Инновационный менеджмент на предприятии (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА    5

1.1. Влияние глобализации на мировые процессы социально-экономического развития    5

1.2. Вопросы государственного регулирования инновационной деятельности    11

1.3. Международные и социальные аспекты инновационного развития    18

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «...»     26

2.1. Организационная структура управления    26

2.2. Анализ и оценка инновационного потенциала предприятия    29

2.2.1. Анализ производственного потенциала    29

2.2.2.Оценка организационно-технического уровня производства    35

2.2.3. Анализ финансового состояния и оценка финансовых ресурсов    37

2.3. Разработка инновационной стратегии  ОАО «...»  47

2.3.1. Оценка действующих стратегий развития предприятия    47

2.3.2. Выбор и обоснование инновационной стратегии    50

2.4. Формирование инновационной программы предприятия    52

2.4.1. Разработка концепции проекта развития предприятия    52

2.4.2. Оценка эффективности инновационного проекта    63

2.4.3. Оценка риска проекта развития    65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    70

 

Введение

 

На фоне глобализации социально-экономическая жизнь России сталкивается с рядом проблем. К основным из них относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к инновационной экономике [24, с.12].

В этой связи социально-экономический курс государства нацелен на инвестирование в создание новых наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей. Этот курс предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране.

Для этого предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной и инновационной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты управления во всех социально-экономических сферах жизни российского общества.

В современном мире накоплен богатый опыт проведения инновационной политики. Однако следует констатировать, что пока не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости национальной социально-экономической жизни от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.

Успех в этой деятельности должен способствовать проведению изменений качества жизни населения, эффективному использованию человеческого, произведенного и природного капитала, выходу России на новый уровень социального развития, что и определило выбор и актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является опыт промышленно развитых стран в области инновационного менеджмента.

Предметом исследования является инновационный менеджмент в ОАО «...».

Целью исследования является изучение использования в России опыта промышленно развитых стран в области инновационного менеджмента на примере ОАО «...».

В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

- изучить западный и отечественный опыт инновационного менеджмента;

- исследовать организационную структуру управления ОАО «...»;

- провести анализ и оценку инновационного потенциала предприятия;

- разработать инновационную стратегию ОАО «...»;

- сформировать инновационную программу предприятия.

При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, труды российских экономистов и финансистов, статьи  в специализированных журналах, методические разработки в области финансового управления предприятием, а также текущие материалы и отчетность ОАО «...».

 


1. Западный и отечественный опыт инновационного менеджмента

1.1. Влияние глобализации на мировые процессы социально-экономического развития

 

Применение в обществе политики для диверсификации структуры экспорта в различных странах в исторической ретроспективе наглядно прослеживается на примере импортозамещающей и экспортно ориентированной политики Латинской Америки (Мексика и Бразилия) и восточно-азиатских стран (Южная Корея и Сингапур), где эта политика в основном и отрабатывалась [1, c.45].

Их пример показывает, что достижение устойчивого социально-экономического развития имеет вектор экспортной ориентации. В исторической ретроспективе жители стран Латинской Америки и Восточной Азии прошли через этапы импортозамещения и экспортной ориентации.

Особенностью является то, что восточно-азиатские страны на определенном этапе отказались от политики импортозамещения и перешли к политике поощрения экспорта, в то время как страны Латинской Америки сохранили акцент на импортозамещении.

С точки зрения социально-экономической теории успех экспортно ориентированной политики имеет следующее объяснение: исчерпав потенциал своих внутренних рынков, население этих стран было вынуждено начать освоение внешних рынков, чтобы не остановить процесс своего социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что страны Латинской Америки, поощряя импортозамещение, создали отрасли, которые основывались не на реальной конкурентоспособности, а на возведенных административных и тарифных барьерах. Окрепнув, эти отрасли направляли ресурсы на лоббирование своих интересов через государство в целях дальнейшего сохранения политики импортозамещения вместо модернизации и увеличения ассортимента своей продукции. В результате ресурсы распределялись неэффективно, и национальные экономики проигрывали в международной конкуренции.

В целом доминирующие тенденции в мировой экономике, создающие новую глобальную социальную реальность, можно классифицировать как:

- переход от чисто индустриальной к инновационной экономике в развитых странах;

- глобализация;

- экономическая и социальная либерализация;

- нарастание глобальной конкуренции и региональная интеграция [30, c.144].

Россия рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы. Из сельскохозяйственной продукции перспективы в последнее время имеет экспорт зерна. В настоящее время развитие страны происходит по классическому социально-экономическому сценарию. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние годы сравнительно высокие темпы социально-экономического роста.

Прогресс социальной и экономической сферы Российской Федерации заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на инновационное развитие [33, c.121].

Сегодня можно констатировать, что Россия признана в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой. Всемирный Банк включил Россию в число стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Россия формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, основанных на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

Вместе с тем Россия как страна, аккумулирующая в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекательна для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.

Мировой опыт показывает, что некоторые развивающиеся страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.

С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в России создан Стабилизационный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей. Этот Фонд практически является Фондом будущих поколений. Он позволяет исключить валютное давление на отечественную финансовую систему и обеспечить требуемый обменный курс рубля, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции.

Констатируя прогресс в области структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового сектора и ускоренные темпы роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного и социального характера, не получили пока в нашей стране должного развития [18, c.65].

В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке, помимо этого Россия имеет конкурентный потенциал в сфере информационных технологий и по некоторым продуктам пищевой промышленности. Остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий.

В современной социально-экономической жизни России существуют следующие проблемы [6, c.178]:

- сырьевая направленность экономики;

- недостаточная интеграция в мировую экономику;

- слабая межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;

- низкая производительность труда в обрабатывающей промышленности;

- незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке;

- неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

- нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы;

- общая техническая и технологическая отсталость предприятий;

- слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня конкурентоспособного товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;

- недостаточная развитость современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;

- недостаток набора стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики;

- вялый экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности;

- низкая готовность менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к инновационной экономике.

Действующий в настоящее время порядок накопления финансовых ресурсов на обновление основных средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, не стимулирует замену морально устаревшего оборудования и является определенным тормозом в его обновлении. Это ведет к моральному старению оборудования, снижению конкурентоспособности экономики страны.

Если в России на производство 1 доллара ВВП затрачивается почти 3 киловатт-часа, то в таких странах, как Великобритания, Германия, Италия и Япония, этот показатель составляет 0,22-0,3, в США, Франции, Турции, Корее - 0,4-0,6, Канаде и Китае - 0,8-1,2 киловатт-часа [12, c.20].

Финансовые ресурсы в России имеются в достаточно больших объемах, однако банки не могут идти на операции, связанные с крупными финансовыми рисками.

Главной целью для Российской Федерации является достижение устойчивого социально-экономического развития путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к инновационной, конкурентоспособной экономик, предложения на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в не сырьевых отраслях промышленности.

В настоящее время российские предприятия в среднем расходуют на исследования и разработки менее одного процента стоимости выпускаемой продукции. На НИОКР и науку главным образом идут бюджетные деньги, тогда как в большинстве государств ситуация прямо противоположная: там в финансировании исследований прежде всего участвует негосударственный сектор.

В России, сегодня предприятиями приобретаются не технологии, а машины и оборудование, что составляет 60 % затрат. При этом закупается, как правило, морально устаревшее оборудование, техника прошлых поколений. На новые же технологии, лицензии и патенты тратится меньше двух процентов средств. Но, в тоже время необходимо подчеркнуть, что сегодня экономическая ситуация в России принципиально иная, чем была

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить