Экологическое право: контрольная


СОДЕРЖАНИЕ

Вариант 9. На территории воинской части произошла утечка дизельного топлива, которое попало в протекающую рядом речку. Сотрудники Министерства природных ресурсов РФ решили пройти на загрязненную территорию, чтобы зафиксировать данный факт. Однако командование воинской части отказало им в этом.    3
1. Законны ли действия сотрудников Министерства природных ресурсов РФ по охране окружающей среды и командования воинской части?    3
2. Что такое экологический контроль и каковы его виды?    11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    16

 

Вариант 9. На территории воинской части произошла утечка дизельного топлива, которое попало в протекающую рядом речку. Сотрудники Министерства природных ресурсов РФ решили пройти на загрязненную территорию, чтобы зафиксировать данный факт. Однако командование воинской части отказало им в этом.


Вопросы:


1. Законны ли действия сотрудников Министерства природных ресурсов РФ по охране окружающей среды и командования воинской части?

 

Положение о  проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах вооруженных сил Российской Федерации и государственной экологической  экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности определяет порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов, наделенными полномочиями в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 718 и от 22 октября 1997 г. N 1344, совместно с уполномоченными должностными лицами службы экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в целях сохранения окружающей природной среды в местах дислокации воинских частей.

Основные задачи государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности;

- проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;

- проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды;

- осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

- проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами;

- проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации:

- выполняют свои функции с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

- принимают меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их последствий, привлечению в установленном порядке юридических, должностных и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;

- соблюдают требования по защите государственной тайны.

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, в пределах своей компетенции имеют право:

- в установленном порядке посещать объекты в целях проведения государственного экологического контроля;

- получать в установленном порядке от командиров проверяемых объектов материалы о состоянии окружающей природной среды, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

- использовать на территории проверяемого объекта (кроме технических территорий) оборудование, внесенное в Государственный реестр средств измерения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, предоставляемое службой экологической безопасности Министерства обороны Российской Федерации, для аналитического инструментального контроля и отбора проб с целью последующего лабораторного анализа;

К техническим территориям относятся командные пункты, оперативно-технические помещения пунктов управления, антенные поля и аппаратные узлы связи, вычислительные центры и средства передачи данных, а также приравненные к ним сооружения на особорежимных и особо важных объектах.

- проводить государственный контроль за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;

- проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

- проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, сооружений, установок, в том числе природоохранных;

- вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

- проверять выполнение лицензионных условий по осуществлению разрешенных видов природоохранной деятельности;

- давать обязательные для исполнения предписания юридическим и должностным лицам об устранении экологических правонарушений и требовать выполнения необходимых мероприятий по охране окружающей природной среды;

- направлять в органы военной прокуратуры материалы о привлечении лиц, совершивших экологические правонарушения, к уголовной ответственности;

- рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

- определять по методикам или расчетным методам, утвержденным в установленном порядке, размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений или экологических преступлений, и предъявлять требования к лицам, нанесшим вред окружающей природной среде, о добровольном возмещении этого вреда либо иски в суд или арбитражный суд о его возмещении;

- вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля.

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при проведении государственного экологического контроля;

- несвоевременное принятие мер к лицам, совершившим экологические правонарушения или экологические преступления;

- искажение материалов проводимых проверок.

Допуск уполномоченных должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, производится в следующем порядке:

- органы государственного экологического контроля ежегодно, до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие государственному экологическому контролю объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, списки уполномоченных должностных лиц органа государственного экологического контроля по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерством обороны Российской Федерации;

- командование военного округа (флота) в установленном порядке направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, и в 3-месячный срок сообщает в органы государственного экологического контроля о результатах рассмотрения запроса.

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются:

- на режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях, - по разрешению должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, имеющих на это право;

- на особо важные и особорежимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированные в закрытых административно-территориальных образованиях, - по спискам, утверждаемым должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации, имеющими право разрешать допуск на все режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации представляет на утверждение соответствующим должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации списки должностных лиц, которым разрешено проведение государственного экологического контроля на особо важных и особорежимных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, и доводит их до сведения соответствующих органов военного управления, в подчинении которых находятся подлежащие государственному экологическому контролю особо важные и особорежимные объекты, и Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей природной среды.

Перед проведением проверки уполномоченные должностные лица, осуществляющие в соответствии с установленным порядком государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, должны быть представлены командованию воинской части для ознакомления его с планом проведения этой проверки.

В ходе проведения государственного экологического контроля проверяются:

- наличие документов, устанавливающих права на использование земель;

- соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов, утвержденных органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды;

- наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение) в пределах компетенции Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды;

- наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйственно - бытовых и производственных отходов;

- результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников;

- наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей природной среды;

- экологическое состояние земель, водных объектов и других природных ресурсов;

- соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно - бытового и специального назначения (котельных, топливных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям;

- выполнение мероприятий по ранее выданным предписаниям об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства;

- регулярность представления материалов государственной статистической отчетности;

- наличие плана мероприятий и плана действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями.

По результатам проведения государственного экологического контроля оформляется акт проверки и при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства.

В случае выявления нарушений природоохранительного законодательства, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность, составляется протокол об экологическом правонарушении и принимается решение о применении к правонарушителям мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, в том числе о наложении штрафа, возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, или о направлении в органы военной прокуратуры материалов для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности.

Для привлечения должностных лиц, виновных в экологическом правонарушении, к дисциплинарной ответственности командованию воинской части (или вышестоящему командованию) направляется представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю.

Акт о результатах проведения государственного экологического контроля на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации составляется в 4 экземплярах, один из которых хранится в воинской части, остальные направляются по одному экземпляру акта вышестоящему командованию, в Министерство обороны Российской Федерации и в территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, должностные лица которого проводили государственный экологический контроль на указанных объектах.

При организации и проведении государственной экологической экспертизы соблюдаются необходимые требования по сохранению государственной тайны.

Таким образом, действия сотрудников Министерства природных ресурсов РФ незаконны, а действия командования воинской части, напротив, законны, поскольку в соответствии с данным Положением,  государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов.

 

2. Что такое экологический контроль и каковы его виды?

 

На обеспечение благополучия состояния окружающей среды и предупреждения его нарушений, кроме государственного экологического мониторинга, направлен экологический контроль. Данной мере, обеспечивающей благоприятное состояние окружающей среды, посвящена глава 11 Закона об охране окружающей среды, в которой определяются цели проведения экологического контроля, характеризуются виды экологического контроля, определяются полномочия инспекторов в этой области. Необходимо отметить, что экологический контроль способствует укреплению экологической безопасности Российской Федерации, которую можно определить как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Целями проведения контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) являются:

- обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

- соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

- обеспечение экологической безопасности.

Надо отметить, что в комментируемой статье названы лишь основные и наиболее общие цели экологического контроля. Их перечень можно дополнить следующими: обеспечение своевременного и правильного внесения платежей за природопользование, обеспечение рационального использования бюджетных средств, обеспечение законности выдачи разрешительных документов на природопользование.

Мероприятия в рамках экологического контроля осуществляются на основе определенных принципов. Принципы экологического контроля перечислены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Наиболее значимыми из них являются:

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

Субъектами экологического контроля являются: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Однако в отношении определенных объектов контроль может осуществляться исключительно со стороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.

В зависимости от субъектов, выделяются следующие виды контроля в области охраны окружающей среды: государственный, муниципальный, производственный и общественный.

Надо отметить, что вышеперечисленные виды контроля не заменяют, а взаимодополняют друг друга. Это подтверждается принципом независимости экологического контроля и самостоятельностью субъектов, его осуществляющих. Данный вывод подтверждается и Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г., в соответствии с которым наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального экологического контроля.

Мероприятия экологического контроля должны проводиться периодично и оперативно, полно и максимально быстро. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий экологический контроль. Предварительный контроль предшествует какой-либо деятельности по осуществлению природопользования. Текущий экологический контроль осуществляется на всем протяжении природопользования. Последующий экологический контроль направлен на анализ уже проведенной деятельности по природопользованию. Проверка в рамках контроля может быть плановой и внеплановой.

Что касается функций экологического контроля, то, в первую очередь, нужно отметить его превентивную функцию, поскольку контроль направлен, по большей части, на недопущение и предотвращение возможных нарушений благоприятного состояния окружающей среды.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий по проведению экологического контроля. В основном это касается производственного экологического контроля. Например, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Также в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4), и невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5).

Уголовный кодекс РФ в ст. 246 закрепляет уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил.

Поскольку экологический контроль направлен на обеспечение экологической безопасности, а данный вопрос, в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов, необходимость проведения экологического контроля предусмотрена и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. "Об охране природной среды и природных ресурсов Самарской области" предусматривает в главе VI положения относительно экологического контроля. В субъектах РФ могут разрабатываться и приниматься различные региональные и территориальные программы, направленные на повышение эффективности природоохранных мероприятий. Кроме того, и на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды.

Обеспечение устойчивого развития и охраны окружающей среды является одним из направлений государственной стратегии Российской Федерации, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды, в том числе посредством проведения экологического контроля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  2. Положение о  проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах вооруженных сил Российской Федерации и государственной экологической  экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности // Собрание законодательства РФ, N 21, 25.05.1998, ст. 2237.
  3. Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // ИСС КонсультантПлюс.- 2007. 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить