Проблемы реализации конституционных прав личности на безопасные условия труда (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Понятие конституционного права  личности на безопасные условия труда.. 9

1.1. Развитие законодательного регулирования понятия безопасных условий труда. Позиции норм международного права о праве на безопасные условия труда. 9

1.2. Право работника на безопасные условия труда и охрану труда согласно Российскому законодательству. 19

2. Проблема реализации конституционного права на безопасные условия труда отдельных категорий работников.. 44

2.1. Организация работодателем работы по обеспечению безопасных условий труда. 44

2.2. Охрана труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 61

2.3. Охрана труда работников, нуждающихся в особой социальной защите (труд женщин,  труд работников в возрасте до 18 лет, труд инвалидов). 65

2.4. Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей. 78

Заключение. 100

Список использованных источников.. 103

Приложения.. 112

 

Введение

 

Актуальность исследования. Любые осуществляемые в стране социально-экономические и политические преобразования должны иметь конечной целью обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод человека, которые были провозглашены Всеобщей декларацией прав человека, принятой резолюцией 217 А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН [40], а в последствии и закреплены в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991г. Постановлением Верховного Совета РСФСР. [3]

Положения данных деклараций - все для человека, для удовлетворения его материальных и культурных потребностей - ставят весьма важные задачи перед российским правом и обществом в целом, при этом центр внимания законодателя должен быть перенесен с декларирования прав на их реальное гарантирование. По степени выраженности юридических гарантий в объективном праве можно судить о степени развития всей системы российского права в целом, отдельных его отраслей, институтов, а также реальности субъективных прав граждан страны.

В названных декларациях закреплены основные права и свободы человека и гражданина, представляющие высшую ценность для государства и общества в целом, при этом особое внимание уделено праву человека на труд. Так, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Данные положения были закреплены и в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в ней закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях. Представляется, что особое внимание данным положениям уделено потому, что состояние здоровья человека, членов его семьи, производственные условия на рабочем месте, обеспечивающие безопасность работника, где гражданин проводит основную часть своего времени, в конечном счете, составляют один из важнейших объектов правовой защиты.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

В науке трудового права проблема личных прав рабочих и служащих исследована в аспектах развития концепции личной (индивидуальной) свободы как составной части реализации права на труд и трудовой чести и достоинства работников. Однако о системе личных прав рабочих и служащих, возникающих в сфере трудовой деятель­ности, их особенностях и общественной значимости пишут редко.

Положения Конституции РФ[4] о праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены детально развиты в Трудовом кодексе РФ [5],  а также в других нормативных правовых актах. В кодексе решены многие важные вопросы обеспечения права работника на охрану труда, включая порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, государственного надзора и контроля по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.

Право работника на здоровые и безопасные условия труда обеспечивается тем, что на администрацию предприятий, учреждений, организаций, которая должна гарантировать соответствующие условия труда, возлагается обязанность: внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм. Также, администрация обязана обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников, соблюдать требования охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений, проектировании и конструировании оборудования, машин и организации технических процессов, проводить другие мероприятия, обеспечивающие охрану здоровья работников в процессе труда. Соответственно предприятие, учреждение, организация несет материальную ответственность за невыполнение указанных обязанностей, а лица администрации -дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Несмотря на это состояние условий труда работников и уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Российской Федерации становятся серьезной социально - экономической проблемой.

Реальность сегодняшнего дня такова, что значительное количество людей трудится на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности или в условиях воздействия вредных для здоровья производственных факторов. С возникновением и развитием частного сектора в экономике получает широкое распространение практика замены трудовых договоров гражданско-правовыми договорами подряда и поручения, в которых не предусматривается условий безопасности и охраны труда. Все это приводит к тому, что уровень производственного травматизма растет год от года.

Государство принимает меры по совершенствованию правового механизма, повышающего ответственность работодателя за жизнь и здоровье работника, однако на сегодня ситуация по соблюдению прав граждан на безопасные условия труда не удовлетворительна, о чем свидетельствуют следующие данные.

Наряду с этим, трудовая деятельность остается одной из едва ли не самых незащищенных сфер деятельности, разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации весьма велик. Более того, проблема обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми.

Так, по данным Рострудинспекции в Республике Марий Эл, в 2007 году на производстве произошло 85 несчастных случаев, погибло 20 человек, в том числе 1 женщина, в 2008 году количество произошедших несчастных случаев с тяжелым исходом уменьшилось с 78 до 57 случаев, число погибших на производстве составило 31 человек, в том числе 2 женщины, в 2009 году соответственно 68 и 12 [54, с. 5].

Медленно ведется работа по аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям безопасности. Особенно тяжелое положение в сфере охраны труда в стране складывается на предприятиях добывающих отраслей: лесной и деревообрабатывающей, горнорудной, где 70-80 процентов рабочих мест характеризуются тяжелыми и вредными условиями труда.

Существует специально уполномоченные органы, которые ведут надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда. В их числе: Федеральная инспекция труда, Федеральный горный и промышленный надзор, Государственный энергетический надзор, Государственная санитарно - эпидемиологическая служба, профессиональные союзы.

Данными органами проводится значительная работа по соблюдению законодательства о труде, в том числе и по возмещении вреда, причиненного производственным травматизмом. Вместе с тем, сегодня работа этих органов по различным причинам не всегда является эффективной и не всегда приносит положительные результаты.

Все вышеизложенное говорит об актуальности темы исследования – «Проблемы реализации конституционных прав личности на безопасные условия труда», чем и обоснован выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования являются общественные отношения в области охраны трудовых прав граждан.

Предмет исследования реализация конституционных прав личности на безопасные условия труда.

Целью исследования является выявление проблем реализации конституционных прав личности на безопасные условия труда.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) изучить понятие конституционного права  личности на безопасные условия труда, исследовать развитие законодательного регулирования понятия безопасных условий труда и позиции норм международного права о праве на безопасные условия труда;

2) исследовать право работника на безопасные условия труда и охрану труда согласно Российскому законодательству;

3) Выявить проблемы реализации конституционного права на безопасные условия труда отдельных категорий работников;

4) предложить мероприятия по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда.

Правовую основу исследования составили международные документы, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации. Кроме того, источниками настоящей работы стали нормы как ранее действовавшего, так и действующего в настоящее время законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника, материалы гражданских дел, обобщения и иные материалы. Проанализированы данные судебной статистики, касающиеся вопросов исследования.

Теоретическую базу составляют исследование нормативно-правовых актов и материалов. Вопросами охраны прав работника на безопасные условия труда, возмещения вреда работнику в России занимались: И.Н.Поляков, С.Е.Донцов, В.В.Глянцев, Н.С.Малеин, А.М.Белякова, К.Б.Ярошенко, О.А.Красавчиков, ПЯ.Трубников, А.Ф.Кабанчук, Е.Ю.Овчинникова, Н.М.Гозенпунд, А.Д.Беринзон, С.М.Гудкович, Н.В.Мельников.

Методологическую базу исследования составляют общие и частные методы исследования, в том числе: сравнительно-правовой, системный, статистический, социологической. Исследование основывается на действующем федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Список использованных источников

 

Законодательство и иные нормативные акты

  1. Конвенция Международной организации труда N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. N 50. Ст. 4652.
  2. Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся (Страсбург, 9 декабря 1989 г.) // Библиотечка "Российской газеты". 1999. N 22-23.
  3. Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991г
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ ( ред.10.11.2009)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 3
  6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. (ред.27.12.2009) N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 1 (часть I). - Ст. 16
  7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. (ред. 27.12.2009) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (Часть I). - Ст. 4920
  8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. (ред. 30.12.2008)  N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 148
  9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. (ред.28.11.2009) N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3803

10. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. (ред. 17.07.2009) N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 27. - Ст. 2878

11. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Собрание законодательства РФ. -  2009. - N 48. - Ст. 5747

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. (ред.28.11.2009) N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3803

13. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 14. - Ст. 1688

14. Стратегии государственной молодежной политики в сфере труда, рассчитанной на период до 2016 г . // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 52 (часть III). - Ст. 5622

15. Концепция федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 сентября 2005 г. N 1515-р) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 40. - Ст. 4095

16. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. (ред. 110.04. 2005 ) N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 37. - Ст.3696

17. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (ред.1.02.2005) "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. -2003. - N 18. - Ст. 1716

18. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 (ред. 12.08.2009) "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // Собрание законодательства РФ. -2004. - N 25. - Ст. 2575

19. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. (ред. 20.06.2001) N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - N 10. - Ст. 1131

20. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 36 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 6. - Ст. 648

21. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 22. - Ст. 2314

22. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 10. - Ст. 1130

23. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 (ред. 21.03.1998 г.) N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 36. - Ст. 3550

24. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 35. - Ст. 4308

25. Постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" //  Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 5

26. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" // Российская газета от 22 февраля 2003 г. N 35

27. Постановление Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2001 г., N 4

28. Постановление Минтруда РФ от 25 декабря 1997 г. (ред. 26.06.2008) N 66 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998 г., N 8, 1999 г., N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8

29. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 ноября 2007 г. N 722 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 января 2008 г. N 4

30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 сентября 2004 г. N 38

31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 10 марта 2008 г. N 10

32. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 2000 г. N 107/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности" // СПС Гарант

33. Гигиенические нормативы ГН 1.2.1841-04 "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека". Дополнения и изменения 1 к ГН 1.1.725-98 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 5 марта 2004 г.) // Гигиенические нормативы.- М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. - 5 с.

34. Республиканская целевая Программа улучшения условий и охраны труда в Республике Марий Эл на 2007-2010 годы, утверждена Законом Республики Марий Эл от 5 октября 2006 года № 57-З

Специальная литература

35. Александров Н.Г. История труда и права. Новосибирск. Профи, 2002. 480 с.

36. Андрияхина А.М. Гущина К.О. Защита трудовых прав граждан. Практическое пособие. - "Дашков и К", 2008. – 230 с.

37.   Архипов В.В.,  Пакин И.А. Гарантированные выплаты: виды и практика их применения // Законодательство и экономика. – 2007. - N 10.- С. 4-22.

38. Батяев А.А. Новые положения в регулировании несчастных случаев на производстве // Трудовое право. – 2007. - N 2. – С. 12-34

39.   Белоусова М.В. Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда // Налоги (газета). – 2007. - NN 47, 48

40. Действующее международное право. Сборник. Т.2. М., издательство Московского независимого института международного права. 1977. – 520 с.

41. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда – 2009 Безопасный труд – право каждого человека // http://www.ilo.org/public/russiaf

42. Дубровская И.А. Новое в расследовании несчастных случаев на производстве: в соответствии с изменениями в Трудовом кодексе РФ (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). - "Гросс Медиа", 2010. – 220 с.

43. Дуденкова М.Б. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по материалам судебной практики (отдельные аспекты) // Законодательство. – 2009. - N 7. – С.82

44. Зайцева О.Б. Права и обязанности работодателя – физического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. - N 3. – С.19

45. Иванов С.А. История трудового права России: исторические коллизии // Государство и право. - 1999. - 4. С. 23 - 29.

46. Информация  о проделанной работе Государственной инспекцией труда  в Республике Марий Эл по совершенствованию надзорно-контрольной деятельности в сфере охраны труда за 4 квартал  2007 года.

47. Калашникова Л. Ответственность бизнеса в обеспечении безопасных условий и охраны труда//Охрана труда и социальное страхование. - 2009. - N 6. - С. 10 - 33

48. Колосовский А.В. Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение // Трудовое право. – 2008. - N 3. – С.19-42.

49. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - 4-е изд., испр. и доп./ Отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - "Юрайт", 2009. – 450 с.

50. Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об охране труда. - ООО "Новая правовая культура", 2007. – 320 с.

51. Крючков А.П. Расходы на медицинскую помощь при несчастном случае на производстве // Отдел кадров бюджетного учреждения. – 2010. -N 1

52. Кузнецов Г. Во что обходится несчастный случай//Охрана труда и социальное страхование. - 2009. - N 7. - С. 51-53.

53. Онищенко Г. Беда от труда//Российская газета. 2009. 22 апреля.

54. Пояснительная записка к отчету 21-ГИТ «О состоянии и мерах по улучшению условий  и охраны труда в Республике Марий Эл по итогам 2007-2009 г.г.»

55. Привлечены к ответственности из-за не обеспечения безопасного труда // http://proc.gov12.ru

56. Проект концепции Президентской программы "Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг."

57. Сивочалова О., Линник В., Соловьев А., Денисов Э., Куделина Л. Современный взгляд на охрану здоровья работающих женщин // Человек и труд. - 2009. - N 8. - С. 11- 21.

58. Черняева Д.В. Право на безопасные и здоровые условия труда как элемент права на справедливые условия труда // Справочник кадровика. - 2005. -№ 8. – С. 11-34

59. Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. - "Юстицинформ", 2009. – 270 с.

60. Шептулина Н.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников // Трудовое право. - 2008. - N 6. – С.9-37

61. Шептулина Н.Н. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин // Трудовое право. – 2008. - N 1. – С. 12-32

Судебная практика

62. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2007 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части двенадцатой статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации по запросу Ухтинского городского суда Республики Коми" // СПС "Гарант".

63. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2006 по делу N А82-1267/2006-31 // СПС КонсультантПлюс

64. Определение ВАС РФ от 28.09.2009 N ВАС-10641/09 по делу N А82-9695/2008-9 // ПС Гарант

65. Решение Волжского городского суда РМЭ от 28 июня 2009 г. по делу N 2-105-2009.

66. Решение Моркинского районного суда РМЭ от 15 декабря 2009 г. по делу N 2-3955/09.

67. Решение Медведевского районного суда, РМЭ от 15 ноября 2008 г. по делу N 2-2338/2008.

68. Решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2009 г. по делу № 119-2/ 2009

69. Решение Йошкар-Олинского городского суда от 13 августа 2007 г. Дело N 33-3754.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить