Лоббизм в правотворческом процессе (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОББИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ    5
1.1. История, эволюция и правовая регламентация лоббизма: зарубежный опыт    5
1.2. Понятие, формы и методы лоббизма    11
2. ЛОББИЗМ В РОССИЙСКОМ ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ    17
2.1. Технологии лоббизма в правотворческом процессе    17
2.2. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существует множество явлений политико-правового характера, которые вызывают неоднозначную оценку в обществе. К такому явлению можно отнести лоббизм, который, сопутствуя развитию демократических институтов государственности, стал неотъемлемым элементом эффективного осуществления правовой политики и претворения в жизнь тех юридических механизмов, которые создают основу самой правовой жизни в целом.

Лоббизм - это, прежде всего, влияние, воздействие на власть, на процессы выработки и принятия важных политических решений, которые зачастую и являются индикатором того, какими средствами и методами происходит реализация правовой политики. В то же время лоббизм - это выход во многом конструктивной энергии той самоорганизации гражданского общества, обдуманно используя которую можно расставить правильные приоритеты в долгосрочной стратегии развития правотворческого и правоприменительного процессов в государстве[1].

Лоббизм, являясь своеобразным спутником демократии, опосредуя самые различные правоотношения, обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Поэтому проблема реализации той правовой политики, которая позволит минимизировать отрицательные проявления лоббирования интересов и разработка соответствующей концепции ее осуществления становятся все более научно и практически значимыми для современного Российского государства. Все вышеуказанное определяет актуальность темы данной работы[2].

Вопросы, связанные с лоббизмом, проблемы, затрагивающие законные формы и методы работы заинтересованных групп в ходе достижения поставленных ими целей, исследовались и продолжают анализироваться как российскими, так и зарубежными специалистами.

Лоббизм и формы его проявлений стали предметом исследования А.С. Автономова, М.Г. Анохина, Т.И. Аравиной, С. Баранова, В. Белова, К.С. Вяткина, Л. Вавилова, В.Г. Вишнякова, И. Гульченко, С.В. Ерохова, С.В. Зотова, С.А. Зубкова, Н.Г. Зяблюка, Л.Е. Ильичевой, Н.А. Карамышевой, С. Карханина, А.В. Кивы, В. Клименко, С. Конюшко, М. Королева, IO.IO. Кузнецова, В.В. Лапаевой, Н.Ю. Лапиной, С. Ларина, В.А. Лепехина, А.П. Любимова, А.В. Малько, В.Г. Павлова, С.П. Перегрудова, С. Приходько, И. Семененко, Т.З. Тенова, Н. Ховренко, а также Р. Роуза; А. Зудина; Ф. Ардана; Г. Джордана; М. Дюверже; К. Кумса и других ученых.

Тем не менее, специальных и комплексных работ, посвященных именно правовому регулированию лоббистской деятельности не так много. Наибольшую ценность в этой области представляют собой исследования А.В. Малько; А.П. Любимова, А.В. Лепехина и А.С. Автономова.

Целью данной работы является исследование феномена лоббизма в правотворческом процессе.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- изучить историю, эволюцию и правовое регулирование лоббизма и лоббистской деятельности на зарубежном опыте;

- дать понятие лоббизма, изучить его формы и методы;

- изучить технологию лоббизма в российском правотворческом процессе;

4) проанализировать феномен лоббизма в аспекте отстаивания законных интересов.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОББИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ

1.1. История, эволюция и правовая регламентация лоббизма: зарубежный опыт

 

Целенаправленное воздействие на органы государственной власти с целью повлиять на процесс принятия решений имеет многовековую историю. Приближенные к правителям, многочисленная свита и двор всегда оказывали значительное влияние на власть имущих.

Однако только сравнительно недавно работа с органами государственной власти из хобби становиться работой. Выделяется класс людей, которые занимаются этим большую часть своего времени и основные доходы получают именно от занятия своей профессиональной деятельностью. Со временем эта профессия,  получила свое название – «лоббизм», «лоббисткая деятельность»[3].

В последнее десятилетие деятельность по взаимоотношению и по влиянию на органы государственной власти претерпевает значительные изменения. Многие эксперты говорят о постепенном переходе от лоббистской деятельности как таковой к совокупности мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти. Появляются специалисты по управлению этой деятельностью, виртуозы закулисных игр[4].

Традиция лоббизма в его современном понимании своими корнями уходит в годы президентства У. Гранта, восемнадцатого президента США. По вечерам  американский президент вместе со своей командой спускался в вестибюль одной из гостиниц. Министры, сенаторы и сам президент встречались там с разными людьми, выслушивали их просьбы и пожелания относительно государственной политики. Если эти пожелания были разумными, то их принимали на вооружение. То есть приходящие на встречу люди могли повлиять на государственную политику[5].

От названия места, где происходили встречи президента Гранта с рядовыми американцами (вестибюль – lobby на английском языке), произошло слово лоббизм. Несмотря на первоначальную демократичность, в дальнейшем в Америке взаимодействие с власть имущими, носит явно коррупционный характер.  И только в конце XIX века в США начинает распространяться практика бескорыстного посредничества между избирателями и представителями власти. Поэтому и сама профессия лоббиста долгое время считалась занятием низким и недостойным.

Перемены пришли с началом профессионализации профессии. Одним из первых отошел от общепринятых коррупционных схем влияния на процесс принятия решений С. Уорд. Он устраивал званные обеды, дружил с сенаторами и госсекретарями. С. Уорд убеждал чиновников и сенаторов не деньгами, а словом. С. Уорд произвел настоящую революцию в лоббизме.

Если раньше лоббизм представлял собой передача денег по знакомству, то теперь это уже передача информации, убеждение в своей правоте. Лоббистская деятельность приобретает более сложный характер. Ведь убедить намного сложнее, чем просто вручить деньги. Нужно подобрать аргументы, нужно учесть психологию того, кого убеждаешь.

Впоследствии профессия лоббиста в Америке становится престижной и высокооплачиваемой. Основным методом лоббизма в той или иной форме становится убеждение. Число лоббистов и агентств, предоставляющих эти услуги, неуклонно растет. Во многом такому бурному развитию лоббистской деятельности помогли благоприятные законы и реформы[6].

В 1960-1970 годы была проведена реформа государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более открытым для общественности. В нем было образовано множество комитетов, которые

 


[1] Иршинская Л., Савицкий С. Government Relations. История профессии // Правовая политика и правовая жизнь.- 2007.- №10.- С. 15.

[2] Там же, С. 17.

[3] Иршинская Л., Савицкий С. Government Relations. История профессии // Правовая политика и правовая жизнь.- 2007.- №10.- С. 19.

[4] Там же, С. 20.

[5] Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социс.- 2007.- №9.- С.40-42.

[6] Иршинская Л., Савицкий С. Government Relations. История профессии // Правовая политика и правовая жизнь.- 2007.- №10.- С. 23.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить