Реализация функций управления персоналом в образовательном учреждении на примере ГОУ СПО Республики Коми «Сыктывкарский индустриальный техникум» (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Особенности функций управления персоналом в сфере образования.. 7

1.1. Понятие системы управления персоналом. Функции управления персоналом  7

1.2.  Особенности системы профессионального образования в РФ и Репсублике Коми  16

1.3. Характеристика системы среднего профессионального образования в РФ и Республики Коми. 29

1.4. Особенности управления персоналом и  кадровой политики в системе СПО   41

2. Анализ системы управления персоналом в ГОУ СПО «Сыктывкарский индустриальный техникум». 59

2.1. Общая характеристика деятельности ГОУ СПО «Сыктывкарский индустриальный техникум». 59

2.2. Анализ управления персоналом и кадровой политики ГОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный техникум». 66

2.2.1. Управление ГОУ СПО РК «СИТ». 67

2.2.2. Оперативное управление Учреждением. 72

2.2.3. Организационная структура ГОУ СПО РК «СИТ». 76

2.2.4. Регламенты предприятия. 77

2.3. Кадровый состав ГОУ СПО РК «СИТ». 79

2.3.1. Анализ кадрового состава учащихся. 79

2.3.2. Кадровый анализ преподавательского состава. 86

2.4. Проблемы формирования кадров в сфере среднего профессионального образования  97

3. Мероприятия по совершенствованию управления персоналом в ГОУ СПО РК «СИТ». 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 107

Список использованных источников.. 110

Приложения.. 115

ВВЕДЕНИЕ

С переходом российской эконо­мики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности сферы услуг, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования.

В России идет становление новой системы образования, ориентированной на принципиально другое качество, что сопровождается существенными изменениями в педагогических технологиях, соответствующих требованиям современной экономики. Роль и значение специалистов общего образования возрастает. Поэтому сохранение и развитие системы подготовки в учебных заведениях высшего профессионального образования продиктовано тенденциями экономического развития. Новые социально-экономические отношения выявили многогранность противоречий, существующих в системе общего профессионального образования. Главные из них — между объективно существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной эффективностью педагогических технологий, между потребностями практики в переходе к личностно-ориентированному обучению и недостаточной методической и технологической подготовкой педагога к реализации соответствующих технологий обучения, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации.

Выявленные противоречия особенно ощутимы в системе среднего профессионального образования: изменение статуса учреждения СПО, новый контингент студентов, приток в техникумы и колледжи инженерно-технических работников, не владеющих  педагогическими знаниями, жесткие требования к выпускнику - все это заставляет искать нетрадиционные и эффективные формы обучения в УСПО.

Система начального и среднего профессионального образования играет особую роль в социально-экономическом развитии Республики Коми, обеспечивая рынок труда квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

Сейчас от профессионального образования требуется мобильный выпускник, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося производства, умеющий самостоятельно осваивать новые технологии и оборудование, коммуникабельный, конкурентоспособный на рынке труда.

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового накопления лучших методов и приемов преподавания, имеет безусловные достижения. Однако она не лишена и существенных недостатков, которые вошли в противоречие с
запросами и требованиями общества. Главные из них — это медленный рост эффективности обучения, хронически низкая мотивация к учению у учащихся, отсутствие заметной динамики улучшения качества.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования, в связи с тем, что, на современном этапе развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Поэтому возникает потребность в разработке технологий совершенствования системы общего образования, что заметно повысит качество профессиональной подготовки студентов и уровень профессионализма педагога.

Создание условий для развития личности студента и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах СЛ.Батышева, В.Ф.Баширина, А. П.Беляевой, В.П.Беспалько, Б.Н.Боденко, Н.В.Борисовой, А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, В.С.Леднева, А.Л.Смятских, Г.П.Щедровицкого. В научно-педагогической литературе исследование проблем педагогической эффективности процесса обучения, как и эффективности отдельных его компонентов, нашло отражение в ряде исследований, в монографиях и статьях Г.Н.Александрова, М.Н.Андрющенко, В.М.Блинова, Ю.К. Бабанского, В.М. Гореева, В.П. Голова, Р:М. Кудаева, В.Б. Стрелкова; созданием обобщенных критериев эффективности занимались Ю.Г.Клюквин, И.А.Мельников, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, В.Б.Чакмарян, С.Г.Шаповаленко; рассмотрением проблем взаимосвязи содержания, форм и методов обучения -В.В.Власов, Т.В.Поликарпова, Г.И.Саранцев, Л.Г.Семушина, КН.Савина; структуры образовательного процесса - В.СБезрукова, Г.И.Ибрагимова, Ю.С.Тюнников; методов организационно-деятельностных игр А.А.Вербицкий, МН.Гарунов, Г.А.Китайгородская, В.СКачерманьян, И.Е.Нелисова, Г.Р.Щедровицкий; моделирования и проектирования педагогических технологий - М.В.Кларин, В.М.Монахов, М.П.Сибирская, Н.Ф.Талызина, М.А.Чошанов, И.С.Якиманская; изучению мотивационной деятельности студентов были посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, М.А.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина.

Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, ЕЛ.Бутко, Э.Д.Днепрова, ВЛ.Зинченко, А.Н.Лейбовича, А.К.Марковой, А.М.Новикова, И.П.Смирнова.

Целью данной работы является изучение реализации функций управления персоналом в образовательном учреждении на примере ГОУ СПО Республики Коми «Сыктывкарский индустриальный техникум».

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

исследовать основные вопросы, касающиеся системы среднего профессионального образования в России и Республики Коми;

изучить особенности формирования систему управления персоналом конкретного СПО;

провести анализ кадрового потенциала ГОУ СПО Республики Коми «СИТ»;

определить направления совершенствования систему управления персоналом в сфере СПО и предложить практические рекомендации по изменению структуры под­готовки специалистов на рынке образовательных услуг, в соответствии с по­требностями рынка труда.

Объект исследования – управление персоналом в сфере образовательных услуг, включающий систему среднего профессионального образования, функционирующую в ус­ловиях конкуренции.

Предметом исследования являются теоретические и методические ас­пекты системы управления персоналом и кадровой политики в СПО.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и стати­стических исследований в сфере среднего профессионального образования, всероссийских и ре­гиональных научных конференций, семинаров, а также статистические материалы, характеризующие кадровый потенциал в ГОУ СПО Республики Коми «СИТ».

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по применению методов совершенствования реализации функций управления персоналом и  кадровой политики в сфере среднего профессионального образования.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственного, регионального и муниципального управления сферой образования, а также в практической деятельности государственных и негосу­дарственных образовательных учреждений.

Объем и структура работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных  источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Федеральная целевая программа "Развитие образования" (2001-2005 годы)
  2. Закон РФ «Об образовании»

  1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебное пособие./ Т.Ю. Базаров.- М.: Вэлби.- 2006.- 398 с.
  2. Березин И.С.Средний класс на рынке образовательных услуг. / И.С.Березин //Экс­перт, № 25 (332) от 1 июля 2002
    1. Бизюкова М.В.  Кадры управления: подбор и оценка.  –М.: Экономика. 2002. - 150с.
  3. Бусыгин В.П. Модернизация системы образования: концепция и процессы// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.П. Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 17. - С. 325-354.
  4. Бусыгин В.П. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.И.Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2003. - Гл. 18. - С. 355-384.
  5. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении / В. Г. Быкова // Завуч. 2008. № 6, 7, 8.
  6. Васенина И. Кадровая политика вузов в современных условиях / И.Васенина // Высшее образование в России. – 2004. - № 6. – С.48-49.

10. Вершигора, Е.Е. Основы управления./ Е.Е. Вершигора.- Минск: Высшая школа.- 2005.- 348 с.

  1. 11. Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебник, 3-е издание./ В.Р. Веснин.- М.: Проспект.- 2006.- 503 с.

12. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова,   1999. – 480 с.

  1. 13. Виханский, О.С. Менеджмент./ О.С. Виханский, А.И. Наумов.- М.: Экономистъ.- 2003.- 528 с.

14. Гревцев Г. С. Слагаемые качества профессионального образования / Г. С. Гревцев // Профессиональное образование. 2009. № 7.

15. Гвишиани Д.М.  Организация и управление. М.: 2003-332с.

16. Дорошева М.В. Нужны ли Вам такие сотрудники? – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2006. – 48 с.

17. Егоршин, А.П. Управление персоналом./ А.П. Егоршин.- Н. Новгород: НИМБ.- 2007.- 782 с.

18. Зудина, Л.Н. Организация управленческого труда: учебное пособие./ Л.Н. Зудина.- Новосибирск.- НГАЭиУ.- 2007.- 256 с.

19. Иванцевич  Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело , 2005.-89 с.

20. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие./ Н.И. Кабушкин.- Минск: Новое знание.- 2005.- 336 с.

21. Какое среднее профессиональное образование нужно России в 21 веке? / Под. ред. д.п.н., к. э. н. В. М. Демина. М., 2003.

22. Карданская, Н.П. Принятия управленческого решения. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Юнити.- 2007.- 228 с.

  1. 23. Карпов, А.В. Психология менеджмента./ А.В. Карпов.- М.: Гардарики.- 2005.- 574 с.

24. Кириллов А.В. Проблемы взаимодействия субъектов
рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. / А.В. Кириллов, Т.В. Петрова.- СПб.: ЛТА, 2002. - с.87-89. с.87

25. Корольков В. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы / В. Корольков, В. Мануйлов, В. Приходько, В. Жураковский, И. Федоров, Л. Романкова //  Высшее образование в России. – 2003. - № 1. – С.53-58.

26. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Коротков //Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С. 72-78.

27. Курчеева Г.И., Алетдинова А.А. Адаптивное управление предприятиями// Молочная промышленность.-2005.-№8.-С.22-24

28. Лемешевский, И.М. Экономическое самоуправление./ И.М. Лемешевский.- Минск: Новое знание.- 2008.- 456 с.

29. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. Разработка и использование / Под. ред. проф. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003.

30. Метлюк В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России [Электронный ресурс] дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: РГБ, 2008.

  1. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер// Вопросы эко­номики. - 2006.-№ 9.-С. 112.
  2. Новое   качество   высшего   образования   в   современной   России /Концептуально-программный подход. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец. 2005. -199 с.

33. О концепции модернизации российского образования на период до
2010   года.   -   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от 29.12.2001 г., .№1756-р.

  1. Резник А.А. - Образование в России: история, современность, про­блемы развития. / А.А. Резник //Петербургский Аналитик. - 1999. - №. 6, С. 25-31.

35. Резник, С.Д. Персональный менеджмент./ С.Д. Резник.- М.: ИНФРА-М.- 2004.- 624 с.

36. Резник, С.Д. Управление персоналом. Учебное пособие по курсу «Управление персоналом»./ С.Д. Резник.- Пенза: ПГАСИ.- 2006.- 339 С.

37. Родин, С.Г. Где и как учат управленцев?/ С.Г. Родин.- М.: ФБК-Пресс.- 2005.- 349 с.

38. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б., Система управления качеством образования в регионах России//Образование.-2004.-№1

39. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала./ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.-Ростов-н-Д: Феникс.- 2007.- 380 с.

40. Силаева О.А., Брехова Т.Б. Управление качеством образования: методологические аспекты // Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России. Материалы научно-практической конференции. Ч. II. 24-26 апреля 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - 325 с.

41. Смирнов И. П. Формирование механизма социального партнерства / И. П. Смирнов // Профессиональное образование. 2006. № 2.

42.  Состояние начального и среднего профессионального образования России: Стат. материалы 4-го съезда Союза директоров ссузов России. М., 2006.

43. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2006. № 1.

44. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. Субетто //Образование. - 2007.-№2.- с. 62-66.

45. Терещенко, В.И. Курс для высшего управленческого персонала./ В.И. Терещенко.- М.: Экономика.-2007.- 807 с.

46. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики/Акад.пед.и соц.наук.-М.:Моск.психол.-соц.ин-т: Изд-во "Флинта", 2008.-271 с.

47. Уткин, Э.А. Курс менеджмента./ Э.А. Уткин.- М.: Зерцало.- 1998.- 340 с.

48. Харченко И.И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода / И.И.Харченко // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе: Сб. - М.: МОНФ, 2003. - С. 11-36. - (Сер. Новая перспектива. Вып. 15).

49. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебник. - М.: Мир, 2004. - 406с.

  1. Шаронин Ю. - Синергетика в управлении учреждениями образования.
    / Ю. Шаронин //Вопросы образования в России. -2005 .- № 4. - С. 14-18.

51. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня.- М.: Интел-Синтез.- 2007.- 336 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить