Управление организационными изменениями (курсовая - практика)


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИЗМЕНЕНИЙ    3
1.1. Принципы управления процессом изменений    3
1.2. Структура системы для управления изменениями    5
2. МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ    9
2.1. Модель «переходного периода»    9
2.2. Модель «постепенного наращивания»    11
2.3. Модель «EASIER»    14
3. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЙ    18
Задание 2    23
Задание 3    24
Задание 11    32
Задание 30    33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    36

 

1. Основные аспекты управления процессом изменений

1.1. Принципы управления процессом изменений

 

Любое изменение — это очень сложный процесс. Невозможно дать простую инструкцию, как руководить организационными изменениями. Не существует специальных шаблонов проведения изменений, и нет готовых решений проблем. Осуществление изменений — это совместная работа лидера, менеджеров и сотрудников организации. Залогом успеха проведения преобразований является следование принципам управления процессом изменений.

Существует несколько принципов управления процессом изменений. Во-первых, необходимо согласовать методы и процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами в организации. Возможна борьба за ограниченные ресурсы: некоторых людей могут хотеть использовать как для планирования или разработки перемен, так и для выполнения текущих дел. Эта проблема становится особенно острой и деликатной в организациях, где происходят крупные изменения, например, при массовом производстве, когда переход к новому продукту или технологии требует значительной реорганизации процессов производства и цехов, и вопрос прежде всего заключается в том, как добиться этого без существенных потерь в производстве и производительности.

Во-вторых, руководству следует определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме оно должно прямо принимать участие. Основной критерий — сложность выполняемых действий и их важность для организации. В крупных организациях старшие руководители не могут сами участвовать во всех изменениях, однако некоторыми из них должны руководить лично или найти подходящий способ, явный или символический, оказания и проявления управленческой поддержки. Поощрительные послания со стороны руководства служат важным стимулом в осуществлении перемен.

В-третьих, необходимо согласовать друг с другом различные процессы перестройки организации. Может, это и легко в небольшой или простой организации, но в крупной и сложной могут возникнуть значительные трудности. Часто разные отделы работают над схожими вопросами (например, внедрение новой технологии обработки информации). Они могут выйти с предложениями, которые не вписываются в общую политику руководства и стандартные методики или же предъявить чрезмерные требования к ресурсам. Может также случиться так, что один из отделов разработал важные предложения и следует убедить другие принять их, а для этого отказаться от существующей системы или своих предложений. В таких ситуациях высшее руководство должно вмешиваться, соблюдая такт.

В-четвертых, управление изменениями включает различные аспекты — технологические, структурные, методические, человеческие, психологические, политические, финансовые и иные. Это, пожалуй, больше всего затрудняет обязанности руководства, так как в процессе участвуют специалисты, которые часто пытаются навязать свой ограниченный взгляд на сложную и многостороннюю проблему.

В-пятых, управление изменениями включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно начать, систематически вести работу, справляться с сопротивлением, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.

 

Задание 2

 

О.Г. Тихомирова выделяет следующие факторы, определяющие тип организационной культуры.

I. Для определения показателя индивидуализма-коллективизма.

1. Характер ведения бизнеса.

2. Фактор успешной конкуренции и повышения производительности.

3. Социальное обеспечение.

4. Мотивация персонала.

5. Обычный срок найма.

6. Стиль руководства.

7. Делегирование полномочий и ответственности.

8. Система контроля.

9. Иерархия управления.

10. Метод построения структуры управления.

11. Профессиональные требования.

12. Отношения к миноритарным акционерам.

13 Деловая этика в общении с контрагентами.

II. По характеру управления организацией: инновационная-бюрократическая.

1. Метод построения структуры управления.

2. Вертикаль власти.

3. Управление.

4. Документооборот.

5. Наличие доступа к информации работников любого уровня.

6. Делегирование ответственности.

7. Оперативность принятия.

8. Внутренняя кооперация.

9. Система внесения рацпредложений.

10. Система поощрения внесения рацпредложений.

11. Проведение НИОКР.

12. Модель управления.

13 Наличие региональных представительств.

III. Внешний/внутренний фокус.

1. Для организации максимальное значение имеют внутренние связи и отношения: психологический климат, чувство единения персонала, кооперация, забота о сотрудниках и т.п.

2. Для организации максимальное значение имеют внешние связи и отношения: взаимодействие с внешней средой, связи с общественностью, с правительством, инвесторами и акционерами, имидж, репутация и т.п.

В зависимости от условий внешней среды, а также от факторов внутренней среды, на основании полученного графического изображения  организационной культуры принимается решение об оптимальной стратегии формирования, развития организационной культуры.

 

Задание 3

 

Название

Основные идеи

Достоинства

Недостатки

Теория потребностей А. Маслоу

В своей классической работе Абрахам Маслоу в общих чертах наметил целостную теорию мотивации4. Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. По существу он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.

В своей иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней:

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в любви.

4. Потребность в уважении.

5. Потребность в самовыражении.

Иерархия потребностей оказала огромное влияние на современный подход к мотивации в менеджменте.

В очень общем виде иерархия потребностей Маслоу может быть преобразована в содержательную модель трудовой мотивации. Если оценки Маслоу применить к некоей организации, то потребности низших уровней могут быть, например, в основном удовлетворены, тогда как социальные потребности могут быть удовлетворены на 50%, потребность в признании - на 40%, а потребность в самовыражении - менее чем на 10%.

Результаты большинства исследований показывают, что идеи Маслоу не являются окончательным ответом на все вопросы, касающиеся трудовой мотивации. И все же эта теория стала крупным вкладом в науку, дав менеджерам представление о разнообразных потребностях людей в условиях трудовой деятельности. Вывод, к которому привел недавний глубокий анализ, состоит в том, что «общие идеи, лежащие в основе теории Маслоу, по-видимому, подтверждаются, например, потребности, связанные с недостатком чего-либо, отличаются от потребности в росте». Однако число и названия уровней не столь важны, так же как и концепция иерархии, что подтверждают результаты исследований. В действительности важно то, что у работающих людей имеются разнообразные мотивы, некоторые из которых относятся к «высшему уровню». Другими словами, потребности в уважении и самореализации очень важны для содержательной мотивации к труду. Точная природа этих потребностей и то, как они соотносятся с мотивацией, не совсем ясны.

Часто иерархия потребностей Маслоу слепо принималась авторами книг по менеджменту и менеджерами-практиками. К сожалению, весьма ограниченный круг проведенных исследований дает слабое эмпирическое подтверждение этой теории. Приблизительно через десять лет после публикации своей первой работы Маслоу попытался разъяснить свою позицию, заявив, что, удовлетворяя потребность в самореализации у людей, мотивированных служебным ростом, на самом деле можно скорее повысить, чем уменьшить эту потребность. Он также отошел от некоторых своих первоначальных идей, например о том, что потребности более высокого уровня проявляются лишь тогда, когда удовлетворяются потребности более низкого уровня, которые долгое время подавлялись и не удовлетворялись. Маслоу подчеркивал, что поведение человека определяют и мотивируют многие факторы.

Теория мотивации К. Альдерфера

Альдерфер соглашается с теорией Маслоу. По мнению Альдерфера, людей заботят только три потребности — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими — потребность социального типа. Потребность роста — потребность в самореализации, в уважении. Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.

Теория Альдерфера имеет принципиальное отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. От потребности существовать вы можете перейти к потребности общения. Но ваш служебный рост может замедлиться, и вместо стремления к росту по служебной лестнице вас будут интересовать отношения с людьми.

Исследований по теории ERG проводилось немного. Хотя есть некоторые данные, противоречащие ей, многие современные аналитические работы по трудовой мотивации поддерживают скорее теорию Альдерфера, нежели теории Маслоу или Герцберга. Представляется, что теория ERG в целом обладает рядом сильных сторон, присущих ранним содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений.

Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить всю сложность трудовой мотивации, и, за исключением возможного применения следствий из теории Герцберга для проектирования рабочего места, они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами.

Теория мотивации МакКлелланда

Данная теория во главу угла ставит потребности высших уровней. Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность.
Потребность власти выражается в желании руководить, воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, смело идущие на конфликт и стремящиеся отстаивать свои взгляды на происходящее. Очень часто это хорошие ораторы, требующие к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Процесс управления привлекает людей с потребностью власти, так как она дает множество возможностей проявить и реализовать себя.
Люди с потребностью власти - это далеко не всегда рвущиеся в высшие эшелоны управления карьеристы в негативном смысле этого слова. Проводя анализ способов удовлетворения потребности власти, МакКлелланд заметил, что "тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду

схожа  с  мотивацией  по  Маслоу.

Модель МакКлелланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала.

 

Хотя модель МакКлелланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов.

К сказанному можно добавить, что сегодня нет такой мотивационной модели, которую нельзя подвергнуть критике, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и это естественный процесс.

Теория мотивации Ф. Герцберга

Теория базируется на потребностях человека. Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к работе.

Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальником, коллегами, подчинёнными.

факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал её более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение содержательных факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали; зачастую их и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворённости, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть мотивации к труду; она не дает адекватного описания этого сложного процесса.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга успешно эмпирически подтверждалась и так же успешно опровергалась. Тем не менее теория была признана многими учеными, включая маркетологов, и повлияла на развитие многих других теорий.

Хотя теория Ф. Герцберга эффективно использовалась в ряде организаций, в её адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные – с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, получаемые Ф. Герцбергом, были, по крайней мере частично, обусловлены тем, как он задавал вопросы.

Спорен вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Это не соответствует условиям большинства российских предприятий и уровню жизни населения России. Да и экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации. И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут служить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

 

 

Задание 11

 

Вопрос 1. Отдел методологии находится на первом этапе развития команды, который называется формирование (или шумиха) и характеризуется избытком энтузиазма. Люди должны преодолеть внутренние противоречия, переболеть конфликтами прежде, чем сформируется действительно спаянный коллектив. На этом этапе многое зависит от лидера: он должен четко поставить цели членам команды, верно определить их роли в команде.

Вопрос 2. Руководитель отдела методологии выбрал, на наш взгляд, неверный стиль управления, поскольку, отказавшись от должного контроля и постановки четких целей, которые в дальнейшем должны привести к четкому разделению труда, он может привести команду к такому положения, когда будет пройден второй этап формирования команды, однако третий этап окажется непреодолимым.

Второй этап – бурление (или неразбериха) – самый сложный и опасный период. Мотивация новизны уже исчезла, а сильные и глубокие стимулы у команды еще не появились. Неизбежные сложности или неудачи порождают конфликты, «поиск виновных». На этом этапе важно обеспечить открытую коммуникацию в команде – конфликты не следует прятать или разрубать. Споры необходимо разруливать – спокойно, терпеливо и тщательно.

Третий этап – становление. В команде растет доверие, люди начинают замечать в коллегах не только проблемные, но и сильные стороны. На смену битве амбиций приходит продуктивное сотрудничество. Четче становится разделение труда, исчезает дублирование функций. Лидер перестает находиться в состоянии постоянного аврала, работа по построению команды на этом этапе – уже не тушение пожара, а скрупулезный труд по отработке общих норм и правил.

Таким образом, не заработав должного авторитета на первом этапе формирования команды и не положив начало четкому разделению труда подчиненных, руководитель отдела может привести команду к такому положению, когда третий этап – становление команды – не будет пройден из-за множащихся конфликтов и невозможностью руководителя их уладить, поскольку его авторитет не был вовремя сформирован и закреплен.

 

Задание 30

 

Большинство рабочих и служащих - это члены группы, основой которой является ее положение в организации. Это формальные группы.

Формальные группы - это группы, созданные по решению руководства для выполнения целей организации.

Группы, возникающие естественным путем, не в результате преднамеренного замысла, а с целью удовлетворения социальных потребностей называются неформальными.

Неформальные группы - это группы, возникающие как следствие индивидуальных усилий, развивающихся на основе общих интересов и дружбы.

Факторы формирования формальных и неформальных групп различны. Назовем некоторые из них: удовлетворение потребностей (в безопасности, социальных, в уважении); межличностное тяготение и близость; цели группы; экономические мотивы.

Группы учатся так же, как и люди. Учатся общаться и работать. При этом в процессе развития группы проходят через некоторые общие стадии: взаимное признание; общение и принятие решения; мотивация и продуктивность; контроль и организация. По мере того, как группы проходят через различные стадии развития, начинают выявляться их характеристики.

Рассмотрим этапы развития группы.

Первый этап – формирование (или шумиха) – характеризуется избытком энтузиазма. Люди должны преодолеть внутренние противоречия, переболеть конфликтами прежде, чем сформируется действительно спаянный коллектив. На этом этапе многое зависит от лидера: он должен четко поставить цели членам группы, верно определить их роли в проекте.

Второй этап – бурление (или неразбериха) – самый сложный и опасный период. Мотивация новизны уже исчезла, а сильные и глубокие стимулы у группы еще не появились. Неизбежные сложности или неудачи порождают конфликты, «поиск виновных». На этом этапе важно обеспечить открытую коммуникацию в команде – конфликты не следует прятать или разрубать. Споры необходимо разруливать – спокойно, терпеливо и тщательно.

Третий этап – становление. В группе растет доверие, люди начинают замечать в коллегах не только проблемные, но и сильные стороны. На смену битве амбиций приходит продуктивное сотрудничество. Четче становится разделение труда, исчезает дублирование функций. Лидер перестает находиться в состоянии постоянного аврала, работа по построению группы на этом этапе – уже не тушение пожара, а скрупулезный труд по отработке общих норм и правил.

Четвертый этап – отдача. Наконец-то можно получить дивиденды за потраченные усилия. Группа работает эффективно, высок командный дух, люди хорошо знают друг друга и умеют использовать сильные стороны коллег. Высок уровень доверия. Это лучший период для раскрытия индивидуальных талантов. Люди хотят и могут совершенствоваться, они более всего заинтересованы в профессиональном росте. Растет значение нематериальной мотивации сотрудников, а оценивать и поощрять материально лучше команду в целом. Если четвертый этап достигнут, значит, группа создавалась не зря.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить