Управление качеством продукции (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ    5
1.1. Сущность категорий «качество» и «система управления качеством»    5
1.2. Понятие и сущность систем управления качеством    11
1.3. Средства и методы управления качеством    16
1.4. Факторы, влияющие на качество молочной продукции    25
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МОЛОЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПРАВДА»    33
2.1. Общая характеристика предприятия и основные финансово-экономические показатели его деятельности    33
2.2. Анализ технологии производства молока в ОАО «Правда»    45
2.3. Анализ системы управления качеством молочной продукции
ОАО «Правда»    54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОАО «ПРАВДА»    65
3.1. Направления совершенствования системы управления качеством молочной продукции предприятия    65
3.2. Внедрение системы ХАССП (системы анализа опасности по  критическим контрольным точкам)    76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    90
ПРИЛОЖЕНИЯ    94

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших направлений развития рыночной экономики Российской Федерации в настоящее время является повышение качества продукции и на этой основе повышение эффективности общественного производства. Выход из кризисного состояния сельскохозяйственных предприятий лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения ее технических параметров, что в дальнейшем может привести к экономической стабилизации и росту производства. Для многих отраслей, предприятий - это, по существу, единственный путь к выживанию в условиях рынка.

Высокий уровень качества российских товаров должен стать условием выхода страны на мировой рынок, присоединения к Европейскому Союзу и Всемирной торговой организации. Выполнение российскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции и управлению качеством выпускаемых товаров позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.

Действующие в настоящее время методические, нормативные документы и рекомендации не разрешают всех организационно-экономических проблем развития молочного подкомплекса в соответствии со спецификой отрасли, рыночных производственных отношений и формирования качественного молочно-продуктового рынка. В многочисленных публикациях последних лет отражаются лишь отдельные аспекты организации и развития отраслей молочного производства и сфер подкомплекса, недостаточно освещается зарубежный опыт и отечественная прогрессивная практика деятельности предприятий.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена большим социально-экономическим значением получения качественной конечной продукции молочного подкомплекса, остротой вопросов его организации, функционирования и перспектив развития в новых экономических условиях формирования специализированного рынка качественных молочных продуктов, влиянием качества молока и молочных продуктов на здоровье нации.

Изучению вопросов управления качеством продукции, получения экономического эффекта от его повышения посвящено значительное количество научных трудов, разработок и исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: Адлера В.П., Азгальдова Г.Г., Арзамасцева А.Д., Версана В.Г., Гличева А.В., Горбашко Е.А., Окрепилова В.В., Райхмана Э.П., Рахлина К.М., Скрипко А.Е. и других. В этих работах рассматриваются методические, методологические и организационные вопросы повышения качества продукции и управления им.

Объектом исследования является ОАО «Правда».

Предметом исследования является система управления качеством продукции в ОАО «Правда».

Целью дипломной работы выступили теоретические и практические аспекты совершенствования управления качеством молочной продукции.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретических основ современных систем, методов и инструментов управления качеством продукции;

- анализ управления качеством молочной продукции в ОАО «Правда»;

- разработка основных направлений совершенствования управления качеством продукции в исследуемой организации.

Методологической основой исследования послужили принципы системного подхода к формированию организационно-экономического механизма управления качеством продукции, теоретической основой - научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления и повышения качества молока и молочной продукции, законодательные акты и нормативные документы по изучаемой проблеме, разработки отраслевых институтов, материалы российских и международных конференций.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1. Сущность категорий «качество» и «система управления качеством»

 

Ряд авторов рассматривает качество продукции как совокупность свойств или наиболее существенных признаков товара, характеризующих потребительские и стоимостные параметры продукта и отражающие его отличие от других товаров данной группы. Включение в рассмотрение качества этих двух сторон товара определяется тем, что покупателя при приобретении товара интересует эффективность потребления, то есть соотношение суммарного полезного эффекта от использования товара (потребительские параметры), и затрат, связанных с его приобретением и эксплуатацией, образующих в сумме так называемую цену потребления (стоимостные параметры).

Наиболее коротко выразил понятие качества Ю.П. Адлер: «Качество - это то, что удовлетворяет потребителя». Качество - это всегда удовлетворение потребителей, а цель потребления - удовлетворение потребностей. Заметим, что определение Ю.П. Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений, однако отличие их от данного Ю.П. Адлером в том, что первые рассматривают некую возможность удовлетворения потребности, т.е. качество - в потенциале, а Ю.П. Адлер - как уже совершаемое действие. Определение Ю.П.Адлера с этой точки зрения можно считать более правильным, так как «...непроданный товар не может считаться товаром высокого качества» [43, С.52].

Доказательством того, что экономические показатели нисколько не мешают оценке и управлению качеством, является все более широко и успешно применяемая на практике философия качества по Тагути: «Качество - это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта» [26, С.34].

Однако потери общество несет и на стадиях разработки и изготовления продукции, т.е. до момента поставки. А понятие, полученное путем исключения из качества экономических показателей, уже существует и называется техническим уровнем (ГОСТ 15467-79).

Сопоставляя определения Тагути и стандартные, видим, что они в определенном смысле противоположны. Стандартные определения нацеливают на удовлетворение потребностей, т.е. на то положительное, что происходит при обеспечении качества, а определение Тагути - на потери, а точнее, на ущерб, т.е. отрицательное явление, сопровождающее процесс обеспечения качества. В стандартных определения не говорится, об удовлетворении каких потребностей идет речь, и не указан четко потребитель. По Тагути, потребителем является общество, но не конкретизируется какое.

Л.М. Бадалов указывает на необходимость конкретизации. Под качеством продукции он понимает: «...совокупность потребительских свойств продукции, определяющих степень ее соответствия заданной конкретной потребности в фиксированных условиях потребления» [14, С.32]. Однако и это определение, возможно, не лишено недостатка, поскольку содержит лишь общие требования к конкретизации понятия качество.

Вторая точка зрения заключается в понимании качества как потребительной стоимости. Так, Затолокин В.М. пишет: «Качество продукции - это понятие, характеризующее свойства того или иного предмета (изделия) как потребительной стоимости» [45, С.15]. Качество продукции фактически отождествляется с ее потребительной стоимостью. С тех же позиций подошли к определению качества несколько раньше [3, 27, 28, 29, 30 и др.].

Они приводят сразу три определения качества и предлагают использовать варианты в зависимости от сложности объекта и условий оценки его качества. А.В. Гличев пишет: «Качество товара неразрывно связано с потребительной стоимостью, а главная цель управления качеством - производство потребительной стоимости на стадии потребления продукции по ее целевому или функциональному назначению» [19, C.14].

Интегральное качество может быть выражено в виде формулы:

К=ПС/С,                                                   (1)

где К - численная величина интегрального качества;

Пс - численная величина потребительной стоимости;

С - численная величина стоимости, т.е. затрат общества на производство и применение продукта труда» [28, с. 84].

Технико-экономическое понятое «качество продукции» охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Следовательно, повышая качество продукции, надо повышать не все ее свойства, а лишь те, которые влияют на выполнение продукцией ее функций назначения.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции следует выделить следующие категории.

Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность,  технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить