Адаптация младших школьников в начальный период обучения (курсовая)

Содержание

Введение................................................................................................. 3

глава 1. теоретические особенности адаптации младших  школьников в начальный период обучения В ШКОЛЕ................ 9

1.1. Разработка проблемы адаптации и дезадаптации в школьном    возрасте  в   трудах   отечественных и зарубежных авторов............................................... 9

1.2. Адаптация ребенка при поступлении в школу............................... 20

глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.............. 36

2.1. Организация и методы исследования............................................ 36

2.2. Анализ результатов исследования.................................................. 38

2.3.  Предложения психолого-педагогической помощи для успешной адаптации к школе младших школьников........................................................................... 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 57

Список использованной литературы.................................... 62

Приложения........................................................................................ 67

Введение

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.

Актуальность исследования: поступление в школу и начальный этап обучения вызывают пе­рестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первок­лассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиоло­гических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Тради­ционная система образования не способна обеспечить соответствую­щий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологически­ми и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает раз­бираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирова­ние личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов. физиологов.

Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клиничес­кой очерченности, но часто выступающих как этап формирования пог­раничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплина­рных исследований, получившего название "Проблемы школьной дезадаптации".

В отечественной психологической и педагогической литерату­ре особенно подчеркивается сложность и значимость периода, свя­занного с адаптацией ребенка к школе. Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать Л.И.Божович, Л.А.Венгера, С.М.Громбаха, И.В.Дубровину, Е.Е.Кравцову, В.Е.Кагана, В.С.Мухину, Р.В.Овчарову, Д.Б.Эльконина и др.

Понятие "школьная адаптация" стало использоваться в послед­ние годы для описания различных проблем и трудностей, возникаю­щих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - зат­руднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти откло­нения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разны­ми нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофре­нией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведе­ния, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчине­ние и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авто­ритет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оцен­ки. Поэтому значение работы психолога в данном возрасте с детьми, у которых возникают эмоциональные переживания и отклонения велико.

Самым общим показателем готовности ребенка к школе является устойчивое положительное эмоциональное отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно перейти к новым требованиям, если интерес к учению упрочился, в этом случае можно судить о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.

Еще одна сторона эмоционального отношения к обучению в школе относится к сфере самосознания личности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что в этом возрасте происходит открытие ребенком своих переживаний - возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе и самооценка [11, с.269].

Проблема адаптации в том или ином ас­пекте рассматривается в трудах Б. Д. Карвасарского, Г. Л. Исурина, Ю. А. Александровского,  М.Ф.Березина, Л. И. Вассермана, М. А. Беребина, Глоточкина А. Д., Казначеева В. П., Казначеева С. В.  и др.

А. П. Сорокин, С. И. Степанова, Г. В. Стрельников, А. Н. Вазин выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, В. К. Лабутин изучал биохимические виды адаптации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию, И. К. Кряжева - критерии адаптации. Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе, В. В. Дугинец - адаптацию студентов первых курсов в педагогических вузах, В. Б.Орлов - профессиональную адаптацию учащихся профтехучилищ, Г. Г.Солодова - адаптацию выпускников ПТУ на производстве, Г. К. Тротт - профессиональную адаптацию молодого учителя, В. Н. Грибов - проблемы адаптации молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к учебной и физической нагрузке учащихся начальной школы. Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого - педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Объектами адаптации в этих исследованиях являлись, как правило, рабочие, молодые учителя, студенты, старшеклассники, первоклассники.

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т.Ащепкова, С.А.Беличевой, B.C.Богословской, Б.З.Вульфова, В.Н.Гурова, И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой, И.С.Кона, И.В.Крупиной, А.В.Мудрика, Л.Е.Никитиной, A.M.Панова, Е.А.Ямбурга и др. Теоретические положения, из­ложенные в их работах, легли в основу данного исследования.

Ускорение процессов приспособления школьников к но­вому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.

Несмотря на то, что проблема школьной адаптации рассматривалась многими авторами, все еще недостаточно разработок, посвященных проблеме педагогической и психологической коррекции эмоциональных и личностных расстройств школьников в период их первичной адаптации к школе. В исследованиях, посвященных коррекции и профилактике школьной дезадаптации, при констатации сложности структуры, факторов риска, ребенок как объект коррекции рассматривается часто либо вне социально-педагогической ситуации, либо вне вос­питательного микросоциума, либо вне его индивидных или субъ­ектных особенностей.

Недостаточная разработанность проблемы школьной адаптации при поступлении в школу обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста в начальный период обучения в школе.

Предмет исследования: является эмоционально-личностная сфера младших школьников в период адаптации к школе.

Целью данной работы является рассмотрение психологических аспектов адаптации в школе, особеннос­тей  проявления эмоциональных расстройств и возможность их профилактики в младшем школьном возрасте. Для этого в  работе поставлены следующие задачи:

изучить понятие адаптации и дезадаптации, основные особенности ее проявления;

исследовать психические и пси­хологические особенности детей младшего школьного возраста;

провести диагностические исследования, определяющие особенности эмоционально-личностной сферы в период адаптации к обучению в школе младших школьников;

предложить мероприятия педагогической профилактики с целью устранения дезадаптации младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на школьную адаптацию учащихся влияет мотивация к обучению, школьная тревожность, условия обучения в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Ф.Б. Березина теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соот­ветственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- наблюдение;

- тестирование исследуемых;

- математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой); исследование школьной тревожности по методике Филипса.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети 1 «б» класса средней школы №28 в количестве 20 человек и дети 1 «а» класса, прошедшие, дополнительную дошкольную подготовку в условиях детского сада «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Новизна исследования: выявлены различия в особенностях адаптации к обучению в 1 классе школьников, обучающихся дополнительно в условиях ДОУ до школы и школьников,  не получавших дополнительного обучения до школы, а также выявлено влияние на процесс адаптации мотивации и школьной тревожности.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что методы диагностики помогут педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать дезадаптацию детей на первых годах обучения в школе.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованной литературы

  1. Андрущенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2008.- № 4.
  2. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. М., 2006.- 112 с.
  3. Баевский, Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые пробле­мы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибер­нетические аспекты адаптации системы «человек-среда» / Р.М. Баевский. — М.: б/и, 2005. — С. 28.
  4. Баранников, А.В., Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Минобразование России. Департамент общего и дошкольного образования / А.В. Баранников // http://festival.1september.ru/articles/503455/
  5. Белобрыкина, О. А.  Проявление  дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики / О.А. Белобрыкина.  // Психология и школа.  – 2005.  - №2.
  6. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у  советских школьников возрасте / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина  // Известия АПН РСФСР. М., 1951. -Вып. 36.
  7. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 2008. - 270 с.
  8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри­тических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 120 с.
  9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. – 314 с.
  10. Вассерман, Л. И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2004. - № 3. - С.16-25.
  11. Венгер, А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / А.Л. Венгер. - М., 1981.-109 с.
  12. Венгер, А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Раз­витие мышления и умственное воспитание дошкольника / А.Л. Венгер. - М., 2005.-190 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1984. - 348 с.
  14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. / Л.С. Выготский. – М., 1984.
  15. Воробьёв, В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии / В.М. Воробьев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2009. - № 2. - С.33-39.
  16. Глоточкин, А. Д. О личностной, социально-психологической адап­тации.// Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспита­ния в школе и ВУЗе: Сборник научных трудов / А.Д. Глоточкин. - Тверь: ТГУ, 2004. - С. 102-105.
  17. Диагностика школьной дезадаптации.  М.: Социальное здоровье России.-2009.-280 с.
  18. Дмитриева, С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу : Дис. ... канд. психол. наук / С.В. Дмитриева. - М., 2005.- 205 с.
  19. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - М.: Издательство "Институт практической психологии". Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2008. – 176 с.
  20. Каляпина, Т.Ю. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса / Т.Ю. Каляпина //Начальная школа. - 2006. - №8. - С.9-16
  21. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в школе: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  22. Колбасина, А.С. Адаптация ребенка в детском саду / А.С. Колбасина // http://festival.1september.ru/articles
  23. Кузнецова, В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса / В.К. Кузнецова //Начальная школа.- 2009. - №8. - С.9-16
  24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 4-е изд. / И.Ю. Крупенина. - М.: УРАО, 2008. – 177 с.
  25. Леонтьев, А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. Т. I, II.
  26. Лутомин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А.Н. Лотомин. - М.: Педагогика, 2008. – 220 с.
  27. Лусканова, Н.Г. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Н.Г. Лусканова, А.И. Коробейников. - М., 1993. – 23 с.
  28. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
  29. Манукян, И. Особенности формирования и проявления психологической дезадаптации учеников среднего звена / И. Манукян // /www.afpwebfolio.org
  30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 456 с.
  31. Матис, Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Т.А. Матис. - М., 2008. - 170 с.
  32. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. -М.: Наука, 2008. - 246 с.
  33. Нежнова, Т. А., Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Ди­агностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Т.А. Нежнова. - М., 2008. –109 с.
  34. Нальчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии) / А.А. Нальчаджан. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
  35. Овчарова, Р.В.  Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. -  М.: Сфера.- 1996.-216 с.
  36. Остроухова,  А.  Успешная  адаптация.  Как  её  «измерить»?  / А. Остроухова //  Обруч, - 2010. -  №3. – С.13-18.
  37. Положий, Б. С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья. / Б.С. Положий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2006. -№ 1-2. - С. 136-149.
  38. Пошва Г.И. Создание клуба для родителей и детей, не посещающих ДОУ (нормативная база) / Г.И. Пошва, Е.Г. Бутерус, Л.Н. Елестна, О.Б. Волоцкова // Управление дошкольным образованием. – 2006.- № 3. – С.64.
  39. Поливанова, К. Н. Психологические предпосылки формирования действия контроля в учебной деятельности младшего школьника / К.Н. Поливанова // Новые исследования в психологии.- 2008.- № 1 (28).
  40. Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К.Тутушкиной. М.:Дидактика плюс, 2010.-432 с.
  41. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред.  И.В.Дубровиной. М.: Педагогика.- 1991.-430 с.
  42. Совершенствование обучения младших школьников /Под ред. А.М. Пышкало. -  М., 2004. - 340 с.
  43. Цукерман, Г. А.  Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман  // Вопросы психологии.  – 2010.  - №5.
  44. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика.- 1960.-456 с.

Заказать работу

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить