Понятие организации (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1.   ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ    4
2.   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ    8
3.   ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ    9
4.    ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ    11
5.    ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ    17
6.    ПРИЧИННОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ    20
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, РАБОТЫ ГРУПП, ИНДИВИДА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ    24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    31

 

Введение

 

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.

Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации [1, c.10].

Во многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.

Человеческие организации имеют многообразные формы: всем известны предельно четкие военные организации, предпринимательские и политические организации, добровольные ассоциации, вроде спортивных федераций, и другие формы организации общественной деятельности.

Одна из характерных особенностей современного общества состоит в увеличении размеров и сложности организации.

Исходя из всего вышеизложенного, делаем вывод, что тема работы является актуальной.

Целью данной задачи является рассмотрение вопроса организации, поведения и эффективности предприятия.

В рамках данной работы ставим перед собой следующие задачи: изучение таких понятий, как  понятие организации, ее сущность и виды,  цели и задачи организации,  поведение организаций,  высокоэффективные организации,  подходы к управлению эффективностью организаций,  причинность и взаимосвязь поведения личности, группы и организации,  эффективность деятельности организации, работы групп, индивида и их взаимосвязь.

1. Понятие организации, ее сущность и виды

 

Организация представляет собой единство функций и структуры. Основные цели, направленность развития – коллектив.

Коллектив - это группа лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения. Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образует содержание такого понятия, как «организация». Любая организация выполняет две функции - достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования [2, c.23].

Организация - прежде всего организация людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного ук­репления и развития.

Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, ква­лификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответствен­ности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны. Организация представляет собой единство функций и структуры [2, c.26].

Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:

  1. Техническая структура - жесткая структура - представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу остальных.
  2. Социальная структура - образуется совокупностью ее участников и связей между ними. Сюда включают, формальны и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, сферы влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими».
  3. Социотехническая структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

Признаки, характеризующие организацию: прежде всего, речь идет о наличии цели, придающей смысл ее существованию. Цель  состоит в  удовлетворении потребностей входящих в нее людей.

  1. Обособленность от окружения.
  2. Взаимосвязь отдельных частей.
  3. .Способность к саморегулированию с помощью  внутриорганизационного центра
  4. Организационная культура.
  5. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям.

Организация состоит из:

  • Внутренняя среда организации и ее элементы
  • Внешняя среда

Основными элементами организации считаются: цели, ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения сотрудников и пр. Их совокупность образует ее внутреннюю среду. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Разделение труда представляет собой разграничение и обособление различных видов деятельности, зак­репление их за отдельными людьми и группами. Оно бывает горизонтальным и вертикальным. Горизонталь­ное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и т.п. И определяет общую организа­ционную структуру.

Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением исполнителей и руководителей различного уровня, служит основой структуры управленческой [5, c.37].

Существует четыре типа технологий.

Складывающаяся заключается в том, что все участники относительно независимо друг от друга работают на кого-то одного, кто создает конечный продукт. Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте многими участниками [5, c.40].

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Под ним понимается сово­купность автоматически действующих правил и норм (прохождения документов, приема посетителей, нача­ла и окончания работы, перерывов и пр.).

Внутренняя среда - совокупность внутренних элементов организации, к которым относятся;

-     разделение труда (горизонтальное и вертикальное);

- технология деятельности (складывающаяся, последовательная: связанная, групповая);

-  организационный порядок;

-  отношения в коллективе.

Внешняя среда (окружение) - совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое) [3, c.50].

Законы организации:

Главным законом принято считать закон синергии ( греч. ~ сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Второй закон организации - дополнения внутри организационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации - универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот.

Третий закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности.

Четвертый закон организации - получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели.

Пятый закон организации - закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится, сохраните себя как целое.

Шестой - закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой - закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость фун­кционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки.

Восьмой закон - онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания [4, c.65].

На организацию можно взглянуть с разных точек зрения - ее происхождения; взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами; механизма функционирования и проч.

Виды организаций:

1.  По способу возникновения - естественные и искусственные.

  1. По правовому положению - официальные и неофициальные.
  2. По характеру внутренних контактов - формальные и неформальные.
  3. По отношению к своим членам - первичные и вторичные.
  4. По особенностям распределения власти между, организацией и

участниками -унитарные и плюралистические.

  1. По особенностям функционирования механические и органические.
  2. По целям - деловые и общественные

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить