Избирательные системы (курсовая)


Содержание

Введение    3
1 Теоретические аспекты избирательной системы    6
1.1 Эволюция подходов к определению избирательной системы    6
1.2 Сущность избирательной системы    8
2 Классификация избирательных систем в Российской Федерации    15
Заключение    21
Глоссарий    23
Список использованных источников    24
Приложения    27

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации в ст. 1 характеризует Российское государство как демократическое, а в ст. 3 провозглашает принадлежность государственной власти российскому многонациональному народу, она осуществляется через формы непосредственной и представительной демократии, а также местное самоуправление[1]. Важнейшей формой непосредственной демократии являются выборы в различного рода федеральные, региональные представительные учреждения и местные органы самоуправления.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной и местной власти или наделения полномочиями должностного лица[2].

Именно альтернативностью выборы отличаются от других способов формирования персонального состава органов публичной власти. Наряду с ними истории известны такие способы, как назначение, наследование, замещение тех или иных постов по должности и по жребию.

Выборы - это наиболее древний способ наделения лиц властными полномочиями. Их сохранение и широкое использование в демократических государствах объясняются тем, что они выполняют целый ряд социальных функций. Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система[3].

Круг отношений, регулируемых нормами избирательного права в Российской Федерации, неуклонно расширяется. Если в советский период истории России нормы избирательного права регулировали выборы только представительных органов государственной власти, то после принятия Конституции Российской Федерации выборы являются основным способом формирования и представительных органов местного самоуправления, а также главы государства и высших должностных лиц регионально-республиканского уровня. Однако в последнее время наметилась тенденция отказа от выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Они наделяются полномочиями решением законодательных собраний субъектов РФ, а кандидатура предлагается Президентом России.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит специальной главы, как это было в предшествующих (советских) конституциях, закрепляющей, например, принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избирательная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции (ст. 3, 32, 60, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также п. 3, 5, 7, 8 второго раздела Конституции содержат в себе конституционные основы современной российской избирательной системы.

Однако в Конституции Российской Федерации закреплены лишь основы формирования федеральных институтов государственной власти: Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом буквально вскользь в ст. 130 Конституция Российской Федерации упоминает об основах избирательной системы при выборах в органы местного самоуправления. Также в Конституции России нет ни одной нормы, посвященной избирательной системе при выборах в законодательные органы власти субъектов Федерации. В этой связи высказываются обоснованные предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования избирательной системы Российской Федерации. Способы такого совершенствования могут быть различными. Они не обязательно должны быть связаны с вмешательством в текст действующей Конституции.

Определяя даже самые общие правовые параметры избирательной системы, соответствующие нормы и институты Конституции Российской Федерации, тем не менее, закрепляют основополагающие начала современного избирательного права Российской Федерации. Свое полноценное развитие эти начала (основы) получают в разветвленной системе федерального и регионального законодательства и даже в местном (муниципальном) избирательном нормотворчестве.

Объектом исследования выступает избирательное право России.

Предметом исследования является феномен избирательной системы в структуре избирательного права России.

Цель исследования состоит в изучении понятия и видов избирательных систем.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты избирательной системы;

- исследовать классификация избирательных систем в Российской Федерации.         Теоретико-методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: Авакьян С.А., Алебастрова И.А., Баглай М.В., Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.,          Зиновьев А.В., Поляшова И.С., Иванченко А.В., Любарев А.Е., Мясников А.П.,          Страшун Б.А., Чиркин В.Е. и др., а также Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

1 Теоретические аспекты избирательной системы

1.1 Эволюция подходов к определению избирательной системы

 

Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Оно включает в себя, прежде всего, активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное право - право быть избранным. Вместе с тем субъективные избирательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательным правам. Они значительно шире. К числу субъективных избирательных прав граждан в РФ относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты; право агитации как «за», так и «против» конкретных кандидатов; право участвовать в финансировании выборов; право быть доверенным лицом, наблюдателем, членом избирательной комиссии и т.д.

Избирательный процесс, по мнению Ю.А. Дмитриева и В.Б. Исраеляна, являясь формой реализации субъективного политического права, отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти в рамках предусмотренной законом последовательности избирательных действий и избирательных процедур[4].

Если по вопросу о понятии избирательного права в науке конституционного права существует полное единодушие, то его не наблюдается по вопросу о понятии избирательной системы. Определения понятия избирательной системы исключительно многообразны. Тем не менее, попытаемся их классифицировать. Анализ отечественной государственно-правовой литературы позволяет выделить три основных направления в определении понятия «избирательная система».

1. В шестидесятые годы XX столетия в отечественной научной литературе шла активная полемика о содержании этого понятия. Избирательную систему определяли как совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные органы государственной власти[5].

Так, В.М. Сафронов рассматривал избирательную систему как совокупность юридических норм, закрепляющих порядок организации и проведения выборов, избирательные права граждан и демократический порядок определения результатов голосования[6]. Я.Н. Уманский полагал, что избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования органов государственной власти путем выборов[7].

Данное представление об избирательной системе в современный период развивает в своих работах М.В. Баглай. По его мнению, «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования»[8].

А.И. Денисов и М.Г. Кириченко под избирательной системой понимали «совокупность демократических принципов, на основе которых осуществляются выборы представительных органов государства...»[9]. Приведенное понимание избирательной системы развито в трудах А.В. Зиновьева, который определяет избирательную систему как важнейший политико-правовой институт, представляющий «совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы; права граждан избирать и быть избранными; регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; устанавливающих гарантии избирательных прав граждан и ответственность депутатов и иных избранных лиц перед избирателями»[10].

Приведенные формулировки затрудняют проблему определения соотношения понятий «избирательное право» и «избирательная система». Если избирательное

 


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

[2] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6433.

[3] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран.- М.: Проспект, 2009.- С. 158.

[4] Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие.- Ростов-н-Д: Феникс, 2008.- С. 506.

[5] Судариков Н.Ф. Всеобщее избирательное право в СССР: автореф. дис. канд. юрид. наук.- М., 1961.- С. 3; Круглов М.А. Государственное право буржуазных стран.- М., 1962.- С. 74.

[6] Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева.- М., 1971.- С. 331.

[7] Уманский Я.Н. Советское государственное право.- М., 1960.- С. 399.

[8] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: Норма, 2007.- С. 359.

[9] Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право.- М., 1957.- С. 286.

[10] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России.- СПб., 2003.- С. 37.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить