Оценка использования трудовых ресурсов предприятия (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ    6
1.1. Теория управления трудовыми ресурсами    6
1.2. Методические основы управления трудовыми ресурсами    16
1.3. Особенности и проблемы управления трудовыми ресурсами на предприятиях АПК    32
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
В ООО НПФ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»    45
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия    45
2.2. Оценка современного состояния управления трудовыми ресурсами предприятия    57
2.3. Эффективность управления трудовыми ресурсами предприятия    67
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ  ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ООО НПФ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»    81
3.1. Внедрение системы аттестации персонала на предприятии    81
3.2. Обучение персонала как важнейшее направление развития трудовых ресурсов предприятия    88
3.3. Адаптация прогрессивных методов управления кадрами в целях развития трудовых ресурсов предприятия    93
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ООО НПФ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»    97
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    103
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    107
ПРИЛОЖЕНИЯ    110

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Россию, как и все остальные страны, интегрированные в мировую экономику, в полной мере затронул мировой финансовый кризис, разразившийся в конце прошлого года. Валовой внутренний продукт в России в первом квартале 2009 года упал на 7% [34].

В настоящее время все отечественные экономисты как один предлагают различные рецепты выхода российской экономики из кризиса. Однако в последние годы многие из них оценивали развитие страны по темпам роста ВВП, часто забывая о том, что в основе долгосрочного экономического роста лежит производительность труда. Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики.

Как отмечают некоторые авторы, низкая производительность труда на российских предприятиях, наряду с другими факторами (устаревшее оборудование, низкий уровень технической оснащенности), также связана с элементарной нехваткой трудовых ресурсов. Население России стремительно сокращается и стареет. По прогнозу ООН, к 2025 г. численность населения РФ сократиться до 131 млн. человек [27]. К этому времени доля жителей страны старше 65 лет составит, по различным оценкам, 18-20% от общей численности (каждый пятый россиянин).

При такой перспективе возникает элементарная нехватка трудоспособного населения для поддержания систем жизнеобеспечения, и особенно для обеспечения роста производства. Уже в настоящее время главная проблема многих российских предприятий заключается в нехватке рабочих рук. Из-за этого предприятия не справляются даже с государственным оборонным заказом, который в 2008 г. составил около 1 триллиона рублей. Эта проблема связана, в том числе, с нехваткой квалифицированных кадров и низкой производительностью труда [27].

В сложившейся экономической и демографической ситуации для нашей страны жизненно важен действенный механизм роста производительности труда и рационального использования трудовых ресурсов. Высшим руководством страны было заявлено о необходимости достижения четырехкратного роста производительности труда к 2020 г. в основных секторах экономики, что является чрезвычайно сложной задачей.

Потребуется поддерживать темпы роста производительности труда на уровне 12% в год на протяжении 12 лет. В этой связи важнейшее значение приобретает проблема рационального использования трудовых ресурсов отечественных предприятий, что и обусловило выбор темы исследования  и ее актуальность.

Объектом исследования является ООО НПФ «Республиканский молочный завод».

Предметом исследования выступают трудовые ресурсы ООО НПФ «Республиканский молочный завод».

Целью исследования является оценка использования трудовых ресурсов ООО НПФ «Республиканский молочный завод» и выработка предложений по его совершенствованию.

Соответственно задачами исследования стали:

- исследовать теоретико-методологические основы управления трудовыми ресурсами;

- провести анализ управления трудовыми ресурсами ООО НПФ «Республиканский молочный завод»;

- разработать мероприятий по совершенствованию использования трудовых ресурсов ООО НПФ «Республиканский молочный завод».

В процессе написания работы для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного познания:

- описание категории трудовых ресурсов предприятия в экономическом аспекте;

- сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО НПФ «Республиканский молочный завод»;

- сравнительный анализ трудовых ресурсов ООО НПФ «Республиканский молочный завод»;

- исследование перспектив развития трудовых ресурсов в ООО НПФ «Республиканский молочный завод».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1. Теория управления трудовыми ресурсами

 

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны. Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия [21, C.1]. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих». Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются. С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы [21, C.2]:

1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;

2) рабочий;

3) послерабочий (пенсионный возраст).

Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны;

2) граждан моложе трудоспособного возраста (работающие подростки);

3) граждан, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры).

Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях [49, C.28]. С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

В России трудоспособным возрастом в настоящее время считается: у мужчин – 16 – 59 лет включительно, у женщин – 16 – 54 года. В период первой пятилетки нижняя граница была 14 лет, а в конце второй и до сих пор – 16 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Россия является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 – 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью. Расчет численности трудовых ресурсов производят тремя методами [21, C.3].

Демографический метод:

,                                   (1)

где:

-  – численность трудовых ресурсов;

-  – численность населения в трудоспособном возрасте;

-  – инвалиды I и II группы;

-  – число работающих подростков;

-  – число работающих пенсионеров.

Экономический метод:

,                              (2)

где:

-  – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве;

-  – занятые в домашнем хозяйстве;

- – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет);

-  – численность безработных;

-  – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте.

Однако по этим методам результаты не могут совпадать из-за маятниковой миграции.

Определение численности трудовых ресурсов универсальным методом с учетом маятниковой миграции:

,                                  (3)

где:

-  – трудовые ресурсы региона (муниципального образования города, региона);

-  – численность трудоспособного населения в трудоспособном  возрасте;

-  – число работающих подростков;

-  – число работающих лиц пенсионного возраста;

-  – число лиц, прибывших на работу в данный регион;

-  – число лиц, выбывших на работу из данного региона в другие регионы.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов. Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода (год, квартал).

,                                                  (4)

где:

-  – абсолютный прирост трудовых ресурсов;

-  – численность трудовых ресурсов на начало периода;

-  – численность трудовых ресурсов на конец периода.

Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматривается темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая:

(5)

,                                                     (6)

где:

-  – среднегодовой темп роста;

- n – число лет;

-  – численность трудовых ресурсов в конце периода;

-  – численность трудовых ресурсов в начале периода.

Темп прироста можно рассчитать по формуле:

(7)

Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций [21, C.5]:

– демографической;

– экономической;

– социологической;

– статистической.

Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др. Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве [35, C.67]. Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием. Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения. Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы [21, C.7]:

– количественная характеристика;

– качественная характеристика.

К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики. К качественным – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д.

Не углубляясь в характеристику каждого показателя, необходимо остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью.

Трудовые ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. Однако эти позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке. По мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между городом и селом. Трудовые ресурсы города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем [1, C.92]. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих.

Однако трудовые ресурсы – это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население». В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года. Экономически активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу) [21, C.8]. Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие ЭАН отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом. Трудовые ресурсы – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как ЭАН, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу. Экономически неактивное население – это то население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся следующие категории [21, C.9]:

а) учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения;

б) лица, получающие различные виды пенсии;

в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными;

г) лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск;

д) лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

В экономической теории принято рассчитывать уровень экономической активности населения по формуле:

,                                               (8)

где:

-   – уровень экономической активности населения;

-  – численность экономически активного населения;

- – общая численность населения.

Рабочая сила в экономической теории понимается как совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает (обладает) человек и которые используются им для производства материальных и духовных благ. Носителем рабочей силы является человек. В условиях рыночного хозяйства рабочая сила является товаром, она продается и покупается, имеет потребительскую стоимость, стоимость и цену.

Некоторые утверждают, что предметом купли-продажи является труд, а не рабочая сила. Но это не так, поскольку труд – это процесс, и он не может быть предметом купли-продажи. Еще К. Маркс доказал, что потребительная стоимость товара – рабочая сила именно и состоит в том, что она способна приносить прибавочную стоимость, прибыль на вложенный капитал. А классики политической экономики А. Смит и Д. Рикардо сделали вывод о том, что прибыль, процент и рента являются нетрудовыми доходами, т. е. результатом эксплуатации [1, C.17].

Но для превращения рабочей силы в товар необходимы три условия. Первое – работник должен быть лишен средств производства и средств существования. Второе – работник должен быть юридически свободным, иметь возможность полностью распоряжаться своей рабочей силой.  Третье – на рынке должен быть владелец средств производства, способный покупать

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить