Стратегическое управление предприятием (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ    6

1.1. Основные задачи и видение стратегического управления    6

1.2. Постановка целей и разработка стратегии    13

1.3. Выбор рыночных стратегий предприятия    19

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ  В ООО «...»    29

2.1. Общие сведения о предприятии    29

2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности  предприятия    32

2.3. Анализ внешней среды и стратегии предприятия    39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    53

 

Введение

 

Одним из важнейших изменений в планировании и управлении производством в последние годы является широкое распространение стратегического менеджмента как в отечественной, так и в зарубежной практике. Стратегический подход к решению промышленных проблем, развиваемый в ведущих промышленных странах, в настоящее время получает все большее распространение в нашей стране.

Стратегическое управление является в настоящее время мощным средством повышения эффективности производства. К характерной его особенности можно отнести ориентацию на состояние внешней среды, анализ ее изменения и определение стратегий развития хозяйствующих субъектов в соответствии с этими изменениями.

На сегодняшний день первоочередной задачей высшего руководства российских предприятий становится нахождение путей более эффективной финансово-хозяйственной деятельности в условиях усиливающейся турбулентности и непредсказуемости внешней среды, усложнения и интенсификации конкуренции при ограниченности ресурсов, а также в условиях ускорения НТП.

Сегодня предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены; находить поставщиков, рынки сбыта; а самое главное, определять свои долгосрочные цели и стратегию их достижения [1, c.68].

Это, в свою очередь, стимулирует необходимость нахождения и использования более совершенных методов, систем и подходов к управлению фирмой, и тем самым обусловливает важность использования знаний и методов стратегического управления компанией. Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами.

В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активно процесс образования ФПГ. Важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Продукция глобальных фирм - Mars, Siemens, Indesit, Sony, Procter&Gamble, L'Oreal, и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на глобальных рынках [2, c.41].

С другой стороны, резко изменяются и становятся более требовательными вкусы и потребности потребителей, ускоряется процесс дифференциации запросов и доходов покупателей, соответственно, эффективность производственной деятельности компаний во многом становится зависимой от состояния потребительского спроса, уровня покупательской способности и степени потребительской удовлетворенности продукцией, производимой фирмой.

В этой связи особое значение для российских компаний приобретают методы повышения конкурентоспособности производимых товаров, что также обусловливает необходимость использования технологий стратегического менеджмента отечественными менеджерами, что и определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования данной работы является система стратегического управления.

Предметом исследования выступает содержания системы стратегического управления.

Целью данной работы является исследование содержания системы стратегического управления в ООО «...».

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы системы стратегического управления.

- дать общие сведения о ООО «...»;

- провести анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

- провести  анализ внешней среды и стратегии предприятия.

В процессе исследования были использованы труды следующих авторов: И. Ансофф, В.Р. Веснин, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева, А. Томпсон-мл., Дж. Стрикленд, Р.А Фатхутдинов и др. Кроме того, при подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся стратегического менеджмента, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах стратегического управления, а также текущие материалы и отчетность ООО «...».

 

1. Теоретические основы системы стратегического управления

1.1. Основные задачи и видение стратегического управления

 

В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.

Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса [3, c.32].

Стратегия компании — комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей.

С понятием стратегии тесно связано понятие модели бизнеса (бизнес-модели) — этим термином обозначается способ получения прибыли от деятельности компаний. Формально модель бизнеса компании связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы — издержки — прибыль, — с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компании, со стратегией конкуренции, со структурой издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций [4, c.37].

Бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. Следовательно, понятие модели бизнеса уже, чем понятие стратегии бизнеса. Стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании (не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы), а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорят о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии.

Модели бизнеса убыточных предприятий или новичков на рынке (например, новые электронные компании) сомнительны: они должны продемонстрировать хотя бы минимальные положительные результаты и таким образом доказать жизнеспособность компаний и перспективность их стратегий. Модель бизнеса показывает, насколько экономическая составляющая стратегии компании, т.е. соотношение доходы-издержки-прибыль, обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.

Разработка, внедрение и реализация стратегии — приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Менеджеры разрабатывают стратегию и отвечают за выбор модели бизнеса компании.

Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов [5, c.132].

Кроме того, действия отдельных подразделений, отделов, групп и менеджеров должны представлять собой единое скоординированное целое, так что высший менеджмент обязан согласовать работу всех подразделений компании — НИОКР, производства, маркетинга, обслуживания клиентов, кадров, информационных технологий, финансов. Единая стратегия для всего предприятия — вот база для объединения действий и решений разных подразделений организации в одно целенаправленное усилие. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит прибыль.

Изо всех задач менеджмента самая важная — разработка долгосрочной стратегии, эффективных методов конкуренции и ведения бизнеса и осуществления всех мероприятий, необходимых для последовательной и качественной реализации этой программы. Удачная стратегия и ее умелая реализация — самые верные признаки качественного управления.

Гениальная стратегия, не подкрепленная организационными средствами для ее достойного внедрения, ничего не дает, потому что сводит на нет любые замечательные возможности, не обеспечивает надлежащий уровень удовлетворения клиентов и высокую производительность. Блестящая реализация посредственной стратегии также не дает нужного результата. Необходимо, во-первых, создать первоклассную стратегию и, во-вторых, адекватно ее реализовать. Это главная задача менеджмента и лучшая проверка его возможностей [6, c.97].

Однако и сочетание хорошей стратегии с удачной реализацией не защищает компанию от периодов низкой производительности из-за неожиданных изменений на рынках, непредвиденных технологических простоев и издержек. Порой приходится не один год посвятить созданию и внедрению подходящей стратегии. Но ни неудачным стечением обстоятельств, ни ссылками на нехватку времени нельзя оправдать стабильно низкую производительность компании.

Задача менеджмента компании — адаптироваться к неожиданным изменениям условий с помощью заранее запланированных действий и гибкого изменения методов ведения бизнеса. В целом, главное при выработке стратегии — добиться такого положения на рынке и создать такую организацию, которые обеспечивают высокую производительность даже в непредвиденных обстоятельствах, в условиях жесткой конкуренции, вынужденных простоев и непредвиденных издержек. Поэтому качество менеджмента компании определяется качеством разработанной стратегии и качеством ее реализации.

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач [3, c.35] (рис. 1):

 

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить