Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации: вопросы законодательного регулирования. Теория и практика (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.. 7

1.1. Историческое развитие законодательства и особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе. 7

1.2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей  16

1.3. Краткая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 21

2. Усыновление (удочерение) детей.. 29

2.1. Понятие, условия и порядок усыновления. 29

2.2. Правовые последствия усыновления ребенка. 40

2.3. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия. 44

3. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.. 52

3.1. Опека и попечительство. 52

3.2. Приемная семья. 59

3.3. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 68

3.4. Детские дома семейного типа. Патронатная семья. 76

Заключение. 83

Список используемых источников.. 93


Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня в России ведется активная социальная политика по защите интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей, получили развитие разнообразные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.[1]

В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка»[2] провозглашается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства РФ является приоритет семейного воспитания детей, сущность которого наиболее ярко проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых СК РФ отнесены усыновление (удочерение); опека или попечительство, приемная семья, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья (п.1 ст. 123 СК РФ[3]).

Сказанное актуализирует проблему детского сиротства и развития форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Эволюция развития российского семейного законодательства в сфере обеспечения гарантий прав детей на защиту их интересов и семью прошла весьма непростой путь: от появления конституционных основ до создания кодифицированного нормативного акта. При этом семейное законодательство (СК РФ) в части защиты прав детей основано на положениях Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Долгие годы в российской практике воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отдавался приоритет детским государственным учреждениям. Современная политика российского государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы ориентирована на практическое воплощение права детей жить и воспитываться в семье. Значительную вклад в разработку проблемы социально-педагогической работы с семьей и организации альтернативных форм семейного жизнеустройства внесли исследования А.В. Баркова[4], З.Н. Гаджиевой[5], Н.Г. Кеповой[6], А.А. Пронина[7], А.М. Нечаевой[8], Т.В. Шершень[9] и других.

Законодательная база РФ по проблемам детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в целом адекватна требованиям Конвенции о правах ребенка, что подтверждается, прежде всего, положениями п. 2 ст. 7 и п.1 ст. 38 Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также п.2 ст. 54 СК РФ о праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

На решение проблем социального сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Среди них особо следует выделить Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»[10], с принятием которого произошли существенные изменения в правовом регулировании принципа приоритета семейного воспитания ребенка при опеке и попечительстве.

Несмотря на плодотворность перечисленных исследований, на внесенные изменения в нормативную правовую базу в сфере реализации принципа приоритета семейного воспитания детей, по-прежнему остается ряд проблем, связанных с необходимостью совершенствования институтов усыновления, опеки (попечительства), профессиональной замещающей семьи.

В современной России следует создать условия для нормального функционирования института семьи, необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым, сводя к минимуму случаи устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, а также некоторые правовые проблемы регулирования принципа приоритета семейного воспитания в законодательстве России, предопределили выбор темы и обусловили актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения в области семейного воспитания, регулируемые законодательством России.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты и иные нормы, регулирующие воспитание детей в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение законодательного регулирования форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе в Российской Федерации.

В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

- проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей;

- исследовать особенности иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: опеки и попечительство над детьми в российском законодательстве, приемной семьи, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявить проблемы законодательного регулирования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и предложить пути их решения.

Нормативную базу исследования составили Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, СК РФ, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 18. 05.2009 № 423  «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и иные акты, регулирующие объект исследования.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованных источников.



[1] Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. - 2010. - N 3. - С. 49.

[2] Конвенция ООН о  правах ребёнка от 20.11. 1989. // Ведомости СССР. – 1990. - № 45. - Ст. 955

[3] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 30 ноября 2011 г.) N 223-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16

[4] Барков А.В. Институт приемной семьи в частном праве России: некоторые тенденции и перспективы развития // Гражданское право. - 2010. - N 3. - С. 43 - 47.

[5] Гаджиева З.Н. Дефиниция «приемная семья» и ее признаки в действующем законодательстве России // Семейное и жилищное право. - 2010. - N 2. - С. 28 - 30.

[6] Кепова Н.Г. Усыновление в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автореф. дисс…канд.юрид. наук. - М., 2012.

[7] Пронин А.А. Сиротство: пути решения проблемы // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - N 2. - С. 3 - 8.

[8] Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. 280 с.

[9] Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. - 2010. - N 2. - С. 7 - 13.

[10] Федеральный закон от 24.04.2008г. (ред. 1 июля 2011 г.) № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. – 2008. - № 17. - Ст. 1755.

 

 

Заключение

Будущее любого государства, любой нации - это дети. Поэтому, проблема обеспечения подрастающему поколению необходимых правовых условий и гарантий их полноценной и гармоничной жизни является главным условием существования общества.

1. В результате проведенного исследования, в соответствии с задачей - проанализировать историческое развитие законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и особенности выявления и защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующий вывод: устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с самых древних времен являлось предметом особой заботы государственных органов во всех общественно-экономических формациях. При этом усыновление всегда рассматривалось как наиболее оптимальная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным. К примеру, довольно длительное время существовал запрет усыновления чужих детей при наличии собственных и т.п.

С переходом к рыночной экономике проблема защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Можно сказать, что сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 12 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире.

На начало 2012 года на учете состояло 654 тысячи детей-сирот, за один только 2011 год - 82,2 тысячи таких детей, из них почти 84% детей ставших сиротами при живых родителях, сообщил в 12 декабря 2012 г. на заседании экспертного совета уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.[1]

При этом семья как социальная общность является важнейшим элементом развития и совершенствования членов общества. Идеология приоритета семьи, её не проходящая ценность для жизни и развития человека как личности, как созидателя - важнейшая задача государства, общества и каждой семьи. В этой связи среди всех известных и признаваемых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление приобретает особую социальную актуальность и значимость, так как именно эта форма наилучшим образом обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, поскольку усыновленный ребенок полностью приравнивается к родным детям и приобретает в лице усыновителей родителей.

2. В соответствии с задачей - изучить понятие, условия, порядок, правовые последствия усыновления и отмены усыновления (удочерения) детей, мы пришли к следующему выводу: Наиболее предпочтительной и приоритетной формой устройства детей-сирот с точки зрения интересов ребенка в случае, если сохранение кровной семьи невозможно, является усыновление. Данная форма позволяет установить между ребенком и усыновителями юридически закрепленные родственные отношения, где ребенок более защищен, приравнен к биологическому ребенку.

Под правовыми последствиями усыновления следует понимать весь комплекс прав и обязанностей, который возникает у усыновителя, который по своему содержанию совпадает с родительскими правами и обязанностями (гл. 12 СК РФ).

3. В результате исследования особенности иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: опеки и попечительство над детьми в российском законодательстве, приемной семьи, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сделан следующий вывод: в Российской Федерации существует четыре вида форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установленные СК РФ, а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, опека устанавливается над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Приемную семью можно определить как платную (со стороны государства) опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по срочному договору.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Кроме того, в настоящее время дети передаются на воспитание в патронатные семьи и семейные детские дома.

4. При решении задачи выявления проблем законодательного регулирования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и предложить пути их решения, в качестве вывода следует отметить следующее: по нашему мнению, влияние на рост численности детей, лишившихся попечения родителей, оказывают дефекты в реализации законодательных и иных правовых требований по защите прав и интересов несовершеннолетних. Между тем, правоприменение свидетельствует, что многие важнейшие нормативные правовые акты, направленные на охрану прав и интересов детей, перегружены декларативными положениями, которые не обеспечены надлежащими экономическими и организационными мерами. К примеру, согласно статье 9 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обязаны осуществлять их профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство. Вместе с тем, работодатели практически всегда требуют от поступающих опыт работы и поэтому несовершеннолетние лица, оставшиеся без попечения родителей, не могут воспользоваться предоставленным им правом на труд.

Несмотря на то, что в СК установлены 4 различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельные вопросы остаются неурегулированными.

В связи с чем в работе предлагаются мероприятия по совершенствованию законодательного регулированию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1) Представляется, что необходимо уточнить понятие «форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей» как «определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями». В связи с чем необходимо придать данному определению статус нормативно-правового, дополнив им ч.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, и, соответственно, изменить название раздела VI Семейного кодекса РФ «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», на - «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

2) Практика свидетельствует, что в настоящее время механизм единого централизованного учета детей, лишившихся родительского попечения, во многих регионах страны функционирует недостаточно эффективно, в частности, отсутствует обмен информацией между муниципальными образованиями в рамках одного субъекта РФ, в связи с чем дети длительное время не могут обрести родителей, а лица, желающие усыновить ребенка, вынуждены обращаться во многие инстанции, чтобы получить доступ к базе данных учета таких детей в рамках одного субъекта РФ. В настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы о юридической ответственности в сфере учетных функций.

Для ускорения процесса усыновления предлагаем создать в каждом субъекте РФ единую информационную базу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, посредством которой будет осуществляться межмуниципальный обмен электронной информацией в рамках одного субъекта Российской Федерации. Реализация этого предложения позволит органам опеки и попечительства муниципальных образований, а также СРО (если таковые в данной сфере будут созданы) обмениваться информацией с целью более оперативного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

3) Усыновление - процесс непростой и крайне важный как для самого усыновляемого ребенка, так и для всего общества. Исследование практических проблем досудебной стадии усыновления позволило сделать вывод: необходимо предоставить лицам, желающим стать усыновителями, право воспользоваться услугой органов местного самоуправления в сборе документации, подтверждающей наличие критериев, необходимых для усыновления. Для реализации такого права необходимо разработать и утвердить Административный регламент оказания данной муниципальной услуги с размещением информации на сайте соответствующего муниципального образования.

4) По нашему мнению, норму п.1 ст. 128 СК РФ предложено изложить в следующей редакции: «Разница в возрасте между усыновителем, не состоявшим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет и не более сорока пяти лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена или увеличена, но не более чем на пять лет».

5) Нечеткость законодательных формулировок приводит к сложностям в реализации прав усыновителей (а соответственно, и усыновленных) и частым нарушениям тайны усыновления, поскольку при возникновении трудностей и проволочек в случае обжалования действий должностных лиц в вышестоящие органы число лиц, информированных об усыновлении ребенка, возрастает, что особенно негативно влияет на сохранение тайны усыновления в небольших городах и иных населенных пунктах.

Предлагаем дополнить СК РФ статьей 139.1 «Обеспечение тайны усыновления» следующего содержания:  «1. Лица, которым стал известен факт усыновления, обязаны не разглашать его, в частности, и тогда, когда усыновление для самого ребенка не является тайной.

При разглашении тайны усыновления усыновители и ребенок имеют право на компенсацию морального вреда.

2.Сведения об усыновлении выдаются судом лишь с согласия усыновителя, кроме случаев, когда такие сведения требуются правоохранительным органам, суду в связи с гражданским или уголовным делом, находящимся в их производстве».

3. Тайна усыновления может быть раскрыта усыновленному ребенку, достигшему совершеннолетия».

Таким образом, для более успешной реализации прав как детей-сирот, так и усыновителей необходимо внести изменения в некоторые нормативные акты. Отмена же тайны усыновления на современном этапе состояния российского общества является преждевременной, не соответствующей правам и интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и усыновителей.

6) По нашему мнению, необходимо усиление ответственности усыновителей за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязанностей, в случае если отмена усыновления произошла по их вине. В целях усиления ответственности усыновителей за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязанностей, предлагаем ст. 141 СК РФ «Основания к отмене усыновления ребенка» привести в соответствие со ст.69 СК РФ «Лишение родительских прав», дополнив ее такими основаниями:

«а) отказ усыновителей без уважительных причин взять усыновленного ребенка из лечебного или воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты или других аналогичных учреждений;

б) совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка, либо против жизни или здоровья супруга;

в) установление факта усыновления, произведенного без намерения воспитывать ребенка (фиктивное усыновление)».

7) Отсутствие действенного контроля за усыновленными иностранными гражданами детьми, позволило сделать вывод, что в РФ международное усыновление должно проводиться на основе соответствующей правовой базы, обязательной составляющей которой станут акты международного права и международные договоры между Россией с одной стороны и другими государствами, граждане которых берут российских  детей на усыновление. Посредством указанных договоров станет возможным разрешить различные вопросы в практике международного усыновления с учетом особенностей внутреннего законодательства государств - участников, закрепив в них порядок возврата усыновленного ребенка в страну в случае отмены усыновления.

8) В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)», подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г. (эта рекомендация не выполнена по сегодняшний день).

9) В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами, считаем необходимым пункт 1 ст.29 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Усыновленный ребенок имеет право на сохранение своей национальной идентичности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, иными международными договорами».

10) Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжелобольных детей необходимо:

- законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т.е. возможность иностранного усыновления на равных с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т.п.);

- создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в т.ч. путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

- включить соответствующие меры в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка.

11) В настоящее время в действующем семейном законодательстве Российской Федерации отсутствует должное правовое регулирование института патроната, что влечет утрату сущности правоотношений о патронатном воспитании и затрудняет устройство детей, оставшихся без попечения родителей. На основании проведенного исследования целесообразным представляется ввести в СК РФ главу 21 статью, посвященную патронатной семье, где предложено предусмотреть разграничение законного представительства между учреждением и патронатной семьей, так как именно это составляет механизм вывода детей из учреждений (они становятся ответственными за устройство ребенка в семью и за качество воспитания и проживания в семье).

12) Взаимодействие судебной практики и норм семейного права способствует выявлению ситуаций, требующих законодательного разрешения. Однако следует согласиться с профессором А.М. Нечаевой в том, что «совершенствование семейного законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов - не единственная задача правоприменительной практики, которая способствует также единообразному применению судами законов»[2]. Очень важно, чтобы судебная практика не была оторвана от теории, и наоборот, только так можно добиться эффективного правового регулирования и правоприменения.

13) В современной России необходимо создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.


Список используемых источников

1. Нормативные акты

  1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
  2. Декларация прав ребенка, провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ declarat/ childdec.htm.
  3. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // ВСНД СССР и ВС СССР. - 1990. - N 45. - Ст.955
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993. - N 237
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 30 ноября 2011 г.) N 223-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16
  6. Федеральный закон от 24.04.2008г. (ред. 1 июля 2011 г.) № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. – 2008. - № 17. - Ст. 1755.
  7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (ред. от 25 июня 2012 г.) N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900
  8. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. (ред. от 3 декабря 2011 г.) N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - N 28. - Ст. 3554
  9. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. (ред. от 4 сентября 2012 г.) N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ. - 2009. - N 21. - Ст. 2572
  10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. (ред. от 29 февраля 2012 г.) N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 1996. - N 52. - Ст. 5880
  11. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. (ред. от 3 декабря 2011 г.) N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 2001. - N 17.  - Ст. 1643
  12. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. - 2008. - N 17. - Ст. 1756
  13. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. (ред. от 3 декабря 2011 г.) N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. - 1999. - N 26. - Ст. 3177
  14. Закон РФ от 10 июля 1992 г. (ред. от 10 июля 2012 г.) N 3266-I «Об образовании» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 30. - Ст. 1797
  15. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. (ред. 12 мая 2012 г.) N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2009. - N 21. - Ст. 2581
  16. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. (ред. от 4 сентября 2012 г.) N 195 «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. - 2001. - N 13. - Ст. 1251
  17. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. (ред. от 4 сентября 2012 г.) N 195 «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. - 2001. - N 13. - Ст. 1251
  18. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. (ред. от 10 марта 2009 г.) N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 1995. - N 28. - Ст. 2693
  19. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. - 1996. - N 19. - Ст. 2304
  20. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. (ред. 4 сентября 2012 г.) N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. - 2000. - N 15. - Ст. 1590
  21. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. (ред. от 10 марта 2009 г.) N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. - 2000. - N 49. - Ст. 4822
  22. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. (в ред. от 4 сентября 2012 г.) N 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» // СЗ РФ. - 2000. - N 8. - Ст. 962
  23. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» // СУ РСФСР. - 1936. - N 9. - Ст. 49
  24. Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР, утв. постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей» // СП РСФСР. - 1943. - N 3. - Ст. 24.
  25. Приказ Минобороны РФ от 19 мая 2001 г. (ред. 32 июля 2012 г.) N 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745» // БНА. - 2001. - N 30
  26. Областной закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2.Общая и специальная литература

  1. Альтернативный доклад в Комитет ООН - Общий кризис семьи и детства. М., 2003.
  2. Асрянц С. Может ли родственник стать опекуном на возмездной основе? // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 15. - С. 3.
  3. Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. Низамиева О.Н. - М.: "Проспект", 2010.
  4. Байкин И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - N 2. - С. 39 - 42.
  5. Барков А.В. Институт приемной семьи в частном праве России: некоторые тенденции и перспективы развития // Гражданское право. - 2010. - N 3. - С. 43 - 47.
  6. Гаджиева З.Н. Дефиниция «приемная семья» и ее признаки в действующем законодательстве России // Семейное и жилищное право. - 2010. - N 2. - С. 28 - 30.
  7. Гармаш А., Аносов М. Правовые основы замещающей семьи // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 20. - С. 4.
  8. Гармаш А., Косихин Д., Лазарева Н. Приемная семья - альтернативная форма опеки // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 15. - С. 10.
  9. Гармаш А., Суслова И., Лазарева Н. Правовые основы усыновления и удочерения // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 11. - С. 15.
  10. Голикова С.В. Понятие и содержание принципа приоритета семейного воспитания в семейном праве России. // Право: история, теория, практика: материалы междунар. заоч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2011). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2011. - 45 с.
  11. Голикова С.В. Принцип приоритета семейного воспитания в законодательстве России и Украины (сравнительно-правовой анализ). Автореф.дисс….канд. юрид.наук. – М., 2012.
  12. Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. - 2010. - N 3. - С. 49.
  13. Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. - Система ГАРАНТ, 2011.
  14. Иванов H.A. Как защитить своего ребенка от жестокого обращения // Семья и школа. - 2009. - N11.- С.4,9
  15. Кепова Н.Г. Усыновление в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автореф. дисс…канд.юрид. наук. - М., 2012.
  16. Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания // Семейное и жилищное право. - 2009. - N 4. - С. 36 - 40.
  17. Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011. - N 3. - С. 14 - 19.
  18. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.М. Нечаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт", "Юрайт-Издат", 2011.
  19. Косова О. Передача детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание // Законность. - 2010. - N 4. - С. 47 - 51.
  20. Кривошеева М.А. О некоторых аспектах тайны усыновления в России // Адвокат. - 2012. - N 4. - С. 45 - 49.
  21. Левушкин А.Н. Юридические особенности и правовая природа приемной семьи в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. - 2011. - N 6. - С. 15 - 19.
  22. Материалы к парламентским слушаниям на тему «Ответственность родителей за воспитание детей, совершенствование законодательства, практика работы законодательных, судебных и исполнительных органов государственной власти». - М. 2010.; Горшков И.В., Зулкарнеев P.M. Тяжкие преступления в семье. - М. 2007
  23. Михайлова А., Аносов М., Музалева Л. Сохранить тепло детских сердец // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 23. - С. 14.
  24. Нечаева А.М. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере // Российская юстиция. - 2011. - N 11. - С. 19 - 21; N 12. - С. 10 - 13.
  25. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. 280 с. С. 162 - 163.
  26. Пронин А.А. Сиротство: пути решения проблемы // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - N 2. - С. 3 - 8.
  27. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник /6-е изд., перераб. - М. Норма. Инфра-М. 2010.- 720с.
  28. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
  29. РИА Новости // http://ria.ru
  30. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.3, 4. - М.: Юридическая литература, 1985.
  31. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - N 5. - С. 3 - 6; N 6. - С. 3 - 6.
  32. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность причины, социально-правовая защита. - М., 2009
  33. Стешин Е.С. Малолетние жертвы сексуального насилия в семье // Материалы областной конференции «Домашнему насилию нет места на земле!» Новочеркасск, 2011
  34. Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. - 2011. - N 4. - С. 21 - 24.
  35. Тарасова А.Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
  36. Темникова Н.А. Защита личных прав ребенка по семейному праву России: Учеб. пособие. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2010.
  37. Фалин А.П. Преступления против жизни несовершеннолетних, совершаемые в семье, как социальная и криминологическая проблема // Автореф. дисс..... канд.юрид. наук. - М.2008
  38. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления // Законность. - 2012. - N 3. - С. 15 - 19.
  39. Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. - 2010. - N 2. - С. 7 - 13.
  40. Яцентюк О., Еремченко В. Социальная поддержка детей-сирот // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 5. - С. 15.
  41. Яцентюк О., Шаповалова Н., Королева С. Защитить каждого ребенка // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 9. - С. 14.

3.Судебная и иная практика

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1055-О-П «По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2009. - N 3
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - N 6
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - N 3
  4. Обзор практики рассмотрения в 2011 году областными и районными  судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 мая 2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - N 8
  5. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 27 сентября 2006 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - N 1.
  6. Решение Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 28 ноября 2011 года по делу № 2-267/2011 о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением // http://docs.pravo.ru
  7. Решение Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 21 июня 2011 года по заявлению прокурора района в интересах К. // http://actoscope.com


[1] РИА Новости // http://ria.ru/society/20120516/650551504.html#ixzz2FD9y2Pdj

 

[2] Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 162 - 163.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить