Развитие федерализма в США в конце XVIII-XIX вв. (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1.  ФЕДЕРАЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ    6
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИИ США    18
3. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В США В XIX ВЕКЕ.    23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Когда различные группы свободных людей – говорящих на разных языках, придерживающихся различных религиозных верований и культурных норм – соглашаются жить в рамках, определенных конституцией в результате договора, они ожидают иметь некоторую долю местной автономии и равные экономические и социальные возможности.

Федеральная система правления при разделении властных полномочий между местным, региональным и национальным уровнями облекает властью избранных чиновников, вырабатывающих и осуществляющих политику, приспособленную к местным и региональным нуждам. Они работают в партнерстве с национальным правительством и друг с другом над решением многих проблем, встающих перед страной.

Проблема развития формы государственного устройства является и сегодня одной из самых важных для многих государств, в том числе и для Российской Федерации.

Еще в недавнем прошлом отношения между центральной властью и регионами в нашей стране были дестабилизированы. В 90-е гг. прошлого века выявились следующие трудности федеративных отношений в России: неудовлетворительное распределение компетенции, прежде всего – в управлении собственностью; отсутствие механизма разрешения споров между федерацией и субъектами; отсутствие действенного механизма приведения в исполнение решений центральной власти, принятых в пределах ее полномочий; неудовлетворительное распределение экономических прав и обязанностей центра и субъектов Федерации, прежде всего – налогового бремени (что повлекло за собой массовый отказ ряда регионов от уплаты налогов); неравенство субъектов федерации; и т.д[1].

Все это потребовало от федерального правительства и, в первую очередь, от Президента РФ В.В. Путина огромных усилий по возвращению некоторых субъектов Федерации в общероссийское правое поле и выстраиванию четкой «вертикали» власти.

Несомненно, что эту линию на укрепление авторитета федеральной власти и установление единых «правил игры» для всех субъектов РФ продолжит и вновь избранный Президент РФ Д.А. Медведев.

Поэтому представляется, что российской науке государства и права целесообразно учитывать не только отечественный опыт налаживания федеративных отношений и национальную специфику, но и осваивать соответствующую практику других государств, имеющих аналогичную форму государственного устройства.

Несомненно, что опыт американского федерализма, как и опыт других государств, имеющих федеративное устройство, так или иначе будет оказывать дальнейшее влияние на формирование системы государственного устройства России. Поэтому тема данной работы является актуальной.

По мнению самих американских авторов, в основе понимания федерализма, как теоретического и операционного принципа, находятся несколько моментов, которые необходимо учитывать при анализе этого явления.

Они сводятся к следующему: федерализм одновременно относится к структуре и функционированию государственной власти; содействует сохранению как единства, так и разнообразия; выступает в одно и тоже время как политическое, так и социальное явление; связан как с определенными целями, так и средствами их достижения; эти цели могут быть как ограниченными, так и глобальными; существует несколько моделей политической организации, которые с полным правом можно назвать федерацией[2].

Среди американских авторов, занимающихся проблемами федерализма, следует назвать В. Андерсона, К. Беккера, В. Беннета, Д. Бермана, Д. Вебстера, Р. Велса, Д. Волкера, А. Гамильтона, Дж. Гарвея, Б. Грейвса, П. Гленденинга, Т. Дая, Дж. Джея, Д. Елазара, Л. Зиглера, Дж. Колхуна, С. Корвина, Г. Ласки, М. Лернера, А. Масона, Б. Масона, Р. Морриса, Дж. Мэдисона, В. Острома, М. Ригана, Р. Росса, В. Роула, Дж. Стори, Л. Трайба, Л. Фридмэна, Н. Фридриха, Х. Харта и других.

Среди советских и российских американистов следует в первую очередь назвать таких ученых, как Г.Б. Агабеков, Г.В. Александренко, В.А. Власихин, А.А. Володин, Б.С. Крылов, Н.Ю. Козлова, В.И. Лафитский, М.Л. Марченко, А.А. Мишин, В.О. Печатнов, Н.В. Сивачев, Л.Ю. Слезкин, В.В. Смирнов, В.В. Согрин, В.А. Туманов, Н.Н. Яковлев и других.

Цель данной работы состоит в исследовании развития федерализма в США в конце XVIII-XIX вв.

В соответствии с целью работы ставим перед собой следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты федерализма;
  • рассмотреть вопрос закрепления принципа федерализма в Конституции США;
  • изучить развитие федерализма в США в XIX веке.

 

1. ФЕДЕРАЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Федерализм – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации обладают большой степенью автономности, но при этом не имеют право, в одностороннем порядке отсоединится от государства. Джефферсон писал, что федерализм – это территориальная форма демократии[3].  При этом крайней формой федерализма является конфедерация. Субъект конфедерации в праве выйти из конфедерации без согласия других членов.

Федерация (фр. federation, от лат. foederatio - объединение, союз) – форма государственного устройства. Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

В отличие от унитарного государства федеративное имеет две системы высших органов власти – федеральные и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле этого слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации.

Одним из обязательных элементов федеративного государства является двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов.

Само применение термина «федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. По мнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализма заключается в разграничении власти различных государственных органов, а ее решение связано с большими трудностями[4].

Традиционное федеративное устройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в федерацию территорий в единое государство с разделением при этом государственного управления между центром и составными частями.

В центре создаются общенациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняет самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра и составных частей.

 


[1] Михалева Н.А. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. - М.: Просвещение. - 2004. - С. 79.

[2] Агабеков Г. Б. Современные концепции федерализма: Научно-аналитический обзор. - М., 1983. - С. 23.

[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. - 2007. - C. 225.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. - 2007. - C. 228.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить