Повышение конкурентоспособности предприятия (диплом)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ    6

1.1. Понятие, сущность и основные факторы, определяющие6 повышение уровня конкурентоспособности предприятия    6

1.2. Системно-процессный подход к повышению конкурентоспособности предприятия    14

1.3. Этапы, методы и основные принципы повышения конкурентоспособности предприятия    23

2. АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «...»    32

2.1. Общая характеристика предприятия    32

2.2. Анализ экономических и финансовых показателей развития предприятия    43

2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия    59

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «...»    71

3.1. Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия    71

3.2. Обоснование прогрессивной стратегии развития предприятия    79

3.3. Совершенствование системы качества продукции предприятия    97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    108

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    111

ПРИЛОЖЕНИЯ    115

Введение

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в условиях вступления России в ВТО для российских предприятий остро стоит вопрос о конкурентных преимуществах в условиях свободного доступа на российский  рынок огромного количества иностранных товаров. Рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности.

Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного ...а его реализации.

Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами.

Термин «конкурентоспособность» применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. Следовательно, конкурентоспособность продукции является базовым понятием конкуренции.

С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность. Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среды в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.

Целью дипломного исследования выступает повышение конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «...».

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий;

- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «...»;

- предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «...».

Объектом дипломного исследования выступает ЗАО «...».

Предметом дипломного исследования выступают конкурентные преимущества и недостатки ЗАО «...».

В процессе исследования были использованы научные труды таких известных зарубежных и отечественных авторов в области менеджмента и маркетинга, как: Л.М. Наумова, М. Портер, Ф. Котлер, О.С. Виханский, М. Мескон, О.В. Памбухчиянц, Ф.Г. Панкратов, Р.К. Серегина, А.А. Томпсон, А. Стрикленд, Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов, Р.А. Фатхутдинов и др.

В процессе дипломного исследования применялись общие методы научного познания, в том числе, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы теоретического исследования, а также абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.

Эмпирическую базу дипломного исследования составила бухгалтерская отчетность ЗАО «...» и другие статистические материалы, характеризующие деятельность предприятия, внутренние нормативные документы ЗАО «...». Научная новизна дипломного исследования состоит в том, что определены сильные и слабые стороны ЗАО «...», которые могут помочь или воспрепятствовать повышению конкурентоспособности предприятия.

Структура дипломного исследования включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить