Правовое регулирование банковской системы Российской Федерации (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ    5
1.1. Понятие банковской системы    5
1.2. Центральный банк как важнейший субъект финансово-правового регулирования    11
2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ    19
2.1. Проблема определения организационно-правовой формы    19
Банка России    19
2.2. Проблемы банковского надзора Центрального банка РФ    22
2.3. Проблема систематизации нормативных актов Банка России    28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    33

Введение

 

Актуальность темы исследования. Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы любого государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы. В юридической науке выделяют три таких характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; основанность на легко изымаемых денежных средствах и недостаточная открытость[1]. Именно эти характерные особенности банков определяют неустойчивость банковской системы и ее уязвимость к потенциально возможному кризису и краху.

Данные характерные особенности банков содержат в себе потенциальный источник нестабильности банковской системы того или иного государства в целом, способной вызвать "цепную реакцию" в виде краха банков одного за другим. Более того, в нерегулируемой обстановке конкурентной борьбы банки в стремлении выиграть гонку у конкурентов будут стремиться проводить операции, несущие излишне рискованный характер, что в конечном итоге приведет к ухудшению их финансового положения и, соответственно, положения их клиентов. Следовательно, банковское регулирование своей главной задачей имеет ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции.

Характерные особенности банков содержат в себе потенциальный источник нестабильной банковской системы любого государства. Бесконтрольная конкурентная борьба между банками может привести к ухудшению финансового положения не только самих кредитных организаций, но и их клиентов. В связи с этим главной задачей банковского регулирования должно стать ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике страны. Одним из видов банковского регулирования является пруденциальное, которое направлено на защиту системного интереса и в функции которого входят минимизация рисков, защита интересов вкладчиков, финансовая поддержка банка в момент кризиса Банком России.

Объектом исследования является банковская система Российской Федерации.

Предметом исследования выступает правовое регулирование банковской системы Российской Федерации.

Целью работы является изучение понятия, сущности и проблем правового регулирования банковской системы Российской Федерации.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- дать понятие и изучить сущность банковской системы России и ее правового регулирования;

- исследовать проблемы правового регулирования банковской системы России;

- выработать предложения по законодательному совершенствованию банковской системы России.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих ученых-правоведов: Братко А.Г., Вострикова Л.Г., Петрова Г.В., Горбунова О.Н.,    Борисов А.Н., Костькова О.В., Игнатьева С.В., Суханов Е.А., Дмитриева М.В., Невзоров И.В., Ерпылева Н.Ю. и др., а также Конституция РФ, КоАП РФ, ГК РФ, ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности".

Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части (подразделяется на две главы), заключения и списка использованных источников.

 

1. Cущность банковской системы России и ее правового регулирования

1.1. Понятие банковской системы

 

Норма ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"[2], определяя банковскую систему РФ, по существу, выделяет два ее уровня:

1) Банк России;

2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Как установлено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России[3], статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ[4], названным Законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 указанной статьи функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основы статуса Банка России закреплены в ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России; защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Как отмечал Конституционный суд России, эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения[5].

Следует отметить, что не вполне понятно, из чего исходил законодатель при включении в банковскую систему РФ субъектов, указанных в норме ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Если основным критерием является осуществление банковских операций, то, во-первых, данному критерию не соответствуют представительства иностранных банков, и, во-вторых, этому критерию соответствуют не указанные в рассматриваемой норме Внешэкономбанк, а также коммерческие организации, которые не являются кредитными организациями и которые осуществляют отдельные банковские операции в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках и банковской деятельности. Если же в норме ч. 1 ст. 2 данного Закона перечислены субъекты отношений, урегулированных банковским законодательством, то с очевидной необходимостью к ним должно быть отнесено Агентство по страхованию вкладов[6].

В норме ч. 2 ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности определена система актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности:

- Конституция РФ;

- федеральные законы, среди которых прямо названы Закон о банках и банковской деятельности и Закон о Банке России;

- нормативные акты Банка России.

Как видно, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормативными правовыми актами исключительно федерального уровня, что предопределено положениями п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которым в ведении России находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

 


[1] Ерпылева Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации.- 2008.- N 1.- С. 13.

[2] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 27.01.2010, N 30, ст. 3739.

[3] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5731.

[4] Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 7.

[5] Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (постатейный). – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 17.

[6] Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - М.: Проспект, 2007.- С. 48.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить