Уголовно-исполнительное законодательство России и международные правовые акты (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    5
2. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ    18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    38

 

Введение

 

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами явились принятие Уголовного кодекса[1] (УК, 1996 г.) и Уголовно-исполнительного кодекса[2] (УИК, 1997 г.) Российской Федерации, урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в ст. 44 УК, а также иных мер уголовно-правового характера. Принятие УИК позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 г. исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, секретная инструкция МВД СССР о порядке исполнения смертной казни и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств[3].

УИК закрепил важнейшее положение уголовно-исполнительной политики российского государства о направленности законодательства и практики его применения на решение задачи первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности рассчитывать на правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.

Кодекс отличается гуманистической направленностью, что немаловажно в условиях построения демократического правового государства в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют закрепление в его нормах общих и специальных принципов уголовно-исполнительной политики, законодательства и права, ориентация норм на международные стандарты обращения с осужденными и четкое определение правового статуса осужденных, их субъективных прав, законных интересов и обязанностей. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Цель исследования состоит в изучении соответствия уголовно-исполнительного законодательства России и международных правовых актов.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие, содержание и структуру уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

- исследовать соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами.

 

1. Понятие, содержание и структура уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

 

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия[4].

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ[5] в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство. Положение, сформулированное Конституцией Российской Федерации, означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Поэтому в систему уголовно-исполнительного законодательства должны входить не Основы законодательства, регулирующие исполнение наказаний, а УИК. Это вытекает из разграничения компетенций Российской Федерации и ее субъектов, предусмотренных в ст. 71-72 Конституции РФ.

Уголовно-исполнительное законодательство до принятия УИК состояло из ИТК, принятого в 1970 г., с изменениями и дополнениями, внесенными после вступления его в законную силу, Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (1984 г.), Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положения о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР.

С принятием в декабре 1996 г. УИК система уголовно-исполнительного законодательства принципиально изменилась. Прежде всего утратили силу почти все перечисленные выше законодательные акты, кодекс стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК. В ч. 1 ст. 2 УИК указывается, что «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов». Таким образом, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. I ст. 2 УИК законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний. К числу таких актов относится единственный закон, который не утратил силу в связи с принятием УИК, – «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[6] Другим актом является Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (декабрь 1996 г.).

Анализ УИК показывает, что в ряде его статей содержатся положения о том, что решение отдельных вопросов, связанных с исполнением наказаний, подлежит регулированию соответствующими федеральными законами, к их числу относится законодательство о мерах безопасности, применяемых к осужденным (ч. 2 ст. 86 УИК). В настоящее время применение указанных мер регулируется Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[7].

Новый УК и соответственно УИК предусматривают в качестве основания освобождения от наказания амнистию и помилование. При издании актов об амнистии в каждом конкретном случае принимается соответствующее постановление Государственной Думы, предусматривающее процедуру применения. В этой связи в УИК не

 


[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 17.08.2008, N 25, ст. 2954.

[2] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 23.07.2008, N 2, ст. 198.

[3] Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Юристъ, 2007.- С. 23.

[4] Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Юристъ, 2007.- С. 28.

[5] Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- № 237.

[6] Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 19.06.2007) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // СПС КонсультантПлюс.

[7] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова.- М.: ИНФРА-М.- 2008.- С. 122.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить