Функции теории государства и права (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА    5
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА    15
2.1. Предмет теории государства и права    15
2.2. Значение изучения науки о государстве и праве    19
2.3. Функции теории государства и права    22
2.4. Методология теории государства и права    28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

 

Введение

 

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие.

Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто  юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой  деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

Предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Значение методологии в познании права и государства трудно переоценить. Поистине условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем плане  любая наука — это и есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Действительно, даже имея один и тот же предмет науки, но используя различные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты.

Поэтому возникает вопрос о том, как определить функции теории государства и права, а также как оценить значение ее изучения. Эти вопросы актуализируют тему данной работы.

Целью данной курсовой работы является изучение функций теории государства и права, а также установление значения ее изучения в аспекте изучения других наук.

В соответствии с целью задачами работы стали:

- изучение возникновения теории государства и права;

- изучение предмета теории государства и права;

- оценка важности изучения науки о государстве и праве;

- исследование функций теории государства и права;

- изучение методологии государства и права.

 

1. Возникновение теории государства и права

 

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер. Они еще не приобрели обособленную форму специальных знаний о месте и роли человека в окружающем его мире[1].

Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Достаточно отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н. э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит выдающимся мыслителям, чьи идеи имеют непреходящее значение и по настоящее время[2].

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положение рабов.

Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению. Впоследствии римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права), в том числе и в современной правовой системе России[3].

Процесс становления правового мышления в Древнем Риме складывался не только под влиянием идей греческих мыслителей. Например, Цицерон определял право как связь общества (народа, но не рабов). В справедливости его выражения о том, что "при грохоте оружия умолкают законы" можно убедиться и в наше время. Признание в I в. нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.)[4].

Демокрит, известный своей энциклопедичностью знаний, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему[5].

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н.М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической, или этической философии[6]. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием. По

 


[1] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник.- М.: Маркет ДС.- 2007.- С. 10.

[2] Там же, С. 11.

[3] Алексеев С.С. Государство и право.- М.: ИНФРА-М.- 2006.- C. 23.

[4] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник.- М.: Маркет ДС.- 2007.- С. 14.

[5] Там же, С. 15.

[6] Там же, С. 15.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить