Нецелевое расходование бюджетных средств (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОГО ДЕЯНИЯ    6
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ    13
2.1. Объективные признаки состава преступления    13
2.2. Квалификационные признаки    26
2.3. Субъективные признаки нецелевого  использования бюджетных средств    28
ГЛАВА 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ОТ СМЕЖНЫХ ДЕЯНИЙ    41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Противодействие преступлениям, связанным с нецелевым расходованием бюджетных средств в условиях продолжающегося реформирования экономики и необходимости сохранения ее от дальнейшей криминализации приобретает все более важное значение.

Общественные отношения,  складывающиеся по поводу использования финансовых ресурсов государст­ва, в настоящее время урегулированы недостаточно эффективно, о чем сви­детельствуют массовые случая их нецелевого использования, а также зло­употребления, допускаемые должностными лицами, осуществляющими опе­рации с ними.

Экономический ущерб, наносимый государству, моральный вред, причиняемый обществу и авторитету государственной власти, в резуль­тате совершения данных деяний - практически неисчислим.

В этой связи весьма актуальное значение приобрели вопросы регламен­тации ответственности за преступления, предусмотренные ст. 285.1 УК РФ, а также проблемы отграничения указанных посягательств от смежных деяний.

В настоящее время идет интенсивный процесс формирования практики применения норм об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, требующий не только практических знаний по реализации законодательных установлений, закрепленных в ст. 285.1 УК РФ, но и оперативного создания теорети­ческого базиса для уяснения правовой сущности и содержания нецелевого расходования бюджетных средств.

До введения в УК РФ указанной выше нормы[1] квалификация деяний, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, в зависимости от обстоятельств дела осуществлялась по статьям УК, преду­сматривающим ответственность за преступления против собственности, должностные преступления либо преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Между тем ученые и практики уже дав­но вполне справедливо обращали внимание на необходимость введения в уголовное законодательство специальных норм об ответственности за ука­занное преступление для того, чтобы более эффективно защитить интересы государства, общества и граждан в финансовой сфере и поставить надежный заслон посягательствам на бюджетные средства.

В этой связи криминализация в УК РФ нецелевого расходования указанных средств явилась логичным и последовательным правовым решением в сложившейся экономической ситуации.

Недостаточная эффективность данных уголовно-правовых норм, а также неудовлетворительная работа органов уголовной юстиции в значительной мере предопределили рост преступлений, связанных с нецелевым расходова­ние бюджетных средств (в 2004-2006 годах количество зарегистрированных преступлений, преду­смотренных ст. 285.1 УК РФ, возросло более чем в 3,5 раза). Безуслов­но, указанное обстоятельство негативно отражается на превентивной роли уголовного законодательства. Оно перестает выполнять задачу предупреж­дения новых преступлений.

Отдельные аспекты пре­ступности и наказуемости деяний, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, на­шли свое отражение в диссертационных исследованиях Ю.Л. Анисимова. АЛ. Асниса, Т.Б. Басовой, Д.Л. Бойкова, Ю.Н. Демидова, Н.А. Егоровой, С.В. Изосимова, А.В. Макарова, Н.С. Макаровой, Л.И. Никольской, Т.В. Пинкевич, О.А. Плеховой, С.В. Попова, M.B. Ремизова, О.С. Русаковой, В.И. Тюнина, P.P. Фазылова, А.В. Шнитенкова и некоторых других авторов. Од­нако комплексного анализа уголовно-правовых, связанных с уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств, до сих пор не проводилось.

В настоящей работе рассмотрены вопросы, связанные с историей развития норм отечественного уголовного законодательства об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, анализирует проблему объекта этих деяний, определяет их место в системе Особенной части УК РФ.

Основной целью работы является: разработка предложений, позволяющих повысить эффективность применения норм дей­ствующего УК РФ об ответственности за преступления, связанные с нецеле­вым расходованием бюджетных средств.

Поставленные цели конкретизируются в следующих исследовательских задачах:

  • изучить отечественный опыт регулирования отношений, возникающих при совершении преступления, связанного с нецелевым расходованием бюджетных;
  • исследовать особенности состава преступления, связанного с нецелевым расходованием бюджетных средств;
  • дать характеристику квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОГО ДЕЯНИЯ


Получившая в последнее время значительное распростра­нение практика нецелевого расходования бюджетных средств, препятствует ведению нормальной экономической деятельности государственными орга­нами и органами местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ, причиняя тем самым существенный вред интересам российского народа, общества и госу­дарства в целом.

Ежегодно в каждом регионе страны регистрируются факты нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

По материалам проверок исполнения законодательства в бюджетной сфере, проводимых Счетной палатой РФ в период с 2004 года по 2006 год правоохранительными органами было возбуждено уголовных дел: в 2003 г. – 20, в 2004 г. – 49, в 2005 г. – 72, в 2006 г. – 241.

По сведениям ГИЦ МВД РФ в 2004 г. было зарегистрировано 37 преступлений, предусматривающих ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

В структуре преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл.  30 УК РФ), общее количество которых составило 33 810, доля рассматривае­мых деяний составила 0,109% (ст. 285.1 УК РФ).

В 2005 году было выявлено 82 преступления, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, что составило  0,217% от общего количества всех должностных пре­ступлений, зарегистрированных в 2005 году.

По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество преступлений, пре­дусмотренных ст. 285.1 УК РФ, увеличилось на 121,62%.

Огромный объем нецелевым образом использованных бюджетных средств, которые пропадают в регионах вооруженного конфликта (Чеченская республика, Ингушетия и т.п.), есть так же не что иное, как деятельность ор­ганизованных преступных групп по их расхищению.

Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемых пре­ступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития деяний, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: а) дальнейшее увеличе­ние количества преступных деяний, совершаемых в бюджетной сфере; б) увеличение объема вреда, причиняемого преступлениями, предусмотренными ст. 285.1 УК РФ; в) повышение характера и степени общественной опасности преступности данного вида, вследствие увеличения ее уровня, из­менчивости и способности приобретать новые изощренные формы; г) сохра­нение достаточно высокой степени латентности.

Принимая во внимание вышеизложенное, вполне закономерен ответ на вопрос о том, целесообразна ли криминализация рассматриваемых преступлений. Полагаем, что криминализация этих деяний не только целесообразна, но и необходима.

Отечественный законодатель фактически с момента образования российской государственности предусматривал ответственность за такое преступление, а уголовное законодательство периода формирования правовых основ функционирования государственной финансовой системы, содержало самый исчерпывающий перечень преступлений, посягающих на сферу бюджетных правоотношений (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовное Уложение 1903 года).

Мы выделяем несколько этапов развития норм об ответственности за бюджетные преступления: а) первый этап характеризуется неразвитостью уголовно-правовой охраны рассматриваемой сферы. Нормы об ответственности за преступления, посягающие на государственную казну в первых источниках русского права (Псковская судная грамота, Соборное Уложение 1649 года, Артикул Воинский Петра I) находились еще в зачаточном состоянии, так как


[1] Федеральный закон РФ № 162-ФЗ от 8 дек. 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2003. - №50. – Ст. 4848

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить