Управление конкурентоспособностью  предприятия (курсовая)

Содержание

введение. 3

1. Понятие и Особенности конкурентоспособности предприятия. 6

1.1. Понятие «конкурентоспособность» в менеджменте. 6

1.2. Система показателей конкурентоспособности предприятия. 11

2. Управление конкурентоспособностью предприятия и пути ее повышения.. 20

2.1. Особенности управления конкурентоспособностью предприятия. 20

2.2. Повышение конкурентоспособности предприятия. 33

Заключение. 42

Список использованных источников и литературы.. 45

 

Введение

 

В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, начало создания рыночных отношений и вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию), применение современных систем менеджмента позволит отечественным предприятиям противостоять в конкурентной борьбе и обеспечить высокую результативность деятельности.

В последние годы стало недостаточным иметь только высокое качество поставляемого на рынок товара, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Наряду с высоким качеством для потребителей существенную роль играют такие факторы, как конкурентоспособность товара в целом, высокий технический уровень произ­водства и управления, имидж предприятия, товарно-сбытовые возможности предприятия и т.п. Это связано с тем, что в последние годы, начиная, примерно, с шестидесятых годов двадцатого века, потребители во многом часто отдают предпочтение не столько качеству товара и не только его конкурентоспособности, сколько конку­рентоспособности предприятия, изготовившему этот товар. Очевиден вывод — в настоящее время спрос на тот или иной товар, особенно наукоемкий, во многом зависит не только от его качества и конкурентоспособности, но в большей степени определяется конкурентоспособностью предприятия — изготовителем этого товара.

Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов. Более того, в течение последних двадцати лет наблюдался процесс важных сдвигов в экономике и соответствующих изменений в сущности конкурентной позиции. Вряд ли процесс формирования и реализации стратегии укрепления конкурентной позиции когда-либо имел такое решающее значение, какое он имеет сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что динамика конкуренции стала гораздо более богатой.

Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько нововведения компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.

Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного предприятия. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Нельзя утверждать, что вопросы конкурентоспособности предприятий не признавались ранее актуальны­ми, но адекватного внимания этому направлению уделялось недостаточно. Основной акцент был сделан на изучение и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. Однако при этом данные вопросы рассмат­ривались, в основном, с точки зрения выхода на внешний рынок. Использование для решения задач, связанных с конкуренцией на внешнем и даже внутреннем рынках, многие методы управления требуемого эффекта не давали, что связано, как правило, с отсутствием достаточной инструментальной поддержки при выработке рациональных управленческих решений.

С проблемами современной теории и практики конкурентной стратегии в России тесно связаны исследования следующих отечественных экономистов: Г.Л. Азоев, Т.В. Белаш, Е.И. Велесько, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, М.И. Кныш, М.И. Круглов, П.П. Логинов, А.И.Наумов, Р.А. Фатхутдинов, А.П. Челенков, К. Щиборщ и др., в том числе на региональном уровне - Ю.П. Анисимов, О.Н. Беленов, И.П. Богомолова, В.П. Воронин, Ю.В. Журавлев, Т.И. Овчинникова, А.У. Панин, И.А. Хорев, Л.И. Чуриков.

Объектом исследования является специфика понятия конкурентоспособности предприятия в менеджменте.

Предметом исследования являются особенности  управления конкурентоспособностью предприятия и пути ее повышения.

Целью работы является исследование теоретических аспектов управления конкурентоспособностью предприятия и путей ее повышения.

Можно выделить следующие основные задачи дипломной работы:

-    изучить сущность понятия «конкурентоспособность» в менеджменте;

-    изучить систему показателей конкурентоспособности предприятия;

-    рассмотреть особенности системы управления конкурентоспособностью предприятия;

-    охарактеризовать пути  повышения конкурентоспособности предприятия.

При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся систем управления организациями, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах обеспечения конкурентоспособности  предприятий и выпускаемой ими продукции.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Азоев Г.Л. Маркетинг : словарь [Текст] / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2010. – 456 с.
  2. Антонов М.Г. Основы управления повседневной деятельностью [Текст] / М.Г. Антонов. - Л.: ВМА, 2009. - 215 с.
  3. Ахмадалиев, Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции (на примере конденсаторостроения) : дис.... канд. экон. наук [Текст] / Т.М. Ахмадалиев. СПб., 2009. – 187 с.
  4. Ахмадов, М.М. Формирование конкурентной среды в сфере торговли региона : дис.... канд. экон. наук [Текст] / М.М. Ахмадов. Апатиты, 2011. – 130 с.
  5. Бланк, И.А. Управление прибылью [Текст] / И.А. Бланк. – К.: «Ника центр», 2008. – 544 с.
  6. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие [Текст] / С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384 с.
  7. Бурчаков Р.Г. Комплекс маркетинга: какую концепцию выбрать? [Текст] / Р.Г. Бурчаков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - № 6. – С.14-17
  8. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление: полный курс МВА: принципы управленческих решений и российская практика [Текст] / Т. А. Гайдаенко; Мирбис. - М.: Эксмо : МИРБИС, 2006. – 312 с.
  9. Еленева, Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Текст] / Ю.Я. Еленева, А.М. Коротков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 6. – С.31-33

10. Еленева, Ю.Я. Теория и методы разработки системы обеспечения конкурентоспособности промышлен­ных предприятий : дис.... д-ра экон. наук [Текст] / Ю.Я. Еленева. М., 2011. – 180 с.

11.  Жигунов Э.А. Управление конкурентоспособностью как организационно-экономическая категория [Электронный ресурс] / Э.А. Жигунов. – Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q

12. Забелин, П.В. Основы стратегического управления [Текст] / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. М.: Информационно- внедренческий центр "Маркетинг", 2007. – 240 с.

13. Инновационный менеджмент / под ред. Л.Н. Оголевой [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 238 с.

14. Комкова Е.С. Определение портрета покупателя и портрета посетителя магазина для повышения объема продаж торговой сети [Текст] / Е.С. Комкова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - № 1. – С.32-35

15.  Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др. М.: Вильямс, 2004. – 650 с.

16. Максимова, И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст] / И. Максимова // Мар­кетинг. - 2006. - № 3. – С.73-74

  1. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. [Текст]. - М. : Дело, 2004. – 785 с.
  2. Миньо, Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации [Текст] / Э. Миньо // Стан­дарты и качество. - 2007. - № 7. – С.51-53
  3. Моисеева, Н.Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы [Текст] / Н.Н. Моисеева, Л.А. Кнышева // Маркетинг. – 2007. - №6. – С. 19-28.

20. Молибог, Ю.И. Формирование системы малого бизнеса как основа создания конкурентной среды : дис.... канд. экон. наук [Текст] / Ю.И. Молибог. Тамбов, 2009. – 156 с.

21. Овсийчук, М.Ф. Финансовый менеджмент [Текст] / М.Ф. Овсийчук. – М.: ЮРАИТ, 2008. – 103с.

  1. Окрепилов, В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью [Текст] / В.В. Окрепилов. - СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2009. -170 с.

23. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учебн. пособие для вузов [Текст] / А.И. Панов; А.И.Панов, И.О.Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 285 с.

24. Парахин, В. Стратегический менеджмент. Учебник [Текст] / В. Парахин. - Издательство: "КНОРУС", 2007. – 496 с.

25. Перцовский Н.И. Международный маркетинг : учеб. пособие [Текст] / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова; под ред. Н.И. Перцовского. М.: Высш. шк., 2001. – 620 с.

26. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. 2-е изд. [Текст] / А.Н. Петров. - Издательство: Питер, 2008. – 496 с.

27. Попова Е.В. Система управления конкурентоспособностью организации [Электронный ресурс] / Е.В. Попова. – Режим доступа: http://sets.ru/base/16nomer/popova/1/stat1.htm

28. Портер, М. Конкуренция / М. Портер, Э. Майкл; пер. с англ. [Текст]. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2009. – 120 с.

29. Пястолов, С.М.     Анализ     финансово-хозяйственной     деятельности предприятия: Учебник.- 2-е изд., стереотип [Текст] / С.М. Пястолов. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2009. - 336 с.

30. Рындин, А.Г. Организация финансового менеджмента на предприятии. [Текст] / А.Г.  Рындин. – М.: Русская Деловая литература, 2006. – 351с.

31. Рыночная экономика : словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана [Текст]. - М.: Республика, 1993. – 540 с.

32. Семенов В.М., Баев И.А. и др. Экономика предприятия. / под рук. В.М. Семенова [Текст]. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 312с.

33. Сергеев, И.В. Экономика предприятия:  Уч. Пособие [Текст] / И.В.  Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с.

34. Уваров, В.В. Стратегический менеджмент: из прошлого к будущему [Текст] / В.В. Уваров, А.А. Лаптев. / М.: ДиС, 2008. – 208 с.

  1. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент : учебник [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. М.: Дело, 2008. – 340 с.

36. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 330 с.

37. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс [Текст] / М.Б. Шифрин. – Издательство: Питер. – 2008. – 240 с.

38. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие [Текст] / Раздорожный А.А. М., РИОР, 2008. - 95с.

39. Экономика организации: Учебник [Текст] / под ред. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2009. - 336с.

40. Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / под ред. Семенова В.М. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. – 312 с.

41. Экономика предприятия: Учебник для вузов [Текст] / под ред. Я.Горфинкеля, В.А. Швандара.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 718 с.

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить