Понятие и виды гарантий законности (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОННОСТИ    5
1.1. Понятие и принципы законности    5
1.2. Принципы законности    11
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГАРАНТИЙ ЗАКОННОСТИ    16
2.1. Виды гарантий законности    16
2.2. Конституционная законность    24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Законность – это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится раной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Вопрос о гарантиях законности – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений[1].

Данный вывод подтверждается негативными результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Вес это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь.

При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь в виду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы – ее зависимость, как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то, что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они определяются политико-правовой природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств – места и времени применения, решаемых задач и т.д.

Объектом исследования являются гарантии законности.

Предметом исследования выступают понятие, сущность и виды гарантий законности.

Целью работы является изучение понятия и видов гарантий законности.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- исследование теоретических аспектов законности;

- изучение понятия и видов гарантий законности.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Абдулаев М.И., Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Ершов В., Карташкин В., Лившиц Р.З., Марченко М.Н., Мелехин А.В., Морозова Л.А., Корельский В.М., Перевалов В.Д. и других ученых в области теории государства и права.

 

1. Теоретические аспекты законности

1.1. Понятие и принципы законности

 

Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности[2].

Статья 15 Конституции Российской Федерации[3] установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной правовой законности.

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы, а его современник Эсхил писал, что если в государстве будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые основаны не на законе, а на произволе правителей. В Великобритании впервые в истории было официально признано значение законности в осуществлении государственной власти: Великая хартия вольностей (1215) установила, что ни один человек (имелся в виду свободный подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской власти.

В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени известные французские мыслители Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой и правом, между властью и законом[4].

Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей. Законность и демократические формы государства являются теми началами, которые в той или иной форме и степени ограждают личность от произвола власти, общество в целом – от насилия со стороны тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с установлением равенства всех перед законом и судом.

 


[1] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2008. - С. 154.

[2] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Финансовый контроль, 2004. – С. 326.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - № 7.

[4] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2004. – С. 124.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить