Мировоззренческие и принципиальные жизненные ус­тановки человека определяются его положением в обще­стве, культурно-историческом процессе и в природе, а также тем отношением к этим великим объективным реальностям, которое у него существовало и существует сейчас, в условиях современного мира. Все вышеизложенное и определяет актуальность данной работы.

Целью работы является исследование человека как предмета естествознания и обществознания.

В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть человека как предмет естествознания;
  • рассмотреть человека как предмет обществознания.

 

1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта концепция в XX веке получила подтверждение данными генетики, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе [3, c.4].

Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных. Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных.  Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком.

Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему [3, c.5].

Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер. Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.

Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает членораздельной речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов.

Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой –  общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных [4, c.16].

Третье фундаментальное отличие человека от животных – способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека [3, c.7].

Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд –  стали теми путями, по которым  шло обособление человека от природы.

Человек — уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Когда философы говорят о природе или сущности человека, то речь идет не столько об окончательном раскрытии этих понятий, их содер­жания, сколько о стремлении уточнить роль названных абстрак­ций в философском размышлении о человеке [9, c.22].

Понятия "природа", "сущность" человека часто употребля­ются как синонимы. Однако между ними можно провести кон­цептуальное разграничение. В принципе под "природой челове­ка" подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задат­ки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена неза­висимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выразить человеческую при­роду.

Перечисляя те или иные человеческие качества, философы приходят к выводу, что среди них есть определяющие, при­нципиально значимые.

Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество чело­века. Выявить эту

 

Заказать курсовую