Состав административного правонарушения (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Общие положения об административном правонарушении 8

1.1. Понятие и признаки административного правонарушения. 8

1.2. Классификация видов административных правонарушений. 18

2. Состав административного правонарушения.. 35

2.1. Объект административного правонарушения. 35

2.2. Объективная сторона административного правонарушения. 37

2.3. Субъект административного правонарушения. 43

2.4. Субъективная сторона административного правонарушения. 46

3. Проблемы привлечения к ответственности по отдельным видам административных правонарушений.. 52

Заключение. 78

Список используемых источников. 81

Введение

В правоохранительном блоке Российского законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Кодекс об административных правонарушениях.[1] Принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вновь активизировало проблему административно-процессуальных правоотношений между различными субъектами административной юрисдикции, сам порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и их пересмотр.

Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения — явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.

Ежегодный рост количества административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, становится устойчивой тревожной тенденцией. По данным ГИАЦ МВД России в 2008 г. только органы внутренних дел зарегистрировали 71 846 479 административных правонарушений. Это на 2 630 484, или на 3.8% больше аналогичного показателя за 2007 г. и на 8 607 227 правонарушений больше, чем было совершено в 2006 г. (рост на 13.6% по сравнению с 2006 г.). Нельзя не отметить, что наряду с увеличением количества совершенных административных правонарушений происходит увеличение доли наиболее опасных правонарушений в общей массе совершенных правонарушений. Так, в 2008 г. количество совершенных правонарушений в области безопасности дорожного движения по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. выросло на 8.6%. Количество зарегистрированных нарушений алкогольного законодательства, за которые предусмотрено наложение административного наказания, увеличилось на 9.7% по сравнению с 2007 г.; количество зарегистрированных случаев мелкого хулиганства – на 7.6%. Ситуация усугубляется сложностью в оценке латентности административных правонарушений. По различным экспертным оценкам за год в стране совершается более 100 млн. административных правонарушений. Своевременно не выявленные и не пресеченные административные правонарушения приводят к причинению вреда здоровью людей, уничтожению или повреждению имущества, причинению непоправимого вреда окружающей природной среде и зачастую перерастают в преступления.

Обращает на себя внимание и то, что ежегодный рост числа совершенных правонарушений никак не влияет на эффективность применения уполномоченными органами законодательства об административных правонарушениях. Одним из показателей, говорящих об этом, является отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме штрафов, наложенных за совершение административных правонарушений. В 2008 г. было взыскано лишь 53.3% наложенных штрафов. Аналогичный показатель за 2007 г. составляет 52%, за 2006 г. – 51.5%. На основании изложенного можно сделать вывод о недостаточной эффективности действующего сегодня законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний.

Тенденция к росту числа административных правонарушений сохраняется, несмотря на непрерывное изменение административно-деликтного законодательства и ужесточение административных наказаний.

Новый кодекс и российское административное законодательство в целом базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан.

Со времени введения в 2002 г. в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было принято более 80 федеральных законов, изменяющих или дополняющих его нормы. Значительная часть изменений, внесенных в КоАП РФ, была призвана устранить пробелы в административно-деликтном законодательстве и коллизии КоАП РФ с правовыми нормами, содержащимися в других нормативных актах. В то же время большое количество внесенных изменений и дополнений создает дополнительные трудности для применения законодательства об административной ответственности и порождает новые противоречия.

Важные вопросы административного правонарушения и административной ответственности с позиций теории правоотношений были исследованы И.А. Галоганом[2], который попытался рассмотреть содержание административной ответственности как особого вида административных -процессуальных отношений.

Ценный материал содержится также в работе А. Б. Агапова[3]. Правда, эта работа написана на основе старого Кодекса РСФСР, но в ней использованы и законодательные акты последних лет. Особо внимание в книге уделено развитию представлений об административных правонарушениях, их юридического и социального статуса.

В 90-есть годы появилось лишь одно исследование, посвящённое административным правонарушениям. Это работа А. А. Турусова[4]. Однако она носит не столько научно теоретический, сколько прикладной характер.

В советский период (после принятия в 1984 году Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) проблемы, связанные с административными правонарушениями, активно разрабатывались. В частности рассматривался вопрос о соотношении административного правонарушения и преступления[5]. Данное учебное пособие, на наш взгляд, и сегодня не утратило актуальности. Представляет интерес и работа М. С. Студеникиной[6], представляющее научно-теоретическое исследование административных правоотношений.

Изучение институтов административного правонарушения и административной ответственности тесно связано также с такими учеными как Шергин А.П., Мышалев М.Б., Коренев А.Н., Салищева И.Г., Сорокин В.Д., Бахрах Д.Н. и многих других.

Цель данной работы — рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена и видов административных правонарушений в соответствии с современным законодательством .

Основные задачи:

  1. Выявление основных признаков административного правонарушения; рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
  2. Изучение видов административных правонарушений;
  3. Изучение судебной практики по применению ответственности за различные виды административных правонарушений;
  4. Выявление проблем законодательного регулирования и разработка предложений по его совершенствованию в сфере ответственности за административные правонарушения.

В первой главе работы дается понятие и раскрывается содержание административного правонарушения и характеристика его состава.

Во второй главе дана общая характеристика составов отдельных видов административных правонарушений.

В третьей главе характеризуются проблемы привлкчения к административной ответственности по отдельным видам административных праовнарушений, предложены новеллы законодательного регулирования.

Основным источников для написания дипломной работы стал Кодекс об административных правонарушениях, а также нормативно-законодательные акты и материалы судебной практики.

[1] КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 1.

[2] Галоган И.А. Административная ответственность. — Воронеж. 1970.

[3] Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2000.

[4] Турусов А. А. Осторожно: КоАП — защищайтесь! М., Ростов н/Д., 1999.

[5] См. работу: Мурзилов А. И. Преступление и административное правонарушение. М., 1985

[6] Студеникина М. С. Что такое административная ответственность? М., 1990.