cartoon porn pic
free celeb sex tapes
mobile porn videos

Конституционно-правовой статус субъекта РФ (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА РФ    6
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В  СОСТАВЕ РФ    19
3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ    29
4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОНОМНОЙ  ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ    35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    44

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Конституция исходит из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Эти особенности отражены, в частности, в ст. 66 Конституции РФ. Признание Конституцией наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах[1].

Конституционный смысл понятия «статус субъекта РФ» вытекает из системного анализа положений Основного Закона, важнейшими из которых являются нормы, сформулированные в ч. 1 ст. 5, где дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации»[2].

Особенности различных субъектов РФ, отраженные в их конституционно-правовом статусе, а также очевидное неравенство различных частей Федерации по уровню их социально-экономического развития, размерам территории, численности населения и иным исторически сложившимся условиям не означает, что Федерация в нашей стране носит асимметричный характер, поскольку «симметрия» Федерации определяется конституционным принципом равенства прав всех субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Различаясь фактически, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, являются одинаковыми. Понятие «субъект РФ», применяемое Конституцией ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став равноправными субъектами РФ[3]. Свой статус субъекты РФ обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора[4].

Объектом исследования является конституционно-правовой статус субъекта РФ.

Предметом исследования является конституционно-правовой статус Республики Марий Эл как субъекта РФ.

Цель работы состоит в исследовании различных аспектов  конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- исследовать основные черты конституционного статуса субъекта РФ;

- определить конституционно-правовой статус республик в составе РФ;

- определить конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения;

- определить конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев, Е.Ю. Бархатова, Ю.А. Дмитриев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, а также Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»,      Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации», а также решения Конституционного Суда РФ по исследуемой тематике.

 

1. Основные черты конституционного статуса субъекта РФ

 

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[5].

Правовой статус субъектов Российской Федерации в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3-8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции  России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты[6]:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Федеральные законы, указы Президента РФ, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона[7].

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ.

Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской

 


[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева.- М.: Эксмо, 2009.- С. 281.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

[3] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева.- М.: Эксмо, 2010.- С. 265.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 19.06.2000, N 25, ст. 2728.

[5] Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.2009, N 51, ст. 6163.

[6] Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2007.- С. 374.

[7] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.В. Лазарева.- М.: Новая правовая культура, 2009.- С. 322.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить