Финансовое право контрольная

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ    3
2. КАКИЕ ВИДЫ БАНКОВСКОГО СЧЕТА ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ    11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    16

 

1. Состав доходов и расходов бюджета, их распределение между бюджетами

 

В юридической и экономической литературе понятие "бюджет" рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов. По всему материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств[1].

Согласно статье 6 БК РФ[2] бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ[3] федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления и неналоговые доходы. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ[4].

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

2) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

3) прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установленным федеральными законами; 4) доходов от внешнеэкономической деятельности[5].

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам., расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ[6].

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: 1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 3) трансферты населению, включающие ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; 4) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); 5) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; 6) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 7) бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам; 8) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 9) кредиты иностранным государствам; 10) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственные или муниципальные гарантии[7]. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно:

- на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий.

Бюджетный дефицит наблюдается в условиях инфляции и спада производства, когда расходы государства превышают его доходы (ст. 92 БК РФ[8]). В федеральном законе на соответствующий бюджетный год фиксируется предельный размер дефицита, т.е. предельный размер превышения расходов над доходами государства, а также определяются источники его покрытия. В связи с дефицитом бюджета в его расходной части выделяются бюджет текущих расходов и бюджет развития.

Бюджет текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности соответствующих организаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня. К таким расходам относятся расходы на содержание (заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретение инвентаря и т.д.) и капитальный (восстановительный) ремонт. В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.

Под бюджетной классификацией понимают законодательно устанавливаемую по однородным признакам группировку доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, используемую для составления и исполнения бюджета. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Определение бюджетной классификации РФ содержится в статье 19 БК РФ[9]. В соответствии с этим определением бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемую для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Кроме того, бюджетная классификация применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Реализация основных задач бюджетной классификации обеспечивается во многом благодаря принципу единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, классификации видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов имеют право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

2. Какие виды банковского счета предусмотрены законодательством РФ

 

Стандартный набор расчетных операций, которые обязана выполнять кредитная организация по открываемому банковскому счету, определяется через выбор соответствующего вида счета. Возможные виды счетов определяются нормативными актами Банка России через совокупность ряда признаков, например, таких, как "валюта" счета (рублевые и валютные счета), правовой статус "владельца" счета (например, счета нерезидентов, корреспондентские счета, счета юридических и физических лиц) и ряд других. В частности, в зависимости от характера операций по счету можно выделить общие (универсальные) счета и целевые (специальные) счета[10].

Общие (универсальные) счета позволяют совершать любые операции и ограничены только компетенцией их владельцев и правилами осуществления конкретных операций. К ним относятся расчетные счета, текущие счета, в том числе валютные, а также корреспондентские счета банков (рублевые и валютные).

Расчетные счета открываются для учета рублевых средств и позволяют совершать практически любые операции, кроме прямо запрещенных законом. В этих случаях владелец счета сам определяет направление использования средств, время и размер производимых операций.

Текущие счета открываются как в рублях, так и в иностранной валюте. Их выделение обусловлено тем, что режим текущего счета предполагает ограничение круга совершаемых операций, но не связано со строго целевым использованием. Поэтому в рублях они открываются, как правило, филиалам и представительствам юридических лиц, поскольку в этом случае объем операций по счету определяет создавшее их юридическое лицо в зависимости от предоставляемых им полномочий. Валютные счета называются текущими, поскольку средства с них могут использоваться только в определенном порядке.

Корреспондентские счета открываются друг другу кредитными организациями на основании договоров об установлении корреспондентских отношений, являющихся разновидностью договоров банковского счета, для осуществления межбанковских расчетов (как по своим обязательствам, так и по обязательствам своих клиентов). Каждая кредитная организация обязана иметь рублевый корреспондентский счет в Банке России.

Установление корреспондентских отношений с другими кредитными организациями осуществляется на добровольной основе. При этом обслуживание корреспондентских счетов в иностранной валюте осуществляется кредитными организациями при наличии валютной лицензии Банка России.

Целевые (специальные) счета предполагают строго целевое использование денежных средств и наличие субъекта, контролирующего это использование. К ним можно отнести, например, счета для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, специальные банковские счета резидентов в иностранной валюте и нерезидентов в валюте РФ, специальные брокерские счета и др.

Так, счета для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открываются кредитным организациям - доверительными управляющими. Для расчетов в рублях эти счета открываются в учреждениях Банка России по месту открытия корреспондентского (субкорреспондентского) счета кредитной организации (филиала), а для расчетов в иностранной валюте - в других уполномоченных банках (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 4.4 Инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденной Приказом Банка России от 2 июля 1997 г. N 02-287)[11].

Специальные банковские счета резидентов в иностранной валюте (счета "Ф", "Р1", "Р2") и нерезидентов в валюте РФ (счета "С", "А", "О", "В1", "В2") предназначены для осуществления данными субъектами между собой безналичных расчетов в рамках валютных операций движения капитала, предусмотренных ст. 8 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (см. Инструкцию Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов").

Специальные брокерские счета предназначены для проведения брокерами расчетов в валюте Российской Федерации по брокерским операциям, связанным с инвестициями в ценные бумаги и осуществляемым ими на основании брокерских договоров, заключенных с клиентами-нерезидентами. Данные счета уполномоченные банки открывают клиентам-брокерам на основании договора банковского счета (п. п. 1.2 и 2.3 Инструкции Банка России от 7 июня 2004 г. N 115-И "О специальных брокерских счетах для учета денежных средств нерезидентов")[12].

Таким образом, стороны по договору банковского счета могут лишь выбрать один из установленных видов счетов в зависимости от наличия совокупности перечисленных выше признаков. При этом они могут исключить совершение кредитной организацией определенных операций (ст. 848 ГК РФ).

На общие (универсальные) счета гл. 45 ГК РФ распространяется в полном объеме.

На корреспондентские и иные счета кредитных организаций правила этой главы распространяются, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами (ст. 860 ГК РФ).

На валютные счета эти правила распространяются с учетом особенностей, установленных ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 3 ст. 317 ГК РФ).

По целевым (специальным) счетам осуществляются только операции, предусмотренные их назначением. Положения гл. 45 ГК РФ могут применяться к ним только, если это не влечет нарушения принципа целевого использования средств. Необходимость введения целевых (специальных) счетов связана с публичной потребностью обособления средств, которые могут расходоваться только на определенные цели, и соответственно, с необходимостью их защиты от принудительного изъятия по общим основаниям[13].

Требования НК РФ должны распространяться как на общие (универсальные) так и целевые (специальные) счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Опять же отдельно необходимо рассматривать счета по учету средств и доходов бюджетов. Органам Федерального казначейства в Банке России или уполномоченных кредитных организациях открываются следующие виды банковских счетов:

- для учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета (см. Инструкцию "О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета", утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2002 г. N 142н, и Положение Банка России и Министерства финансов РФ от 20 мая 2004 г. N 257-П, 46н);

- для учета доходов в российской валюте, распределяемых между бюджетами;

- для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте (см. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н);

- для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций Правовой режим этих счетов устанавливается Министерством финансов РФ с учетом требований Бюджетного кодекса РФ и ГК РФ (ст. 244 Бюджетного кодекса РФ). При взыскании денежных средств с таких счетов необходимо учитывать, что в отношении бюджетов всех уровней установлен их иммунитет, т.е. взыскание со счетов бюджетов может производится только на основании судебного решения, только в определенных случаях и при наличии определенных условий (ст. ст. 239, 286, 287 Бюджетного кодекса РФ).

 

Список использованных источников

 

1. Конституция   Российской   Федерации  // Российская газета.-  25.12.1993.- № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 26.04.2007) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790. 4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 08.04.2008) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.
5. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации.- М.: Юстицинформ.- 2008.- 322 с.
6. Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов.- М.: Юстицинформ.- 2007.- 595 с.
7. Гражданское право. Учебник. Том 2 / Под ред. О.Н. Садикова.- М.: ИНФРА-М.- 2007.- 486 с.
8. Касаткина Н.М., Ковачев Д.А., Лафитский В.И. и др. Бюджетный процесс в зарубежных государствах.- М.: Инион РАН.- 2006.- 151 с.
9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.Н. Козырина.- М.: Юстицинформ.- 2008.- 305 с.
10. Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации./ КонсультантПлюс, 2008.- 172 c.
11. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник.- М.: Велби.- 2006.- 280 с.
12. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права.- 2007.- N 5.- С. 12.

 


[1] Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов.- М.: Юстицинформ.- 2007.- С. 144.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

[3] Конституция   Российской   Федерации  // Российская газета.-  25.12.1993.- № 237.

[4] Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник.– М.: Велби.- 2006.– С. 60.

[5] Там же, С. 61.

[6] Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник.– М.: Велби.- 2006.– С. 62.

[7] Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник.– М.: Велби.- 2006.– С. 65.

[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008).// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

[9] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008).// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

[10] Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации./КонсультантПлюс, 2008.- C. 50.

[11] Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации./ КонсультантПлюс, 2008.-С. 52.

[12] Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации./ КонсультантПлюс, 2008.-С. 53.

[13] Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации./ КонсультантПлюс, 2008.-С. 55.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить