Государственный аппарат и основные права и свобод человека и гражданина (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    5
1.1. Понятие и сущность государственного аппарата    5
1.2. Структура государственного аппарата    10
1.3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата    16
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА    20
2.1. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина    20
2.2. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина    29
3. СООТНЕСИТЕ ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ, ФИЛОСОФОВ, ПОЛИТИКОВ И СОЗДАННЫЕ ИМИ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА    35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    38

 

Введение

 

Впервые понятие «прав человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский (1689) и американский (1791) Билль о правах. В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в своевременном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина. Они дополняются новыми «поколениями прав» — правом на благоприятную окружающую среду, правом на информацию и др. Именно в этот период ведущую роль в развитии института прав человека и гражданина приобретает международное право.

В середине XX века был принят основополагающий документ ООН — «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). В ней декларируется какие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения любого человека, и принадлежат ему по факту рождения. Начиная с 1950 года 10-го декабря отмечается День прав человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Они и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, воспринятый конституционным правом государств-участников. Он не является исчерпывающим: включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина.

В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека. Конституция РФ была принята в 1993 году.  В ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:  утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского  государства,  обеспечение благополучия и процветания России.

Целью данной работы является исследование двух вопросов – государственного аппарата и основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с целью в работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность, структуру и принципы государственного аппарата;

- изучить основные права и свободы человека и гражданина, а также их гарантии;

- соотнести фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства.

 

1. Государственный аппарат, его сущность, структура и принципы деятельности

1.1. Понятие и сущность государственного аппарата

 

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи[1]. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами. По мере развития общества это управление, а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.

В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему[2].

Аппарат любого государства – это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев[3].

Понятие государственного аппарата весьма емкое и многогранное. Его недопустимо, как представляется, отождествлять с другими тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности с понятием политической системы общества. Если понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятие политической системы общества является, таким образом, более емким, чем понятие государственного аппарата.

Аналогично в научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятий государственного аппарата и государственного механизма. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат – лишь как система государственных органов[4].

 


[1] Марченко, М.Н.  Теория государства и права./ М.Н. Марченко.- М.: Проспект.- 2005.- С. 312.

[2] Там же, С. 313.

[3] Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник./ Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ.- 2004.- С. 280.

[4] Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник./ А.В. Мелехин.- М.: Маркет ДС.- 2007.- С. 356.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить